Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПрессБизнес

Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Надежда Колесникова

За последние пять лет в креативных индустриях России создано более 4,6 миллиона рабочих мест, по итогам 2024 года объем инвестиций в основной капитал организаций креативного сектора России достиг 1 триллиона рублей. Креативные индустрии формируют новый образ страны, помогают формировать уникальную национальную идентичность и открывают новые возможности для регионов. Почему же именно сейчас креативная экономика становится главной движущей силой развития России?

В преддверии «Российской креативной недели», которая пройдет с 25 по 27 сентября в Москве, в Национальном центре «Россия», «ФедералПресс» в эксклюзивном интервью поговорил с Мариной Монгуш — президентом АНО «Креативная экономика», директором РКН. Она рассказала о главных достижениях креативных индустрий, вызовах и перспективах будущего, а также о том, как творчество, ценности и региональные проекты становятся катализаторами развития нового типа экономики.

Марина Николаевна, лейтмотивом анонсирующей кампании «Российской креативной недели» стало подведение итогов первой «пятилетки» РКН и переход на новый этап развития. Что изменилось за это время?

Пять лет назад, когда мы только начинали эту деятельность, главной задачей было перевести в правовое поле позицию креативного класса в России, показать, что в креативных отраслях занято почти пять миллионов человек, и изменить отношение к ним: мы — это не просто сфера развлечений или культуры, а профессиональное сообщество, создающее кино, дизайн и другие творческие продукты в разных креативных направлениях. Мы стремились вывести креативный класс на новый уровень, сделать его партнером государства, а не просто исполнителем. И это удалось. Сегодня ситуация кардинально изменилась: о креативных индустриях раньше никто не говорил, а сейчас первые лица государства транслируют эту повестку, появился федеральный закон, каждый губернатор начал разбираться и вовлекаться в эту работу, анализируя, какие компании работают в регионе и какие формы взаимодействия с ними могут быть наиболее эффективными. Признанными лидерами развития креативных индустрий стали Москва, Санкт-Петербург, Республика Саха (Якутия), Нижегородская область, Красноярский край и Свердловская область, Республика Татарстан, растет потенциал таких регионов, как Новосибирская область, Пермский край, Ханты-Мансийский автономный округ.

Произошло признание креативного класса, и все причастные почувствовали себя нужными и важными для страны. Это мощный импульс к проактивному развитию всех креативных индустрий, что очень радует, вызывает гордость.

За эти пять лет мы инициировали самые крупные изменения в стране и в законодательной сфере, создавали площадки и инструменты поддержки креативного бизнеса. Регионы — лидеры креативной экономики, такие как Москва, Красноярский край, Нижегородская область, Челябинская область и Республика Саха (Якутия), продемонстрировали значительный рост валового регионального продукта и создание десятков тысяч новых рабочих мест в креативном секторе. Москва удерживает лидирующую позицию с объемом ВРП свыше 3 трлн рублей и более 1,3 млн занятых в креативных индустриях, в то время как Красноярский край и Республика Саха успешно развивают кино, дизайн, ремесла и IT, создавая современные кластеры и поддерживая предпринимателей. Эти достижения отражают системную работу регионов по созданию инфраструктуры, привлечению инвестиций и вовлечению власти и бизнеса, что способствует устойчивому развитию и укреплению креативной экономики страны.

Власть услышала потребности бизнеса, был создан Президентский фонд культурных инициатив, который оказал поддержку более чем восьми тысячам творческих инициатив за период 2021 – 2025 годов, инвестиции составили порядка 42,5 миллиарда рублей — это стартовые невозвратные деньги для креативных предпринимателей. Более того, в нескольких актуальных грантовых конкурсах 2025 года объем финансирования фондом составляет несколько миллиардов рублей, направленных на поддержку сотен проектов. Более 50 институтов развития креативных индустрий работают по всей стране, а в 60 регионах функционируют 93 школы, что свидетельствует о сформированной и эффективной инфраструктуре поддержки креативного бизнеса. Сегодня любой, кто решил развивать бизнес в этой сфере, может получить помощь в региональных институтах — будь то сопровождение, акселерационные программы, возможность представить свои продукты на специализированных площадках или другие формы поддержки.

Какие первоочередные задачи стоят перед креативным сектором на новом этапе?

С одной стороны, нам важно достигнуть 6%-й доли ВВП страны, и мы стремимся, чтобы наш креативный бизнес создавал продукты с высокой маржинальностью, которые одновременно опираются на традиционные российские ценности. Важно формировать экономику, в которой ценностное содержание становится неотъемлемой частью креативных решений, укрепляя культурную идентичность регионов и поддерживая устойчивое развитие. Такая стратегия способствует созданию экосистемы, где бизнес не только успешен экономически, но и значим для общества.

