ВСМ — это не булочная

ЭкспертБизнес

ВСМ — это не булочная

Фото Сергей Максимишин

В большие проекты Россия впрягается долго. Если проект находится вне зоны четких приоритетов первого лица государства, подготовительная стадия растягивается на годы. Содержательные затяжки, связанные с экспертизой и столкновением альтернативных решений, переплетаются со схватками лоббистов, и все это вдобавок вязнет в банальной чиновничьей волоките — никто не хочет брать на себя ответственность.

Самые крупные инфраструктурные проекты прошлого десятилетия были связаны с развитием экспортных трубопроводов. Первые разговоры о необходимости «бросить нефтяную трубу» на Китай один опальный олигарх завел еще в конце 1990-х. Первый шов трубопровода Восточная Сибирь — Тихий Океан был сварен весной 2006-го.

Проект высокоскоростной магистрали Москва — Казань не в пример сложнее трубопроводного. Речь идет о строительстве самостоятельного, параллельно действующей ветке, железнодорожного пути, рассчитанного на движение поездов на скоростях до 350 километров в час. Понятно, что и сами поезда, равно как и система управления движением, серьезно отличаются от нам привычных. Фактически речь идет о серьезном вызове для отечественных проектных компаний, строительной индустрии, производителей рельсов, вагонов и локомотивов.

И, конечно, уже подоспели «помощники». Китайцы, за последние десять лет построившие почти 27 тысяч километров ВСМ, в полтора раза превысив наличную протяженность таких магистралей во всех остальных странах мира вместе взятых, настойчиво предлагают свои услуги. Готовы и спроектировать, и построить, и поезда продать, и профинансировать всю эту историю. А если впоследствии удастся протянуть магистраль до Пекина — то и пассажирами обеспечить. России же в этой бесхитростной модели уготована роль суррогатной матери, предоставляющей свою территорию для эксплуатации избыточных мощностей восточного соседа.

Отвергнув такое «сотрудничество», мы вступили на путь диверсификации партнеров — в частности, начаты переговоры с ведущими европейскими производителями высокоскоростного подвижного состава о лицензионном производстве этой техники в России с движением к максимальной локализации.

Не сложилась пока и финансовая модель проекта. Не желая раскошеливаться на весь проект из бюджета, МЭР и Минтранс настаивают на модной нынче схеме ГЧП. Да вот беда: среди частных компаний желающих выложить кругленькую сумму пока не нашлось (только пилотный 300-километровый участок трассы ждет взноса в размере 200 млрд рублей). Остается надеяться на волшебную идею, высказанную в одном из недавних интервью главой Минтранса Евгением Дитрихом. Креатив министра звучит так: концессия без концессионеров. Это, безусловно, новое слово в моделях финансирования инфраструктуры. По словам Дитриха, проект оформляется как концессия, но на первом этапе, когда ведется подготовка земельных участков и риски самые высокие, инвестиции берет на себя государство. После этого частный инвестор уже может войти в проект, выкупив часть акций специально созданного акционерного общества.

Может быть, пора перестать напрягаться и наконец признаться себе, что, кроме государства и государственного ОАО РЖД, финансировать мегастройку некому. Во всем мире проекты ВСМ в принципе нерентабельны — в узком, не общехозяйственном смысле. В Китае государство полностью оплачивает строительство и потом субсидирует железнодорожникам эксплуатационные расходы, чтобы держать стоимость билетов на доступном большинству уровне. В Европе картина такая же. В Испании даже был забавный пример, когда уже построенную линию ВСМ закрыли: убытки огромные, а средств в бюджете после кризиса 2008 года — не очень.

Эффективность проектов ВСМ считают не как окупаемость дороги как таковой — она не окупается, — а как набор косвенных позитивных эффектов, которые появляются вследствие пуска этой ВСМ. Речь идет о развитии старых и возникновении новых городских агломераций, о создании новой экономики вокруг дороги и в связи с ней. Если плюсы перевешивают убыток от начального капекса и последующих субсидий на эксплуатацию, игра стоит свеч.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нацпроекты набирают скорость Нацпроекты набирают скорость

Нацпроекты набирают скорость

Эксперт
Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов Как не попасть на «развод» в автосалоне. 6 уловок продавцов

Названы 6 самых хитрых приемов дилеров при продаже машин

РБК
Письмо будущему себе Письмо будущему себе

Как мы попадаем в эмоциональные ловушки на фондовом рынке

Forbes
3 причины, почему не растет уровень нашего дохода 3 причины, почему не растет уровень нашего дохода

Что мы делаем не так? Почему у кого-то зарплата растет, а у нас нет?

