На Ямале создается крупнейший мультимодальный транспортный узел

ЭкспертОбщество

«Золотой костыль»* Заполярья

На Ямале создается самый крупный в российской Арктике мультимодальный транспортный узел. Он может стать тем самым «золотым костылем», который соединит европейскую и азиатскую части страны в Заполярье

Нынешней зимой на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) начнется строительство железнодорожной магистрали «Северный широтный ход» (СШХ). На ближайшие несколько лет этот мегапроект стоимостью порядка 237 млрд рублей станет крупнейшим после Крымского моста национальным инфраструктурным проектом. Благодаря ему в центре российской Арктики будет создан крупнейший мультимодальный транспортный хаб с объемом перевалки более 100 млн тонн грузов в год. Реализация этого проекта создает предпосылки для того, чтобы сбылась мечта столетней давности — протянуть железную дорогу через Заполярье от Мурманска до побережья Тихого океана.

По пути предков

Северный широтный ход пройдет по маршруту Трансполярной магистрали. Эту железную дорогу с 1947 по 1953 год силами заключенных строили от станции Чум через Салехард до Игарки. Она должна была повысить безопасность страны и дать старт промышленному освоению территории между Воркутой и Норильском. Однако со смертью Сталина стройка при готовности 80% была остановлена, и сейчас от нее осталась лишь действующая линия от Чума до Лабытнанги. Уже в наши дни «Газпром» провел от нее на север ветку Обская — Бованенково, которая дала возможность начать освоение гигантских залежей углеводородов на полуострове Ямал.

СШХ, по проекту, начинается от узловой станции Обская Северной железной дороги на западе округа и через 707 км доходит до узловой станции Коротчаево Свердловской железной дороги (см. карту). Модернизации и строительству, с учетом подходов, подлежат 2353,3 км железнодорожной инфраструктуры. Весь проект должен быть закончен к концу 2023 года. И он не имеет аналогов по инженерной сложности и климатическим условиям в постсоветской России.

Власти ЯНАО раскручивали идею СШХ более десяти лет. Дело сдвинулось в 2015– 2016 годах, когда к проекту подключились РЖД и «Газпром» и была найдена экономическая схема его реализации с минимальным участием федерального бюджета. Этим занималась команда управленцев под руководством заместителя губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова (сейчас он избран губернатором автономного округа). «Продвижение проекта Северного широтного хода сегодня — это на девяносто процентов заслуга Артюхова и его команды. Конечно, я как ледокол шел, общаясь с федеральными министрами… Но именно он помог начать этот проект», — вспоминает экс-губернатор ЯНАО, ныне — министр природных ресурсов и экологии РФ Дмитрий Кобылкин.

Деньги — вскладчину

В отличие от Крымского моста, построенного на деньги федерального бюджета, СШХ строится на условиях концессии. Это чем-то напоминает процесс создания железных дорог в царской России. Основных участников северной концессии — пятеро. «Газпром» на свои деньги реконструирует участок Надым (Хорей )—Пангоды (104,1 км, см. схему). Правительство ЯНАО вкладывает более 8 млрд руб в строительство автомобильной части моста через Обь, а также предоставляет проект стройки и земельные участки в федеральную собственность. РЖД вкладывает 105 млрд рублей в реконструкцию участка Пангоды—Новый Уренгой —Коротчаево (188,1 км) и участка Коноша—Котлас—Чум—Лабытнанги (1667 км), включая станцию Обская. Железнодорожная корпорация через свою «дочку» «КРП-инвест» также выступает совладельцем концессионера — ООО «Северный широтный ход», с которым 2 октября Российская Федерация в лице Росжелдора заключила концессионное соглашение о строительстве отсутствующего участка СШХ между городами Лабытнанги и Надым. Пятый участник — государство. По условиям концессии ООО СШХ за шесть лет должно построить 353 км железной дороги Обская—Салехард—Надым, включая два моста через реки Обь и Надым. Стоимость — 113 млрд рублей. 12,7 млрд — капитальный грант, остальное — собственные и заемные средства концессионеров. Далее в течение 29 лет деньги концессионеру возвращаются за счет увеличения грузооборота на этой дороге. Тем временем власти ЯНАО начинают разрабатывать механизм концессии на строительство еще более северной железной дороги — Бованенково—Сабетта (СШХ-2). Этот проект должен стать логическим продолжением СШХ и соединить новый арктический порт Сабетта с единой сетью железных дорог страны. Судя по первой информации, концессионерами в данном случае выступят «Газпром», РЖД, «НоваТЭК», а сам проект также подстрахуют из федерального бюджета. «Он чуть меньше по масштабам, чем Северный широтный ход, но все-таки очень крупный проект. Он имеет несколько элементов. Это не только строительство железной дороги, это и развитие самого порта. Порт будет меняться, сейчас он обслуживает только нужды завода “Ямал СПГ”. Универсализация — это новые мощности, новое развитие», — говорит губернатор ЯНАО Дмитрий Артюхов. Предположительная стоимость строительства (в однопутном исполнении) — 113–115 млрд рублей.