С другой стороны, сегодня мы сталкиваемся с многочисленными вопросами, связанными с контентом, которые возникают из-за отсутствия четких и единых разъяснений для рынка: что разрешено, а что нет, а также из-за отсутствия общей стратегии и согласованных стандартов. В частности, требуется разработка единой книжной политики — то есть выработка согласованных правил и подходов, которые обеспечат равные условия и прозрачность для всех самозанятых и других участников книжного рынка, включая издателей, авторов и продавцов. В ответ на эти вызовы президент РФ дал поручение подготовить комплексную стратегию развития креативной экономики, а также запустить федеральный проект, направленный на системное развитие отрасли с учетом интересов всех сторон.

Однако я считаю, что после такого внимания государства к этому вопросу и после стратегической сессии с председателем правительства Российской Федерации Михаилом Мишустиным, где были предложены инициативы по созданию координационного совета между Администрацией президента и правительством, у нас появляется возможность выстроить эффективную межведомственную координацию по вопросам экономического роста и развития ценностно ориентированной экономики. Ведь креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты, и именно в этом ее сложность и преимущество. Наша задача — институтов развития и органов власти — сохранить этот баланс: не ограничиваться только ростом доли ВВП, а не забывать о содержании. Ценностно ориентированный контент должен быть конкурентоспособным, коммерчески успешным и востребованным, чтобы одновременно обеспечивать экономический рост и развитие культурных ценностей.

Чем принципиально будет отличаться нынешний форум от предыдущих, каких новаций можно ожидать?

«Российская креативная неделя» — это визионерская площадка, которая ставит перед собой задачу показывать новые тренды, задавать актуальные векторы развития и формировать темы, которые затем годами разбираются и реализуются в стране министерствами, ведомствами, институтами развития и регионами. Через сессии деловой программы мы предлагаем новые решения, формируя масштабную площадку с акцентом на человекоцентричность, ценностно ориентированную экономику и стратегическую поддержку регионального развития при активной роли государства. Мы стараемся освещать сложные вопросы, разъяснять их и предлагать новые направления. В начале нашей работы, пять лет назад, главной задачей было создать тренд на развитие креативных индустрий и объяснить их важность для государства. Мы стремились показать, что креативный сектор — это не просто творчество, а важная часть экономики, и помочь бизнесу понять, как взаимодействовать с органами власти, создавая инструменты поддержки.

За прошедшие годы мы создали базу, и следующий этап — это переход от обсуждения, что такое креативные индустрии, к пониманию их роли в креативной экономике, а затем — переход уже к ценностно ориентированной экономике. Почему это важно? Потому что многие путают креативность и творчество как навык, а также не понимают разницы между креативными индустриями и креативной экономикой. И ценностно ориентированная экономика — это новый термин, который иногда вызывает даже недоумение. Наша задача — разъяснить этот следующий шаг: в частности, показать, как креативные индустрии влияют на капитализацию и маржинальность других отраслей — сельского хозяйства, транспорта, городского развития и так далее.

Например, территориальное развитие: в эпоху сырьевой экономики города строились по устоявшимся, традиционным моделям, а сейчас наступила новая эпоха, когда меняется весь сценарий жизни человека. Нам нужно помочь мэрам, архитекторам, урбанистам понять, каким будет человек в эпоху креативной экономики и что ему необходимо для реализации своих жизненных сценариев.

На каких задачах вы планируете сосредоточиться в последующей работе, какие из них будут в центре обсуждения на форуме?

На «Российской креативной неделе» мы показываем, как креативные индустрии встраиваются в экономические процессы. Программа будет делиться на три ключевых блока. Первый — развитие ценностно ориентированной экономики до 2035 года. После принятия закона и начала активной работы Минэкономразвития, которое сегодня выступает стратегическим партнером «Российской креативной недели», открылись новые горизонты для обсуждения будущих экономических инициатив в масштабах всей страны. На пленарных сессиях этого года особое внимание планируется уделить вопросам интеграции традиционных духовных и культурных ценностей в современную экономику, а также созданию эффективной инфраструктуры поддержки креативных индустрий, обсуждению единой стратегии, правовой базы и дальнейшего развития креативных кластеров в регионах. И здесь есть о чем говорить с точки зрения развития экономики в целом по стране.

Второй блок — пространственное развитие, то есть развитие территорий, городов и сел в эпоху нового типа экономики. Как формируется экономика современного города, как развиваются сельские территории с учетом того, что креативный бизнес становится ключевым драйвером жизни и процветания любого населенного пункта — это очень важно.

