Южный Урал — сказочный край России
Таганай
Давно мечтала я побывать на Урале и вот стою у ворот национального парка «Таганай», слева от меня Европа, справа – Азия. Иду по неширокой парковой тропе, поднимаюсь на обзорную площадку, и передо мной открывается великолепная картина – горы, освещенные солнцем и покрытые зеленью, на фоне бескрайнего голубого неба простираются до самого горизонта, – все это яркой палитрой красок разливается в разные стороны, конца и края не видно.
Красота и великолепие! Это моя Россия!
Парк «Таганай» – географическая граница между Европой и Азией, жемчужина Челябинской области, одна из главных достопримечательностей Южного Урала, это километры густой тайги, древние горные хребты, причудливые скалы, гигантские каменные россыпи, моховые болота, кристально чистый воздух. Здесь происходит удивительное проникновение и смешение фауны Сибири и Европейской России, Севера и Юга. На территории парка обитают бок о бок лесные животные и представители степей.
Одно из удивительных сокровищ Таганая – большое скопление крупных каменных валунов – курумы. Они покрывают огромные площади на склонах гор и в долинах, иногда образуя целые каменные «ручьи» и даже «реки». Ученые предполагают, что курумы появились из‑за растрескивания горных пород на валуны во время древнего оледенения и последующей обработки осколков силами ветра и воды.
Город Миасс
Парк «Гигантских фигур» – может, когда‑нибудь это место и будет парком, но сегодня это небольшая площадь, она интересна тем, что здесь установлены гигантские скульптуры в виде канцелярских принадлежностей с пояснительным текстом, одна из них – канцелярская кнопка диаметром два метра.
Циркуль – по легенде Древней Греции его изобрел Талос (греческий герой, у которого была одна вена, она шла от шеи к лодыжке и была закрыта только одним бронзовым гвоздем) он соединил два одинаковых по длине стержня и смастерил устройство, способное чертить идеальный круг.
Четырехметровые ножницы – самые первые ножницы появились у человека совсем не потому, что ему надо было обслуживать себя, а потому, что надо было как‑то стричь овец.
Три с половиной тысячи лет назад ножницы представляли собой два лезвия, соединенных наподобие пинцета. Изобретение это, появившееся в Древнем Риме, не было удачным – лезвия не поворачивались относительно центра, а просто сжимались рукой, как большая захватка для кусочка торта. И только много лет спустя какому‑то ремесленнику пришла в голову идея: соединить два ножа с помощью гвоздика, а ручки загнуть кольцами. Вот и получилось – «два кольца, два конца, а посередине гвоздик».
Такие ножницы оказались более удобными.
Скрепка – новаторская идея канцелярской принадлежности для скрепления нужных бумаг воедино пришла сразу трем рационализаторам. Однако изобретателем скрепки принято считать уроженца Норвегии математика Йоханна Валера, так как именно на его эскизах стояла самая ранняя дата – 1899 год.
В феврале 1990 года в центре столицы Норвегии – Осло был поставлен пятиметровый памятник в виде скрепки, но российская скрепка оказалась выше, ее высота 9 метров 28 сантиметров. В 2011 году скрепка из Миасса была занесена в Книгу рекордов Гиннесса.
Ильменский заповедник
Недалеко от Миасса находится Естественно‑научный музей Ильменского государственного заповедника, он входит в пятерку геолого‑минералогических музеев России.
Ильмен возник еще в 1770‑е годы, когда один казак Чебаркульской крепости нашел в лесу у Ильменского озера превосходный топаз. Сюда устремились искатели. Ильменский хребет, протяженность которого более сорока километров, оказался богат на самоцветы. В XIX веке Ильмены, богатства которых стали иссякать, привлекли внимание ученых, но только в 1912 году группа ученых во главе с академиком В. И. Вернадским попыталась добиться запрещения добычи минералов на этой территории частным лицам.
В залах музея огромная коллекция минералов и горных пород, собранных в Ильменских горах.
В одном из залов интересно представлен животный мир Южного Урала.
Краеведческий музей
В исторической части «старого» города Миасса двухэтажное здание, в котором расположен музей, когда‑то принадлежало Егору Митрофановичу Симонову – знаменитому золотопромышленнику, почетному жителю города. В конце XIX – начале XX века во дворе нынешнего музея были расположены каретный сарай, золотоплавильня и небольшой садик.
При входе в здание посетителей встречает огромное чучело медведя.
На втором этаже расположены экспозиции, посвященные различным эпохам жизни города – начало XX века, послевоенные и советские времена.