Взрывной эффект

Проекты СШХ и СШХ-2 — ключевые звенья формирования в центре Арктики, на Ямале, крупнейшего мультимодального заполярного транспортного узла. Сегодня этот узел представлен более чем десятком аэропортов и полутора десятком речных и морских портов, в том числе международным портом Сабетта. По итогам навигации прошлого года этот порт стал абсолютным лидером среди российских портов на трассе Северного морского пути (СМП). Через него было перевалено более 7 млн тонн грузов из 10,7 млн тонн, прошедших в 2017 году через СМП. Строительство железнодорожной «перемычки» между западной и восточной частями округа, соединение Сабетты с единой сетью железных дорог, по расчетам Минтранса России, увеличит объем ежегодной перевалки грузов в этом порту в десять раз — до 70 млн тонн. Еще 9 млн тонн — это ежегодная мощность терминала «Ворота Арктики» по отгрузке новопортовской нефти. Эти объемы внесут решающий вклад в запланированное правительством РФ увеличение грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн тонн к 2025 году. Грузовая база самого СШХ Институтом экономики и развития транспорта РЖД рассчитана на ежегодную перевозку к 2025 году 23,9 млн тонн грузов. Основные грузоотправители — «НоваТЭК» (газовый конденсат), проект «Газпрома» НГХК (ШФЛУ и полиэтилен), «Роспан», «Геотрансгаз». Даже без учета Сабетты эти грузоотправители выигрывают за счет сокращения транспортного плеча до портов Балтийского, Белого, Баренцева и Карского морей примерно на тысячу километров. А сама Свердловская железная дорога и частично Транссиб освобождают эти объемы для других перевозчиков. К этому можно в перспективе приплюсовать от 15 млн до 23 млн тонн грузов, которые образуются в результате разработки двух десятков месторождений углеводородов, лежащих в зоне тяготения СШХ. «Перспективы важны чрезвычайно... А самое главное, мы можем привести в регион ряд грузоотправителей второго порядка. Такие гиганты, как “Газпром” и “НоваТЭК”, уже там работают, несмотря на низкую транспортную доступность. А компании меньшего масштаба, которых может заинтересовать разработка месторождений в регионе, без развитой транспортной инфраструктуры туда не придут. И когда появится новая магистраль, мы получим перспективу освоения новых месторождений», — заявил директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. Таким образом, уже в ближайшие десять лет в центре российской Арктики будет создан крупнейший заполярный мультимодальный транспортный узел с объемом перевозки более 100 млн тонн в год. А как подчеркнул на одном из заседаний правительства премьер-министр Дмитрий Медведев, один рубль инвестиций в железнодорожную инфраструктуру дает полтора рубля мультипликативного эффекта для всей экономики. Но и это еще не всё. Существует высокая вероятность, что, обкатав на создании СШХ и СШХ-2 новые инженерные технологии и экономические механизмы, после 2030 года российские власти потянут эту дорогу дальше — до Игарки, а потом и до Дудинки, соединяя железнодорожным сообщением низовья Оби и Енисея и заходя в Норильский промышленный район, Эвенкию и на Таймыр. Российские инженеры и промышленники мечтали об этом еще в начале XX века.

На Ямале создается самый крупный в арктической зоне РФ мультимодальный логистический хаб

Развитие транспортной инфраструктуры в центре российской арктики

Северный широтный ход

Источники: правительство ЯНАО, данные компаний, расчеты «Эксперта»
*«Золотой костыль» — последний костыль, торжественно вбиваемый в шпалу и символизирующий окончательное соединение построенных железнодорожных путей

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Родное плечо Родное плечо

Александр Колобов провел свою сеть «Шоколадница» через все кризисы

Forbes
Синдром тетки Синдром тетки

Как прогнать «тетку» из своей жизни и разума?

