«Сплошные уроды, еще и с двойным дном». Актер Илья Любимов о «Пророке», Жуковском, гениальности и «новых героях»
14 февраля в прокат выходит фильм «Пророк. История Александра Пушкина». Автор «Сноба» Егор Спесивцев поговорил с актером Ильей Любимовым, который сыграл поэта Василия Жуковского, о его герое, плате за гениальность, упрощении поп-культуры и любимых фильмах

Помните ваше первое впечатление от кино?
Я очень хорошо помню, как в пионерском лагере нам показывали «Иди и смотри». Помню свои ощущения от военных фильмов, от этой страшной жестокости. От кинохроники, когда родители смотрели ее на черно-белом телевизоре. Была какая-то годовщина, 1980-е годы. Там показывали зверства в Освенциме. Родители тогда выключили телевизор, чтобы я не смотрел. Этот момент я тоже хорошо запомнил.
Потом я помню, как на видеомагнитофоне у друга посмотрел фильм «Коммандо» с Арнольдом Шварценеггером. Это было незабываемое впечатление, я ничего подобного не видел. Я обалдел от цветов, которые там были, обалдел, что есть такой мир. Шел домой и думал об этом. Потом помню ощущение от фильмов Тарковского — их любили смотреть мои родители, но они были тягучими и мне непонятными.
Совершенно волшебные ощущения остались от «Шерлока Холмса» с Ливановым и Соломиным. Его показывали по телевизору по воскресеньям, и вся семья собиралась, чтобы окунуться в этот мир старой Англии. Еще, конечно, когда появился «Том и Джерри», это были невероятные впечатления. Пыльные видеосалоны за рубль.

Какие фильмы вы регулярно пересматриваете?
Достаточно регулярно пересматриваю Чаплина. Его полнометражные фильмы — «Огни большого города» и «Малыш». Пересматривал недавно фильм венгерской режиссера-постановщика и сценариста Ильдико Эньеди «Волшебный стрелок». Там снялся наш Кайдановский. Замечательная картина. Бесконечно пересматриваю советскую классику. Не говоря даже о военных фильмах — их очень много, все не перечислишь. «Они сражались за Родину», например. И точно так же с нашей психологической классикой — «Город Зеро». Прекрасные комедии.
Я больше даже люблю не конкретные фильмы, а актеров наших. Я безоговорочно пересматриваю все, в чем снимались Евстигнеев, Папанов, Миронов, Ширвиндт, Ефремов. Весь «Современник» и МХАТ. Я очень люблю это поколение артистов, послевоенное, и практически все картины с их участием иногда пересматриваю. Я могу бесконечно смотреть Хуциева. Наша классика вообще очень многоплановая.
А вам все ее «планы» одинаково близки?
Конечно, нет. Например, фильм «Девчата» я могу пересмотреть, но прямо стремиться к нему не буду. А вот к фильмам Захарова — буду. И много к чему еще. «Старший сын» — не шедевр, разве? «Белая гвардия» — чем не шедевр? Фильмы Михалкова — тоже ведь шедевры. Про Германа я вообще молчу. И есть, конечно, мой мастер Петр Наумович Фоменко. Он прежде всего театральный режиссер, но его фильмы уже тоже стали культовыми: «Поездки на старом автомобиле», «На всю оставшуюся жизнь».
Кстати, голливудскую классику я тоже часто пересматриваю. И итальянское кино, замечательное. Весь этот корпус мирового культурного наследия, который успел произойти до глобального кризиса, очень интересный. У нас это было до конца «перестройки», 1990-е годы. На Западе примерно так же, где-то до начала 2000-х.

Что случилось потом?
Началось упрощение. То, что называется популярной культурой. Произведения искусства стали более одномерными. К ним не предполагается возвращаться. Их достаточно посмотреть один раз. Изменились технологии производства, изменилось наше восприятие культуры. И сама культура, конечно. В том вале информации, который нас окружает, городить что-то фундаментальное — ошибочно. Человек сейчас воспринимает все на такой скорости, что ему нужно все разжевывать, как ребенку.
Разве? У нас ведь были, как минимум, «новые тихие». Лучшие фильмы Хомерики, Германа-младшего, продолжите сами — это же правда хорошее кино.
Я согласен. Но вы понимаете, тут другой вопрос встает. Ведь произошла серьезная смена ориентиров у поколения. Вот мы сейчас с вами беседуем — поводом для нашего разговора стал фильм «Пророк» о Пушкине. Я за время работы полюбил главного героя в исполнении Юра Борисова, и его самого, как человека, тоже очень полюбил. Вокруг него сейчас столько мирового внимания. И это неслучайно. Потому что его герой положительный без кавычек. Как Юрий Гагарин. Не испорченный, чистый, мужественный. А все мое поколение воспитывалось на совсем других героях.
Мы смотрели на героев изувеченных. На героев, дошедших до дна. На травмированных людей, которые в лучшем случае успевали перед смертью искупить свою вину перед Богом. Это даже не гладиатор, который был вынужден убить много народу, чтобы отомстить. Эти люди еще хуже. Это героиTrainspotting— совершенно другая волна. И это абсолютно понятно, потому что культура — это в том числе политический инструмент. Это началось еще сThe Beatles, если не раньше.

Тогда уж со службы Элвиса в армии.
Ну, да, где-то там. И это ведь тоже все совсем другие герои. Растолстевший Элвис, сидящий на наркотиках. Умерший Джим Моррисон. Курт Кобейн, покончивший с собой. Это все герои своего времени. Они уходят в прошлое. Появляются другие герои. И у нас выросло целое поколение людей, которые не хотят травмы, не хотят негатива.