Psychologies
Тише едешь Тише едешь

Для чего в городах запрещают водителям разгоняться свыше 30 км/ч

Forbes
Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге Обгон, засада, ДТП: эти 9 сигналов дальним светом пригодятся в дороге

Народный световой код фарами широк – будет полезно запомнить несколько сообщений

ТехИнсайдер
Преисполненная светом Преисполненная светом

Дизайнерский интерьер, наполненный винтажной мебелью и предметами искусства

SALON-Interior
Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться Зрелые отношения: почему люди пенсионного возраста в России стали чаще жениться

Какие факторы влияют на то, что в России пенсионеры предпочитают вступать в брак

Forbes
Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен» Как снять защиту записи флешки: избавляемся от ошибки «диск защищен»

Как снять защиту записи с флешки usb, если диск защищен?

CHIP
10 остросюжетных новинок от азиатских авторов 10 остросюжетных новинок от азиатских авторов

Погружаемся в мир загадочной Японии, многоликого Китая, самобытной Кореи

Maxim
За мечтой — в кошелек? За мечтой — в кошелек?

«Анора» — философский фильм о мечтах и реальности

Монокль
Вечный рыцарь Вечный рыцарь

Тюрьма, безумцы и Христос: краткая история «Дон Кихота»

Weekend
«У меня еще много незакрытых гештальтов» «У меня еще много незакрытых гештальтов»

Владимир Селиванов — о роли Вована в своей жизни и семейных ритуалах

OK!
«Я художник, я так вижу» «Я художник, я так вижу»

Зачем первопроходцы брали на борт профессиональных художников?

Вокруг света
Как взаимная поддержка помогает сохранить отношения. Отрывок из книги психотерапевта Как взаимная поддержка помогает сохранить отношения. Отрывок из книги психотерапевта

Как сострадание к партнеру и самому себе помогает качественно улучшить отношения

СНОБ
Как Тимоти Шаламе не превратился в тарантула — «Боб Дилан. Никому не известный» Как Тимоти Шаламе не превратился в тарантула — «Боб Дилан. Никому не известный»

Каким получился (и каким не получился) «Никому не известный»

СНОБ
Перекрестье чувств Перекрестье чувств

Разбираемся, что такое синестезия – загадочная способность к смешению чувств

Вокруг света
Как в СССР создавали самолет для Сталина – дедушку «Борта №1» Как в СССР создавали самолет для Сталина – дедушку «Борта №1»

Как безопасно доставить через пол-континента вождя народов, боящегося летать

ТехИнсайдер
Все фильмы Дэвида Линча по порядку от хорошего к лучшему Все фильмы Дэвида Линча по порядку от хорошего к лучшему

Напоминаем кинофильмы Дэвида Линча, а еще то, что их нельзя смотреть по ТВ

Maxim
5 самых страшных форм манипуляции 5 самых страшных форм манипуляции

От газлайтинга до триангуляции: как вами может манипулировать партнер?

Psychologies
История необычного гибрида спиреи: от сада XIX века до природных популяций История необычного гибрида спиреи: от сада XIX века до природных популяций

История гибрида, обнаруженного в природе спустя столетие после его создания

Наука и жизнь
Как CJM помогает бизнесу нанимать сотрудников Как CJM помогает бизнесу нанимать сотрудников

Как CJM позволяет выявлять ключевые барьеры на пути соискателя к вакансии

Inc.
«Я верю в молочку» «Я верю в молочку»

Владислав Чебурашкин о своем подходе к бизнесу и потреблении молочных продуктов

Агроинвестор
Что такие кислые Что такие кислые

В авангарде бьюти-индустрии сегодня кислоты

Лиза
Жизнь альфа-самцов бабуинов трудна и коротка Жизнь альфа-самцов бабуинов трудна и коротка

Альфа-самцы бабуинов находятся в постоянном стрессе

ТехИнсайдер
Знаковое место Знаковое место

Стильный, функциональный, авторский интерьер в духе timeless

SALON-Interior
Генетики прочитали ДНК последних охотников-собирателей Гималаев Генетики прочитали ДНК последних охотников-собирателей Гималаев

Генетики проанализировали ДНК больше ста представителей группы рауте

N+1
Как ускорить копушу Как ускорить копушу

Как ускорить вашего копушу, не доводя до нервоза?

Лиза
Как перестроить компанию, которая не перестраивается Как перестроить компанию, которая не перестраивается

Почему перемены нужны предприятиям?

Inc.
Как понять, что пора заменить бутылку для воды Как понять, что пора заменить бутылку для воды

О признаках того, что пришло время сменить вашу бутылку для воды

ТехИнсайдер
Открыть в приложении