Лиза
3 признака в поведении, по которым легко заподозрить деменцию 3 признака в поведении, по которым легко заподозрить деменцию

Ключевые признаки, которые указывают на то, что у пациента развивается деменция

Psychologies
На склонах Окского каньона На склонах Окского каньона

Ока здесь течёт в узкой долине, за что она и получила название Окского каньона

Наука и жизнь
Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи» Валентина Талызина: «Эльдар рязанов на меня постоянно кричал на съемках «Зигзага удачи»

Я попала в счастливую обойму любимых рязановских актеров

Коллекция. Караван историй
Татуаж ареол: как преобразить грудь с помощью перманентного макияжа Татуаж ареол: как преобразить грудь с помощью перманентного макияжа

Как с помощью перманентного макияжа можно преобразить ареолы груди

VOICE
У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок! У Майка Омера вышел новый триллер «Странные игры». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок!

Глава из нового романа Майка Омера, от которого волосы встают дыбом

Maxim
Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле Топ-7 вещей раздражающих нас в автомобиле

Что раздражает владельцев машин премиум-класса?

4x4 Club
Авокадо Авокадо

Все о загадочном авокадо: калорийность, состав, польза

Здоровье
Девять технологий, которые не оправдали надежд Девять технологий, которые не оправдали надежд

Могли ли эти технологии перевернуть мир или на них возложили напрасные ожидания?

Монокль
Всё сложится! Всё сложится!

Лайфхаки, которые упростят сборы и сделают путешествие комфортнее

Новый очаг
Популярность Майнкрафта. Почему эта игра всем нравится Популярность Майнкрафта. Почему эта игра всем нравится

В чем секрет успеха игры, у которой нет главного – конечной цели?

Цифровой океан
Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее Куратор выставки в «Доме на Хлебном» Геолина Моргулис — о Фрейде и гибридной галерее

Геолина Моргулис: как перекликаются философия и искусство

СНОБ
Кубок «Америки»: мифы, времена и люди Кубок «Америки»: мифы, времена и люди

Как и благодаря кому Кубок «Америки» обрел свой уникальный статус?

Y Magazine
Мясные лидеры наращивают долю рынка Мясные лидеры наращивают долю рынка

Участники девятого рейтинга «Агроинвестора» продолжили наращивать производство

Агроинвестор
Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group Как 24-летний предприниматель создал миллиардную компанию Alikson Group

Гасан Мустафаев об экспансии за рубеж и качествах необходимых предпринимателю

РБК
Золотая комната Золотая комната

К дикому племени спускается сияющий человек в скафандре и протягивает к ним руку

Знание – сила
«Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира» «Как умирали динозавры: Убийственный астероид и рождение нового мира»

Почему на Земле не началась вторая эра динозавров

N+1
Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе Боль во время менструации — это не норма: что важно знать об эндометриозе

Как распознать эндометриоз, как его диагностируют и можно ли его вылечить

Forbes
Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения Репринт: «Виктор Вавич», «Древняя ночь вселенной» и другие возвращения

Переиздания книг, которые не захочется выпускать из рук

Полка
Что такое русский модерн? Что такое русский модерн?

Как русский модерн преломляется и выглядит в современных интерьерах наших дней?

Правила жизни
6-летняя девочка делает макияж в детский сад: как поколение альфа рискует травмировать себя 6-летняя девочка делает макияж в детский сад: как поколение альфа рискует травмировать себя

Почему поколение альфа так одержимо макияжем и чем это может им навредить?

Psychologies
Синдром Дон Жуана: какая детская травма скрыта за образом мачо Синдром Дон Жуана: какая детская травма скрыта за образом мачо

Что такое синдром Дон Жуана, как с ним живут мужчины?

Psychologies
Зигмунд Фрейд: что посмотреть, чтобы узнать больше о знаменитом психоаналитике Зигмунд Фрейд: что посмотреть, чтобы узнать больше о знаменитом психоаналитике

Фильмы, которые по-новому расскажут о личности Зигмунда Фрейда

Psychologies
Страдает самооценка? Повысить ее может отказ от соцсетей! Интересные результаты исследования Страдает самооценка? Повысить ее может отказ от соцсетей! Интересные результаты исследования

Как социальные сети влияют на нашу самооценку?

ТехИнсайдер
Тёмное зазеркалье Тёмное зазеркалье

Рядом с нами может существовать параллельный зеркальный мир, названный теневым

Наука и жизнь
Восточная Сибирь: С северной теплотой Восточная Сибирь: С северной теплотой

Сибирь сурова, сдержанна и холодна. Это правда. Но не вся

Цифровой океан
На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу

История писательницы, на романах которой вырос Стивен Кинг

Forbes
«Как я приняла свою негативно настроенную мать»: 6 уроков «Как я приняла свою негативно настроенную мать»: 6 уроков

Как научиться быть счастливой, несмотря на негатив, исходящий от близких?

Psychologies
Спиной к еде Спиной к еде

Чтобы привести себя в форму, зачастую не нужны жесткие диеты

Лиза
Открыть в приложении