Цементную отрасль поддержат программы реновации жилья и строительства дорог

ЭкспертБизнес

Стены и дороги

Цементную отрасль Юга России поддержат программы реновации жилья и строительства цементобетонных дорог

Сергей Кисин

Завершение крупнейших инфраструктурных проектов последних лет на Юге России (объектов сочинской Олимпиады и чемпионата мира по футболу, а также Крымского моста) резко остудило региональный рынок цемента. Теперь на первый план выходят иные «долгоиграющие» драйверы, способные поддержать развитие отрасли и ее техническое перевооружение, — в первую очередь это строительство дорог с цементобетонным покрытием. По мнению председателя правления некоммерческой организации «Союзцемент» Михаила Скорохода, это направление позволит в среднесрочной перспективе увеличить

потребности в цементе в России на 10 млн тонн. В компании «Кавказцемент» (входит в холдинг «Евроцемент груп» Филарета Гальчева) считают, что дополнительным стимулом для развития может стать программа реновации устаревшего жилого фонда, которая в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах пока находится на стадии обсуждения.

Рынок цемента в ожидании новых крупных строек

Инфраструктурный стоп-кран

Уже ставшие привычными за последнее десятилетие локомотивы роста цементной отрасли Юга России в нынешнем году в большинстве своем прибыли на конечную станцию и отправились в депо. Строительство спортивных объектов Сочи, Ростова-на-Дону и Волгограда завершено, равно как и нового аэропорта донской столицы, ряда крупных мостовых переходов, объектов гостиничной, инженерной, энергетической и газовой инфраструктуры. Запущен в эксплуатацию и Крымский мост (за исключением его железнодорожной части).

В пиковые годы олимпийского строительства в Сочи генподрядчик «Олимпстрой» потреблял чуть менее половины всего цемента в России — 27–28 млн тонн (общее потребление в стране в 2012–2014 годах — 64–71 млн тонн). Тогда отечественные цементные заводы с задачей насыщения рынка не справлялись (общее производство не превышало 50 млн тонн) и приходилось импортировать «хлеб строительства» из Турции, Ирана, Армении, Украины, Белоруссии и Казахстана.

После Олимпиады к основным потребителям цемента на Юге добавился Крым, принесший с собой весь набор постукраинских инфраструктурных проблем. Из-за этого и средние цены заводов-производителей в 2015–2018 годах выросли на 17,5%, с 2861 до 3361 рублей за тонну — с сильным опережением инфляции.

Однако сегодня нагрузка на заводы спала — стадионы, мосты, аэропорты построены. По данным «Союзцемента», производство цемента на Юге России в прошлом году стабилизировалось (в ЮФО — на уровне около 9 млн тонн, в СКФО — чуть более 2 млн тонн, притом что общий выпуск в стране составил 54,7 млн тонн). Потребление же заметно упало по всей стране — с 71 млн тонн в 2014 году до 55,5 млн тонн в 2017-м, а на Юге еще более резко — с 30 до 10,9 млн тонн. Импорт цемента на Юге был незначительным — около 260 тыс. тонн, или чуть более 2% потребления против 15% в 2013 году.

Более того, в апреле текущего года, в преддверии начала строительного сезона, производство цемента на Юге составило 776 тыс. тонн, а потребление — 600 тыс. тонн. Рынок оказался в ситуации перепроизводства с явной перспективой стагнации, как во время кризиса 2009–2011 годов. Потребность в переориентации поставок на новые крупные проекты стала весьма актуальной.

По итогам 2017 года на Юге России сложился профицит мощностей по производству цемента в размере более 40%

Смена составов

Опрошенные «Экспертом» аналитики сходятся во мнении, что заменить «ушедшие в депо» локомотивы отрасли на Юге России могут крупные жилищные и дорожные программы.

«Несмотря на то что многие проекты строительства инфраструктуры завершены, жилищное строительство способно обеспечить цементную промышленность заказами на среднесрочную перспективу. Сейчас складываются весьма привлекательные условия для реализации проектов в сфере жилищного строительства в регионе, тогда как снижение ставок по ипотеке способствует повышению доступности жилья для населения», — полагает аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова.