Третий трек программы посвящен человеку как ядру креативной экономики и строится вокруг идеологии человекоцентричности. Этот блок подчеркивает важность создания условий, где ценности и потребности личности становятся приоритетом, обеспечивая раскрытие творческого потенциала, поддержку талантов и формирование смыслов, которые укрепляют социальные связи и культурную идентичность. Человекоцентричный подход способствует развитию устойчивой и гармоничной экосистемы, где инновации и творчество служат не только экономическому росту, но и благополучию общества в целом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Женские лица войны: подвиги русских женщин на фронте и в тылу Женские лица войны: подвиги русских женщин на фронте и в тылу

Из 34,5 миллиона мобилизованных в годы войны почти полмиллиона составили женщины

ФедералПресс
Когда спрятать — недостаточно: как работают атаки на скрытые каналы передачи информации Когда спрятать — недостаточно: как работают атаки на скрытые каналы передачи информации

Как работает цифровое сокрытие информации?

ТехИнсайдер
Боевые инвестиции Боевые инвестиции

Сколько денег приносит бокс

Деньги
«Я по роду своей профессиональной деятельности всегда говорю про детей…» «Я по роду своей профессиональной деятельности всегда говорю про детей…»

О Русских международных школах и перспективах российского образования за рубежом

Знание – сила
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Как очистить радиатор своими руками: 2 способа – простой и Как очистить радиатор своими руками: 2 способа – простой и

Кондиционер хуже работает, а двигатель подозрительно часто перегревается?

ТехИнсайдер
Российский траст Российский траст

Что такое личный фонд и как он реализовывается

Деньги
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
Свежий взгляд Свежий взгляд

Основательница компании Trinity Yachts Анна Гончарук о том, как начался ее путь

Y Magazine
Бессарабские друзья и знакомые Пушкина Бессарабские друзья и знакомые Пушкина

Род Пушкиных был связан с Бессарабией, со времен прадеда поэта, Абрама Ганнибала

Знание – сила
Панические атаки Панические атаки

Что такое паническая атака и как с ней справиться?

Здоровье
Налоговые оговорки в договорах: защита бизнеса от налоговых рисков Налоговые оговорки в договорах: защита бизнеса от налоговых рисков

Что такое налоговые оговорки?

Inc.
Подписка отменена Подписка отменена

Как Росина Сефиен убедилась, что «расстаться друзьями» сложнее, чем кажется

VOICE
Другая история Другая история

Человеческому терпению нет предела, но это явно не тот случай!

Знание – сила
Мягкая сила Мягкая сила

Искусствовед — о дарах и уроках Великого шелкового пути

Seasons of life
«Мой друг Лапшин»: шепоты и крики «Мой друг Лапшин»: шепоты и крики

Новый спектакль соткан из мучительных интонаций и горестных предчувствий

Ведомости
Красота Красота

Новейшие технологии, научные открытия, драгоценные ингредиенты бьюти-индустрии

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Дарвиновский музей: по пути эволюции Дарвиновский музей: по пути эволюции

О сегодняшнем дне Дарвиновского музея

Наука и жизнь
Стоматит Стоматит

Стоматит далеко не так прост, как кажется

Здоровье
Страсти по зеленому с рыжим Страсти по зеленому с рыжим

Как зеленые машины из немодных стали желанными

Men Today
В редких землях обнаружился раскол В редких землях обнаружился раскол

В цепочке производства редкоземельных металлов отсутствуют высокие переделы

Монокль
Чудеса маскировки Чудеса маскировки

7 способов аккуратно спрятать провода

Лиза
Медовая квартира Медовая квартира

Основным акцентом в квартире, как виделось заказчикам, должен был стать цвет

Идеи Вашего Дома
На гребне волны На гребне волны

В интерьере сохранена морская тематика, цветовые сочетания синего и оранжевого

Идеи Вашего Дома
«Сапсан» «Сапсан»

Как охотятся сапсаны?

N+1
Второй шанс стать счастливой Второй шанс стать счастливой

Алсу сегодня очень востребована, но совсем недавно все было иначе

OK!
«Нет ничего прекраснее антарктических льдов» «Нет ничего прекраснее антарктических льдов»

Почему важна наука гляциология и что она изучает?

Знание – сила
ChatGPT ChatGPT

Нейросети: какие риски скрываются за удобствами искусственного интеллекта?

Здоровье
«Первая леди джаза»: как Элла Фицджеральд боролась с расовыми стереотипами в музыке «Первая леди джаза»: как Элла Фицджеральд боролась с расовыми стереотипами в музыке

Как Элла Фицджеральд преодолевала предрассудки, чтобы стать легендой?

Forbes
Могут ли добавки с витамином D замедлить старения Могут ли добавки с витамином D замедлить старения

Витамин D — ключ к долголетию?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении