Приход крупного китайского производителя затормозит развитие российских

МонокльАвто

Локализация налетела на ось из Поднебесной

Приход в Россию крупного китайского производителя автокомпонентов для полуприцепов затормозит развитие отечественных предприятий, выпускающих аналогичную продукцию

Анжела Сикамова

Китайский завод Huajing — крупный поставщик осей для полуприцепов в Россию. Фото: https://russian.hj-machine.com

2022 года, согласно Business­ Stat, грузоперевозки авто­мобильным транспортом в нашей стране выросли на 22%. Это стало следствием подъема промышленного производства и потребительского спро­са, а также объективных логистических изменений. Ограниченная пропускная способность железных дорог, переори­ентация транспортных потоков с запа­да на восток и возросшее транспортное плечо также способствовали наращива­нию трафика. «Компании также меняют схемы погрузки­-разгрузки, чтобы сокра­тить простои. Пока разгружается один полуприцеп, к освободившемуся тягачу цепляется следующий, что приводит к росту спроса на прицепную технику», — пояснила директор маркетингового агентства НАПИ Татьяна Арабаджи. Отдельные сегменты рынка грузовой спецтехники отреагировали на это уве­ренным ростом показателей. По данным НАПИ, в 2022 году в России было прода­но 28 820 новых полуприцепов, а в 2024­ м уже 47 700, что соответствует росту продаж более чем на 65% за три года.

Лидерство сохранили отечественные производители прицепной техники «То­ нар», Bonum и Grunwald, на которые при­ шлось более 28% объема продаж.

На следующий год НАПИ на фоне запретительной ключевой ставки ЦБ, налоговой реформы и других экономи­ческих проблем прогнозирует даже в оптимистичном сценарии обвал про­даж новых полуприцепов на российском рынке на 16,98%, до 42 140 штук. Песси­мистичный сценарий предполагает па­дение на 21,91%, до 37 250 единиц. Одна­ко продолжающийся уход иностранных производителей позволяет российским заводам наращивать выпуск техники. Соответственно, растет их потребность в автокомпонентах, в частности осевых агрегатах, которые пока в России произ­водятся в ограниченном количестве.

Российская ассоциация производи­телей специализированной техники («Росспецмаш») оценивает нынешнюю емкость рынка примерно в 120 тыс. осе­вых комплектов в год, но из них непо­средственно в России производятся не более 40 тыс. «Дефицита на рынке как такового нет, есть ограничения по осям, не соответствующим 719­му постановле­нию», — поясняет заместитель директо­ра «Росспецмаша» Вячеслав Пронин.

Проблемы локализации

В 2015 году Минпромторг принял по­ становление № 719, в котором установ­лены критерии для признания промыш­ленной продукции как произведенной в России.

Согласно постановлению, с 2025 года 70%, а с 2026 года 80% автокомпонентов для грузовой прицепной техники долж­ны быть российского производства. Для внесения в реестр Минпромторга про­изводители получают баллы за каждый компонент отечественного производ­ства, что дает им доступ к различным го­сударственным программам поддержки, позволяющим возвращать из бюджета утилизационный сбор, оформлять льгот­ный лизинг, возвращать часть процентов по кредитам, компенсировать средства из Фонда социального страхования.

Суммы довольно существенные. С 1 января ставка утилизационного сбо­ра для прицепов и полуприцепов уста­новлена на уровне 1,32 млн рублей за единицу техники, вместе с НДС она со­ ставит почти 1,5 млн рублей. Учитывая, что шторный полуприцеп Grunwald на сайте компании стоит от 3,9 млн рублей, а немецкий Krone можно найти за 5,15 млн рублей, расходы получаются значи­тельные. Учитывая, что средняя цена на полуприцеп, по данным НАПИ, сейчас составляет 6 млн рублей, расходы по­лучаются значительные.

Естественно, производители заинте­ресованы в максимальной локализации своих производств, в зависимости от уровня которой (50 или 70%) им могут быть дифференцированно компенсиро­ваны затраты на утильсбор.

«Возможность получения мер государ­ственной поддержки в виде льготного лизинга для потребителей и промыш­ленной субсидии на возврат утилизаци­онного сбора все больше стимулирует заводы локализовывать производство», — считает Вячеслав Пронин. «Учитывая экономический кризис, требования ло­кализации по лизингу в этом году могут быть снижены», — добавляет он.

Самую большую проблему для лока­лизации представляют осевые агрегаты, на долю которых приходится значитель­ная часть стоимости всего полуприце­па. Например, оси в России производит крупнейший производитель прицепов и полуприцепов завод «Тонар», который еще в 2023 году сумел довести уровень локализации продукции до 70% и про­ должает его наращивать. «Тонар» полно­стью обеспечивает свои потребности в осях, реализуя небольшие объемы внеш­ним потребителям. При этом увеличи­вать производство именно осей отдельно от основного производства «Тонар» не собирается, говорит генеральный дирек­тор предприятия Денис Кривцов. Такой же политики придерживается чебоксар­ское предприятие «Сеспель», которое тоже обеспечивает осями только свои полуприцепы.

Но «Тонар» и «Сеспель» скорее исклю­чения. В основном российские произ­водители прицепной техники не произ­водят осевые агрегаты, а закупают их в других странах вместе с комплектую­щими, металлом или лакокрасочными материалами. После ухода с рынка европейских поставщиков многие стали приобретать комплектующие из Китая. И так продолжалось бы и дальше, если бы не ужесточающиеся требования по локализации.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Miss Maxim 2017 Miss Maxim 2017

Журнал уже который год проводит конкурс Miss Maxim, а девушки все не кончаются

Maxim
Всё в норме Всё в норме

Как правильно применять психологические кодексы, чтобы изменить жизнь к лучшему

VOICE
Новогодний сюрприз Новогодний сюрприз

Борис Николаевич Ельцин был горазд на сюрпризы

Дилетант
Семь причин ломкости ногтей Семь причин ломкости ногтей

Неправильное питание, холод, недостаток гормонов: причины ломкости ногтей

Здоровье
Анна Слоникова Анна Слоникова

Анна Слоникова переодела главного редактора нашего сердца в архивы Old Celine

Собака.ru
В поисках частиц темной материи В поисках частиц темной материи

Три основные гипотезы о том, что представляют собой частицы темной материи

Знание – сила
Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров

Что поможет бренду зацепить поколение Z

Inc.
Два месяца под землей без света и общения с людьми: эксперимент Мишеля Сифра Два месяца под землей без света и общения с людьми: эксперимент Мишеля Сифра

Как проходил эксперимент Мишеля Сифра и к каким он пришел выводам

ТехИнсайдер
Лавка древностей Лавка древностей

Геоглифы Наски, древо тысячелетий и гробница Грааля

Знание – сила
Актриса Мила Ершова о сериале «Аутсорс», маме и «позитивной депрессии» Актриса Мила Ершова о сериале «Аутсорс», маме и «позитивной депрессии»

Актриса Мила Ершова — о своей героине в сериале «Аутсорс» и тонкостях профессии

СНОБ
Не хочу учиться! Не хочу учиться!

7 причин нелюбви к школе и возможностей их исправить

Лиза
Не для нашего умиления: зачем кошкам нужны подушечки на лапах Не для нашего умиления: зачем кошкам нужны подушечки на лапах

В чем истинное предназначение мягких и нежных кошачьих подушечек?

ТехИнсайдер
Марина Федоровская: Как стать мамой себе. И зачем Марина Федоровская: Как стать мамой себе. И зачем

«Шапку не забыла?» Эти вопросы нам давно не задают. Напрасно. Они нужны и важны

Afternoon Seasons of life
Международные резервы: срочно требуются перемены! Международные резервы: срочно требуются перемены!

Подход к формированию золотовалютных резервов в России безнадежно устарел

Монокль
Загадка сфинкса на берегу залива Загадка сфинкса на берегу залива

О восстановлении усадьбы «Тихий берег» и разорванности семейной истории

Afternoon Seasons of life
Выбирайте выражения Выбирайте выражения

Какие фразы могут сильно усложнить вашему ребенку?

Лиза
7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Эксперт по счастью: 7 вещей, которые никогда не делают счастливые люди

Inc.
Ванкель — движение по кругу Ванкель — движение по кругу

Как изобретался и развивался роторно-поршневой двигатель?

Наука и жизнь
Еда, любовь и алкоголь: 6 книг о современных зависимостях Еда, любовь и алкоголь: 6 книг о современных зависимостях

Подборка книг, которая изучает зависимости с разных сторон

Psychologies
Александра Власова: «У каждого свой путь, главное – получать от него удовольствие» Александра Власова: «У каждого свой путь, главное – получать от него удовольствие»

Актриса Александра Власова — о марафонах желаний и способе исправить осанку

Здоровье
Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать Ланч-боксы с подогревом: как они работают и стоит ли брать

Как работает ланч-бокс с подогревом и стоит ли вообще его покупать?

CHIP
Морская жемчужина Морская жемчужина

Украшение черноморского побережья — семейная вилла в неоклассическом стиле

SALON-Interior
В Африку гулять В Африку гулять

Марокко — яркий осколок арабской Африки, сияющий разными цветами

Лиза
Гармоничное сочетание Гармоничное сочетание

Как создать гармоничное сочетание, которое уважает традиции разных кухонь?

Bones
Владимир Михайлов Владимир Михайлов

Камнерез из Боровичей возродил утраченную технику пластики древнего Новгорода

Собака.ru
Два Гуся, две светлые постройки Два Гуся, две светлые постройки

Маршрут путешествия на два дня в Гусь-Железный и Гусь-Хрустальный

Weekend
Идеальный возраст для пластики: мнение хирурга Идеальный возраст для пластики: мнение хирурга

Существует ли идеальный возраст для пластики? Спросили у хирурга

VOICE
Морщины ни при чем Морщины ни при чем

Почему не стоит переживать из-за морщин и над чем стоит поработать

Afternoon Seasons of life
Скорпионы и лавры: говорящие детали Скорпионы и лавры: говорящие детали

10 портретов-ребусов эпохи Возрождения

Вокруг света
Я — сноб: арт-директор фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов Я — сноб: арт-директор фонда и галереи Ruarts Катрин Борисов

Арт-директор Ruarts Катрин Борисов — о любви к российской фотографии и вине

СНОБ
Открыть в приложении