«Профицит мощностей может отчасти быть востребованным в жилищном строительстве, если его динамика будет позитивной. В прошлом году в ЮФО было введено на 6,5 процента больше общей жилой площади по сравнению с 2016 годом, притом что в целом по РФ наблюдалось снижение на 2,1 процента», — говорит Дмитрий Виноградов, директор представительств «Финам» в Краснодаре.

Позитивным фактором для отрасли в краткосрочной перспективе эксперты также называют дальнейшее снижение ключевой ставки ЦБ и ставок по ипотечным жилищным кредитам.

«Основной драйвер роста строительства в целом и цементной отрасли в частности — выполнение майского указа президента России Владимира Путина, в том числе ввод 120 млн квадратных м жилья в год, что должно обеспечить ежегодный рост строительства на восемь–десять процентов. — считает вице-президент по продажам и логистике АО “Евроцемент груп” Виктор Саратовкин. — Кроме того, активно распространяется технология применения цемента для укрепления и стабилизации грунтов при строительстве и ремонте дорожных одежд и земляного полотна. Эта технология позволяет строить дороги с высокими показателями прочности и износостойкости, продлить срок их эксплуатации без последующих ремонтов при значительном сокращении стоимости и сроков строительства и ремонта».

Строительство дорог с цементобетонным покрытием также считается очень перспективным направлением как с точки зрения их долговечности, так и для загрузки профицитных мощностей цемзаводов. К примеру, масштабное строительство автодорог в Крыму и сети дорог в Краснодарском крае, на Таманском полуострове при подъезде к Крымскому мосту, только разворачивается.

«Строительство цементобетонных дорог закреплено в Стратегии развития промышленности стройматериалов до 2030 года, согласно которой доля ввода в эксплуатацию дорог с цементобетонным покрытием должна быть доведена до 50 процентов от общего объема, — говорит Михаил Скороход. — Таким образом, активное использование возможностей расширения рынка позволит увеличить потребление цемента в России на 10 миллионов тонн в год, в ЕАЭС — на 12 миллионов тонн».

Еще один драйвер роста потребления — распространение технологии строительной 3D-печати. Аддитивные технологии позволяют повысить эффективность и сократить издержки строительства, создавать современные, экологичные, энергоэффективные дома и сложные архитектурные формы при одновременном снижении стоимости жилья. В «Союзцементе» считают, что при дальнейшем распространении инновационных технологий в строительстве потребление цемента может вырасти сразу на два миллиона тонн в год.

Перспективы потребления южнороссийского цемента создает также активное строительство портовых мощностей макрорегиона — Новороссийска, Темрюка, Тамани, Ростова-на-Дону, Махачкалы, каспийского порта Оля.

Вопрос лишь в том, кто именно будет насыщать макрорегиональный рынок цемента, на котором уже много лет никаких изменений не происходит.

Новичков не ждут

Южнороссийский рынок цемента — один из самых сбалансированных в России, на четко определены «сферы влияния» основных игроков. На рынке присутствует и глобальный игрок в лице «Евроцемент груп» (владеет «Кавказцементом» в Карачаево-Черкесии), и местные игроки — «Новоросцемент» (им владеет предприниматель Лев Кветной, 8% отечественного рынка), АО «Себряковцемент» (собственники — физические лица, контролирует 4,85% отечественного рынка), Верхнебаканский цементный завод (ВБЦЗ, собственник — близкое к Льву Кветному ООО «Газметаллпроект», 3,2% рынка), промышленная группа «Деловой центр» (владеет ООО «Атакайцемент» и ЗАО «Углегорскцемент», контролирует 13% рынка Краснодарского края). Локальные мощности распределены следующим образом: совокупные мощности «Новоросцемента» могут обеспечить выпуск до 5,7 млн тонн цемента в год, «Себряковцемент» способен выпускать около 4,06 млн тонн, «Кавказцемент» — 3 млн тонн, Верхнебаканский цементный завод — 2,3 млн тонн в год, предприятия группы «Деловой центр» — более 650 тыс. тонн.

Как известно, транспортировка цемента рентабельна, если расстояние от завода не превышает 500 км. Поэтому поволжский «Себряковцемент» почти полностью закрывает потребности в нем Волгоградской, Астраханской, Саратовской областей и Калмыкии (и частично экспортирует цемент в Казахстан и Азербайджан). «Кавказцемент» обеспечивает республики Северного Кавказа. Заводы «Новоросцемента» и прочие предприятия отправляют свою продукцию в Крым, на Дон, Кубань, Ставрополье, а также экспортируют в Абхазию и Южную Осетию.

Профицит мощностей на Юге сегодня оценивается в 40%, и появление здесь других игроков маловероятно. Если до кризиса в Ростовскую область планировала прийти французская Lafarge, намеревавшаяся, по утверждению ее генерального директора Жоржа Моризо, вложить 300 млн евро в строительство предприятия, работающего «сухим способом», мощностью 1,8–2,4 млн тонн в год, то после него эти планы испарились вместе с инвестором.

По мнению Виктора Саратовкина, «сухой способ производства цемента — наиболее современная и энергоэффективной технология. Модернизация предприятия с переводом на сухой способ фактически представляет собой строительство нового завода — это очень капиталоемкие проекты, требующие значительных инвестиций. В условиях спада в строительной отрасли и нестабильного курса рубля стоимость их реализации значительно выросла, так как поставщики оборудования и базового инжиниринга для строительства новых сухих линий по производству цемента — иностранные компании».

Время инноваций

Поэтому конкурировать между собой за поставки на строительство жилья и дорог южнороссийские игроки сегодня могут только за счет повышения эффективности уже действующих производств.

К примеру, «Новоросцемент», Верхнебаканский цемзавод и «Себряковцемент» даже во время кризиса сумели провести частичную модернизацию с наращиванием производственных мощностей, что позволило первым двум стать основными поставщиками для олимпийского строительства в Сочи. Поволжцы вкладывают 5,3 млрд рублей в реконструкцию печи № 7, ВБЦЗ утвердили программу выпуска облигаций на 10 млрд рублей для продолжения технической модернизации.

Сегодня собственники «Кавказцемента» вкладывают порядка 2 млрд рублей в новый этап реконструкции, который предполагает перевод предприятия на новую технологическую платформу.

В прошлом году была запущена линия паллетирования готовой продукции и автоматизированная линия транспортировки и модульной отгрузки навального цемента в специализированный автотранспорт. Строительство автоматизированной линии для загрузки готовой продукции в цементовозы (40 тонн), с одной стороны, сократило время загрузки с двадцати до пяти минут, с другой — за счет использования специальных фильтров заметно сократился выброс пыли в процессе отгрузки.

На втором этапе на предприятии предполагается ввести систему мобильного мониторинга состояния технологического оборудования, построить мельницу нового поколения, работающую по замкнутому циклу, производительностью 153 тонн в час. Она позволит заменить сразу три из пяти ныне действующих мельниц завода и будет выдавать продукцию высших марок (бездобавочный цемент марки 400).

Экономический эффект от налаживания собственной генерации сомнения не вызывает: благодаря повышению рентабельности продукции карачаево-черкесский завод «Евроцемент Групп» сможет серьезно потеснить в регионе своего главного конкурента — «Новоросцемент». А за счет более удобного транспортного плеча цемент из КЧР станет более выгоден для потребителей в СКФО.

Таким образом, основные игроки Юга, реализуя программу энергоэффективности, стараются добиться конкурентных преимуществ. Пока других способов перераспределения их рыночных позиций не предвидится.

Ростов-на-Дону

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Минфин опять заметил экспортеров Минфин опять заметил экспортеров

Как бизнес отреагировал на новые экспортные пошлины

Эксперт
Анатоль Вовк Анатоль Вовк

Обсудили с историком моды Анатолем корунды, шушпанчики и адорацию мадленок!

Собака.ru
Компенсации и бенефиты Компенсации и бенефиты

Что помогает компаниям привлекать, мотивировать и удерживать специалистов

РБК
Любовный текст: 7 книг о многогранности любовных чувств Любовный текст: 7 книг о многогранности любовных чувств

Книги о любви и её проявлениях

РБК
Священный знак Священный знак

«Кого Юпитер хочет опозорить, лишает своего орла»

Дилетант
Антон Хабаров: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер» Антон Хабаров: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»

«Если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь»

Коллекция. Караван историй
Россия закрепощенная Россия закрепощенная

Экономика крепостного права глазами Тургенева

N+1
«Лыжный спорт все еще переживает постолимпийский бум» «Лыжный спорт все еще переживает постолимпийский бум»

