«Инженеры не любят копировать»
О технологиях, которые помогут пользователям искать информацию в интернете, в каких случаях сейчас используют голосовой поиск и при каких условиях «Яндекс» готов платить СМИ за контент — Андрей Стыскин в интервью РБК
![756258380007372.jpg](https://cs.kiozk.ru/content/article/en2/w8q/dwt/3gdd6dlrxjjrxowl3z7z7av/kka3tv.jpg?v=2&temp_url_sig=PXAhbt3vNAlAWycAOHDz8A&temp_url_expires=1739024976)
«Яндекс» был основан в 2000 году как сервис для поиска в интернете. И до сих пор поиск — одно из важнейших направлений бизнеса компании, на рекламе в поиске и других сервисах интернет-холдинг зарабатывает 49% выручки, или 39,5 млрд руб., по итогам первого квартала 2021 года (последние доступные данные). Россия остается одной из немногих стран в мире, где лидером на рынке поиска является не мировой монополист Google, а национальная компания. По данным «Яндекс.Радар», сейчас доля «Яндекса» на рынке поиска в России составляет 58,8%, а Google — 39,4%. Однако в 2015–2016 годах российская компания теряла долю: на мобильных устройствах, которые стремительно набирали популярность, по умолчанию использовался поисковик Google, так как компания является владельцем операционной системы Android. Исправить ситуацию удалось только после того, как Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обязала Google не препятствовать установке на смартфоны альтернативных поисковых приложений. Дело было возбуждено по жалобе «Яндекса».
Теперь сам «Яндекс» является объектом расследования ФАС. В августе 2020 года ivi, Avito, ЦИАН, Profi.ru, «Туту.ру» и другие игроки российского интернет-рынка пожаловались на компанию из-за использования так называемых колдунщиков — интерактивных виджетов, всплывающих на странице результатов поиска после рекламы. В феврале этого года ФАС вынесла «Яндексу» предупреждение и потребовала до 1 апреля устранить нарушение. Этого не произошло, и ФАС возбудила дело против «Яндекса», его рассмотрение должно состояться в июле.
Параллельно в отдельных странах звучат предложения обязать цифровые платформы платить СМИ за контент. О жалобе в ФАС, конкуренции с Google и о том, что компания намерена добровольно делиться со СМИ частью выручки, в интервью РБК рассказал Андрей Стыскин, директор бизнес-группы поиска, рекламных и облачных сервисов «Яндекса», в зону ответственности которого входят все поисковые продукты и технологии компании, реклама в поиске, голосовой помощник «Алиса», геосервисы, сервисы «Погода», «Новости», «Путешествия» и др.
Про спор вокруг «колдунщиков»
После того как ФАС возбудила дело против «Яндекса», компания опубликовала принципы, согласно которым сторонние сервисы могут получить представление в поиске с помощью обогащенных, то есть расширенных, ответов. Для этого им нужно предоставить большой объем данных «Яндексу», а также поддерживать на своих ресурсах авторизацию и оплату через инструменты интернет-компании. Пожаловавшимся в ФАС компаниям такие условия не понравились.
По словам Андрея Стыскина, несмотря на сомнения со стороны ряда бизнесов, сейчас «Яндекс» ведет переговоры об интеграции в соответствии с опубликованными принципами более чем с 40 крупными и небольшими компаниями (какими конкретно, он не называет).
— Все без исключения поиски в мире, в том числе в США, Китае, Корее, используют обогащенные ответы, для того чтобы улучшать пользовательский опыт. Это не вчера придуманная вещь. «Яндекс» развивает такие ответы больше десяти лет, у нас больше десятка видов публично доступных обогащенных ответов. Для миллионов сайтов мы обогащаем выдачу автоматически, например для сайтов СМИ, а больше 30 тыс. интернет-магазинов на безвозмездной основе самостоятельно предоставляют данные для обогащения выдачи. Заявители [жалобы в ФАС] хотят получить больше внимания и трафика, но внимание пользователя небесконечно. Задача «Яндекса» — найти правильный баланс и помочь решить вопрос пользователя наилучшим образом. Поэтому важно затачивать интеграции с партнерами под каждый сценарий, что требует дополнительной разработки. Иначе получается, как в оригинальной «Золушке» братьев Гримм: лучше отрубить пальцы сестрам, лишь бы влезть в туфельку. А нам важно найти именно правильную Золушку под правильный размер туфли.
Свою ключевую задачу в качестве поисковика компания видит в том, чтобы «создать максимально универсальный поиск, который ищет объекты во всех доступных источниках», говорит Стыскин. Например, если человек захочет посмотреть французскую комедию, ему не нужно будет искать ее отдельно в каждом онлайн-кинотеатре или «Афише». Достаточно будет забить вопрос в поиске «Яндекса», чтобы увидеть в одном блоке фильмы из коллекции «Кинопоиска», Okko и других онлайн-кинотеатров, а также те, что идут в кино. Интеграция в такие универсальные ответы бесплатная. Стыскин рассчитывает, что благодаря публикации принципов компания сможет интегрировать большее количество партнеров.
![756258380351480.jpg](https://cs.kiozk.ru/content/article/en2/w8q/dwt/3gdd6dlrxjjrxowl3z7z7av/lzv795.jpg?v=2&temp_url_sig=GJawUny9U84bGyIYjgYWXA&temp_url_expires=1739024976)
Он напомнил, что «Яндекс» уже давно разрабатывал и предлагал партнерам более заметное представление в поисковой выдаче. В 2013 году компания представила такие форматы в рамках проекта «Острова», но тогда они не пользовались большим спросом, потому что интеграция требовала технических усилий со стороны партнеров, к которым рынок не был готов. «В 2021 году общий уровень технологий, доступных участникам рынка, гораздо выше, чем в 2013-м, а мы со своей стороны пытаемся в каждом следующем поколении своего предложения упростить порог входа в интеграцию с поиском», — отметил Стыскин.
— Когда мы опубликовали свои принципы, представители рынка, в том числе коалиции [компаний, пожаловавшихся в ФАС], спросили, зачем нам столько информации. Мы объясняем, что без этих данных не получится сделать полезный людям обогащенный ответ. Например, чтобы искать по сайтам, через которые продаются автомобили, мало иметь только фото и пробег машины. Необходимо знать, как люди взаимодействовали с конкретным объявлением в прошлом, на что кликали. Тогда мы не будем предлагать человеку, который ищет семейный автомобиль, модели стоимостью на порядок выше.
Пилот с HeadHunter
По словам Андрея Стыскина, «Яндекс» делает пилот с HeadHunter, в рамках которого последний отдает feed (поток контента, который автоматически подгружается блоками. — РБК). «База объявлений о работе достаточно быстро обновляется, важно не ждать, пока поисковый робот обойдет по ссылкам в интернете всю информацию, а получить актуальную информацию непосредственно от HeadHunter. Без данных о кликах и других действиях пользователей мы не понимали, решил человек задачу или нет. Мы видели ухудшение пользовательских показателей, так как люди возвращались и снова задавали уточняющие вопросы. Когда стали использовать данные «Яндекс.Метрика», при переходе из обогащенного ответа в среднем на 20% вырос показатель полезных действий соискателей на сайте — регистраций или откликов на вакансию. Это произошло потому, что мы поняли, какие работодатели интересны человеку, и начали показывать их вакансии. В итоге люди быстрее находят работу, а сайт получает нужную аудиторию», — пояснил Стыскин.