Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

За последние пять лет в креативных индустриях России создано более 4,6 миллиона рабочих мест, по итогам 2024 года объем инвестиций в основной капитал организаций креативного сектора России достиг 1 триллиона рублей. Креативные индустрии формируют новый образ страны, помогают формировать уникальную национальную идентичность и открывают новые возможности для регионов. Почему же именно сейчас креативная экономика становится главной движущей силой развития России?
В преддверии «Российской креативной недели», которая пройдет с 25 по 27 сентября в Москве, в Национальном центре «Россия», «ФедералПресс» в эксклюзивном интервью поговорил с Мариной Монгуш — президентом АНО «Креативная экономика», директором РКН. Она рассказала о главных достижениях креативных индустрий, вызовах и перспективах будущего, а также о том, как творчество, ценности и региональные проекты становятся катализаторами развития нового типа экономики.
Марина Николаевна, лейтмотивом анонсирующей кампании «Российской креативной недели» стало подведение итогов первой «пятилетки» РКН и переход на новый этап развития. Что изменилось за это время?
Пять лет назад, когда мы только начинали эту деятельность, главной задачей было перевести в правовое поле позицию креативного класса в России, показать, что в креативных отраслях занято почти пять миллионов человек, и изменить отношение к ним: мы — это не просто сфера развлечений или культуры, а профессиональное сообщество, создающее кино, дизайн и другие творческие продукты в разных креативных направлениях. Мы стремились вывести креативный класс на новый уровень, сделать его партнером государства, а не просто исполнителем. И это удалось. Сегодня ситуация кардинально изменилась: о креативных индустриях раньше никто не говорил, а сейчас первые лица государства транслируют эту повестку, появился федеральный закон, каждый губернатор начал разбираться и вовлекаться в эту работу, анализируя, какие компании работают в регионе и какие формы взаимодействия с ними могут быть наиболее эффективными. Признанными лидерами развития креативных индустрий стали Москва, Санкт-Петербург, Республика Саха (Якутия), Нижегородская область, Красноярский край и Свердловская область, Республика Татарстан, растет потенциал таких регионов, как Новосибирская область, Пермский край, Ханты-Мансийский автономный округ.
Произошло признание креативного класса, и все причастные почувствовали себя нужными и важными для страны. Это мощный импульс к проактивному развитию всех креативных индустрий, что очень радует, вызывает гордость.
За эти пять лет мы инициировали самые крупные изменения в стране и в законодательной сфере, создавали площадки и инструменты поддержки креативного бизнеса. Регионы — лидеры креативной экономики, такие как Москва, Красноярский край, Нижегородская область, Челябинская область и Республика Саха (Якутия), продемонстрировали значительный рост валового регионального продукта и создание десятков тысяч новых рабочих мест в креативном секторе. Москва удерживает лидирующую позицию с объемом ВРП свыше 3 трлн рублей и более 1,3 млн занятых в креативных индустриях, в то время как Красноярский край и Республика Саха успешно развивают кино, дизайн, ремесла и IT, создавая современные кластеры и поддерживая предпринимателей. Эти достижения отражают системную работу регионов по созданию инфраструктуры, привлечению инвестиций и вовлечению власти и бизнеса, что способствует устойчивому развитию и укреплению креативной экономики страны.
Власть услышала потребности бизнеса, был создан Президентский фонд культурных инициатив, который оказал поддержку более чем восьми тысячам творческих инициатив за период 2021 – 2025 годов, инвестиции составили порядка 42,5 миллиарда рублей — это стартовые невозвратные деньги для креативных предпринимателей. Более того, в нескольких актуальных грантовых конкурсах 2025 года объем финансирования фондом составляет несколько миллиардов рублей, направленных на поддержку сотен проектов. Более 50 институтов развития креативных индустрий работают по всей стране, а в 60 регионах функционируют 93 школы, что свидетельствует о сформированной и эффективной инфраструктуре поддержки креативного бизнеса. Сегодня любой, кто решил развивать бизнес в этой сфере, может получить помощь в региональных институтах — будь то сопровождение, акселерационные программы, возможность представить свои продукты на специализированных площадках или другие формы поддержки.
Какие первоочередные задачи стоят перед креативным сектором на новом этапе?
С одной стороны, нам важно достигнуть 6%-й доли ВВП страны, и мы стремимся, чтобы наш креативный бизнес создавал продукты с высокой маржинальностью, которые одновременно опираются на традиционные российские ценности. Важно формировать экономику, в которой ценностное содержание становится неотъемлемой частью креативных решений, укрепляя культурную идентичность регионов и поддерживая устойчивое развитие. Такая стратегия способствует созданию экосистемы, где бизнес не только успешен экономически, но и значим для общества.
С другой стороны, сегодня мы сталкиваемся с многочисленными вопросами, связанными с контентом, которые возникают из-за отсутствия четких и единых разъяснений для рынка: что разрешено, а что нет, а также из-за отсутствия общей стратегии и согласованных стандартов. В частности, требуется разработка единой книжной политики — то есть выработка согласованных правил и подходов, которые обеспечат равные условия и прозрачность для всех самозанятых и других участников книжного рынка, включая издателей, авторов и продавцов. В ответ на эти вызовы президент РФ дал поручение подготовить комплексную стратегию развития креативной экономики, а также запустить федеральный проект, направленный на системное развитие отрасли с учетом интересов всех сторон.
Однако я считаю, что после такого внимания государства к этому вопросу и после стратегической сессии с председателем правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным, где были предложены инициативы по созданию координационного совета между Администрацией президента и правительством, у нас появляется возможность выстроить эффективную межведомственную координацию по вопросам экономического роста и развития ценностно ориентированной экономики. Ведь креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты, и именно в этом ее сложность и преимущество. Наша задача — институтов развития и органов власти — сохранить этот баланс: не ограничиваться только ростом доли ВВП, а не забывать о содержании. Ценностно ориентированный контент должен быть конкурентоспособным, коммерчески успешным и востребованным, чтобы одновременно обеспечивать экономический рост и развитие культурных ценностей.
Чем принципиально будет отличаться нынешний форум от предыдущих, каких новаций можно ожидать?
«Российская креативная неделя» — это визионерская площадка, которая ставит перед собой задачу показывать новые тренды, задавать актуальные векторы развития и формировать темы, которые затем годами разбираются и реализуются в стране министерствами, ведомствами, институтами развития и регионами. Через сессии деловой программы мы предлагаем новые решения, формируя масштабную площадку с акцентом на человекоцентричность, ценностно ориентированную экономику и стратегическую поддержку регионального развития при активной роли государства. Мы стараемся освещать сложные вопросы, разъяснять их и предлагать новые направления. В начале нашей работы, пять лет назад, главной задачей было создать тренд на развитие креативных индустрий и объяснить их важность для государства. Мы стремились показать, что креативный сектор — это не просто творчество, а важная часть экономики, и помочь бизнесу понять, как взаимодействовать с органами власти, создавая инструменты поддержки.
За прошедшие годы мы создали базу, и следующий этап — это переход от обсуждения, что такое креативные индустрии, к пониманию их роли в креативной экономике, а затем — переход уже к ценностно ориентированной экономике. Почему это важно? Потому что многие путают креативность и творчество как навык, а также не понимают разницы между креативными индустриями и креативной экономикой. И ценностно ориентированная экономика — это новый термин, который иногда вызывает даже недоумение. Наша задача — разъяснить этот следующий шаг: в частности, показать, как креативные индустрии влияют на капитализацию и маржинальность других отраслей — сельского хозяйства, транспорта, городского развития и так далее.
Например, территориальное развитие: в эпоху сырьевой экономики города строились по устоявшимся, традиционным моделям, а сейчас наступила новая эпоха, когда меняется весь сценарий жизни человека. Нам нужно помочь мэрам, архитекторам, урбанистам понять, каким будет человек в эпоху креативной экономики и что ему необходимо для реализации своих жизненных сценариев.
На каких задачах вы планируете сосредоточиться в последующей работе, какие из них будут в центре обсуждения на форуме?
На «Российской креативной неделе» мы показываем, как креативные индустрии встраиваются в экономические процессы. Программа будет делиться на три ключевых блока. Первый — развитие ценностно ориентированной экономики до 2035 года. После принятия закона и начала активной работы Минэкономразвития, которое сегодня выступает стратегическим партнером «Российской креативной недели», открылись новые горизонты для обсуждения будущих экономических инициатив в масштабах всей страны. На пленарных сессиях этого года особое внимание планируется уделить вопросам интеграции традиционных духовных и культурных ценностей в современную экономику, а также созданию эффективной инфраструктуры поддержки креативных индустрий, обсуждению единой стратегии, правовой базы и дальнейшего развития креативных кластеров в регионах. И здесь есть о чем говорить с точки зрения развития экономики в целом по стране.
Второй блок — пространственное развитие, то есть развитие территорий, городов и сел в эпоху нового типа экономики. Как формируется экономика современного города, как развиваются сельские территории с учетом того, что креативный бизнес становится ключевым драйвером жизни и процветания любого населенного пункта — это очень важно.
Третий трек программы посвящен человеку как ядру креативной экономики и строится вокруг идеологии человекоцентричности. Этот блок подчеркивает важность создания условий, где ценности и потребности личности становятся приоритетом, обеспечивая раскрытие творческого потенциала, поддержку талантов и формирование смыслов, которые укрепляют социальные связи и культурную идентичность. Человекоцентричный подход способствует развитию устойчивой и гармоничной экосистемы, где инновации и творчество служат не только экономическому росту, но и благополучию общества в целом.