Юрий Бородавко о перспективной молодежи в команде и российском инвентаре

Ведомости
Ложь, воровство и запах козла Ложь, воровство и запах козла

14 историй о том, как великие проявляли романтический интерес

Weekend
Начни сейчас Начни сейчас

Как яркая, харизматичная женщина силой воли взяла себя в руки, чтобы похудеть

OK!
«Сплошные уроды, еще и с двойным дном». Актер Илья Любимов о «Пророке», Жуковском, гениальности и «новых героях» «Сплошные уроды, еще и с двойным дном». Актер Илья Любимов о «Пророке», Жуковском, гениальности и «новых героях»

Актер Илья Любимов — о плате за гениальность и упрощении поп-культуры

СНОБ
Тишина зимнего леса Тишина зимнего леса

Человека тянет в лес. Зимой, вероятно, чтобы послушать тишину…

Наука и жизнь
Праздник для него Праздник для него

Как организовать праздник, чтобы получилось по-мужски? Несколько простых правил

Лиза
История Pony Express, недолговечной, но запоминающейся службы доставки Дикого Запада История Pony Express, недолговечной, но запоминающейся службы доставки Дикого Запада

В 1860-х на американском Диком Западе существовал свой сервис доставки писем

ТехИнсайдер
4 простых способа узнать человека по-настоящему 4 простых способа узнать человека по-настоящему

Как узнать человека быстро и без тестов от спецслужб?

Psychologies
Локализация налетела на ось из Поднебесной Локализация налетела на ось из Поднебесной

Приход крупного китайского производителя затормозит развитие российских

Монокль
«Не хочу» остро мыслящего человека «Не хочу» остро мыслящего человека

«Minima moralia»: как человек с обрушившейся жизнью постепенно приходит в себя

Знание – сила
Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров Геймификация, «какашки» и честность: как бренду привлечь зумеров

Что поможет бренду зацепить поколение Z

Inc.
Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине? Победа без победителя: кто одержал верх в Палестине?

Замороженный кризис в Газе можно смело назвать «конфликтом без победителей»

Монокль
Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого Ученые объяснили, почему от красного вина чаще болит голова, чем от белого

Почему похмелье от красного вина куда тяжелее, чем от белого?

Maxim
Софонисба Вторая… — Первая! Софонисба Вторая… — Первая!

Кто сказал, что эмансипированные женщины появились только в конце XIX века?

Знание – сила
Краткая история Range Rover Classic Краткая история Range Rover Classic

Изначально Range Rover создавался как британский ответ Jeep Wagoneer...

4x4 Club
Развитие генетики ускоренным путем Развитие генетики ускоренным путем

Эмбриотрансфер в животноводстве набирает обороты

Агроинвестор
Снегопад в пустыне и буря «Годзилла»: 7 внесезонных погодных явлений, которые удивили мир Снегопад в пустыне и буря «Годзилла»: 7 внесезонных погодных явлений, которые удивили мир

Случаи, когда природа демонстрировала свои необычные способности

ТехИнсайдер
Аппетиты к тратам Аппетиты к тратам

В январе ненефтегазовые доходы федерального бюджета выросли на 9%

Ведомости
Мода требует жертв? Мода требует жертв?

Какие элементы гардероба на самом деле очень вредны для здоровья?

Лиза
Борьба за пятое измерение Борьба за пятое измерение

Россия наметила свой путь освоения технологий — в стороне от мировой схватки

Монокль
Мир начинает борьбу с микропластиком Мир начинает борьбу с микропластиком

Микроскопические частицы пластика проникли всюду и могут влиять на все живое

Монокль
Что такое бескамерная шина и как отличить ее от камерной Что такое бескамерная шина и как отличить ее от камерной

Все про бескамерные шины: чем отличаются, плюсы и минусы, стоит ли покупать

РБК
Алена Званцова: «Когда мы с мужем писали сценарий «Оттепели», периодически один из нас вопил: «Я больше не могу, пристрелите меня!» Алена Званцова: «Когда мы с мужем писали сценарий «Оттепели», периодически один из нас вопил: «Я больше не могу, пристрелите меня!»

«Мы поняли, что все режиссеры — ужасные люди»

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении