Познание в обход сознания
Какие представления о физике есть у шестимесячного ребенка? Почему наш мозг приписывает намерения нарисованным треугольникам? Разбираемся, что мы знаем о мире и о людях, даже не догадываясь об этом.

При слове «бессознательное» большинство из нас вспомнит о фрейдизме. И хотя к нему у научной психологии много неудобных вопросов, в одном Фрейд был прав: мы, действительно, осознаем далеко не все происходящее в нашей голове. Самый простой пример – навыки и умения. При ходьбе мы не думаем, как поставить ногу и когда перенести на нее вес тела, – за нас «думает» накопленный опыт. Когда адвокат чувствует, как повести речь перед присяжными, когда математик угадывает результат, еще не доказав его, – это тоже плоды неосознанной обработки информации. В расхожем тезисе «интуиция – это опыт, о котором мы забыли» много правды.
Представления о том, как устроен мир, формируются незаметно для нас уже в раннем детстве. Психологи называют их интуитивными моделями. Бросая мяч собаке, мы опираемся на интуитивную физику, объясняя поступки друзей – на интуитивную психологию.
Откуда звучит внутренний голос
Ученые избегают слова «подсознание»: оно слишком скомпрометировано ненаучными домыслами. Специалисты предпочитают говорить о «бессознательном» или «неосознаваемом». Но неосознаваемые процессы бывают разные. Самые глубокие психические механизмы формируются в раннем детстве и в течение жизни уже не меняются. По всей видимости, они работают одинаково практически у всех людей. Такова, например, система распознавания речи. Мозг незаметно для нас проделывает огромную работу, чтобы вычленить и понять человеческую речь, которая для уха просто набор звуков.
Интуитивные модели куда пластичнее. Они дорабатываются всю жизнь и заметно различаются у ребенка и взрослого, у эксперта и новичка.
Какой формы Земля для ребенка?
Даже шестимесячный ребенок понимает, что предметы не исчезают в никуда. Он удивляется фокусу с «исчезновением» накрытой платком игрушки. Ученые определяют это по продолжительности взгляда: чем дольше ребенок смотрит на неожиданный объект, тем больше он удивлен.
Интуитивные модели иногда приводят к ошибкам или затрудняют усвоение новых знаний. Так, однажды дети сталкиваются с удивительным фактом: Земля – это шар. Это знание противоречит их повседневному опыту, ведь мы видим Землю плоской. Как дети воспринимают эту странную для них информацию? В 1980–х годах психологи выяснили, что изменение представлений о форме Земли происходит постепенно. Сначала дети создают промежуточные концепции, которые сочетают старые и новые представления. Например:
- Земля – это сплюснутый шар, и мы живем на его плоской стороне.
- Земля – это шар, разрезанный пополам.
- Существуют две Земли: одна плоская (для повседневной жизни), другая шарообразная (о которой рассказывают в школе).
Почему это важно? Этот пример демонстрирует не только, что интуитивные модели могут мешать усвоению новых знаний, но и как модели могут изменяться и развиваться. Чтобы понять форму Земли, детям нужно освоить новое понятие – планета. Планеты имеют свойства, не встречающиеся в обыденном опыте: они огромны, обладают гравитацией и движутся без видимых причин. Как только система понятий обогащается, дети начинают лучше понимать явления, которые раньше были им недоступны.
Жертвы интуиции
Астрономия – не единственная область, где интуитивная физика дает сбой. Вот задача, которую должен бы безошибочно решить школьник, но она ставит в тупик половину студентов – потому что интуитивная физика вступает здесь в противоречие с научной.
Задача 1
На рисунке изображен человек, идущий со скоростью 5 км/ч. В вытянутой руке он держит тяжелый мяч, который в какой-то момент отпускает. Какую траекторию (B, C или D) опишет мяч?
И вот какие результаты выдают студенты:
- 45% считают, что мяч будет двигаться вперед (B),