Кто сказал, что эмансипированные женщины появились только в конце XIX века?

Знание – силаИстория

Софонисба Вторая… — Первая!

Елена Данченко

Автопортрет.  1556—1557 гг.

Кто сказал, что эмансипированные женщины появились только в конце XIX – начале XX века?

На самом деле они были всегда. Вот история удивительной женщины, которая в эпоху позднего Средневековья стала пионером профессионального искусства, была вполне эмансипированной и снискала международное признание.

В ее жизни было все: серьезная учеба, любимая работа, карьера придворной художницы, довольно позднее замужество (причем мужа он подыскала себе сама), смерть мужа, поздняя страстная любовь и второе замужество, путешествия, встречи с Рубенсом и ван Дейком. А сама жизнь была очень и очень долгой, особенно по меркам шестнадцатого‑семнадцатого веков: она ушла в преклонном возрасте девяносто трех лет, работая до самого конца.

Ее звали Софонисба Ангиссола. Свое необычное имя она получила в честь героини Пунической войны, дочери карфагенского вождя и жены двух царей. История той, первой Софонисбы заслуживает отдельного рассказа, но наш рассказ – о художнице.

Она родилась в 1532 году в Северной Италии, в Кремоне, городе, знаменитом на весь мир своими мастерами струнных инструментов – Амати, Страдивари, Гварнери. Великие мастера скрипичных и виолончельных дел родились гораздо позже художницы и прославили город в другое время.

Антонис Ван Дейк. Портрет Софонисбы Ангиссолы в старости. 1624 год

Софонисба появилась на свет первенцем в семье небогатой аристократической фамилии. Ни отец семейства – Амилькаре ди Лаццаро Ангиссола, ни родственники девочки не принадлежали к художественным кругам. Она пробивалась к своему призванию сама, в отличие от других известных художниц той эпохи.

В семье было шесть дочерей и один сын, что создавало для небогатой семьи большую проблему: собрать шесть приданых трудно. А ведь, согласно новым правилам Ренессанса, надо было обучить девочек аристократического происхождения музицированию, танцам, литературе, рисованию и вышиванию. Вся учеба проходила дома и была частью общего развития и милого времяпровождения, а вот профессиональное образование могли получить только юноши.

Старшая дочь в семье, Софонисба так хорошо рисовала, что отец смекнул: это шанс выдвинуть ее и остальных дочерей на рынок невест за счет рисования и живописи. Пять сестер, включая Софонисбу, стали художницами – Елена, Лючия, Европа, Анна-Мария.

Портрет отца художницы Амилькаре и ее  брата Асдрубале и сестры Минервы.  Около 1559 года

Впоследствии Анна‑Мария и Европа откажутся от искусства, выйдя замуж, а еще одна сестра, по имени Минерва, увлеклась сочинительством, но знаменитой не стала. Лючия, к сожалению, умерла молодой, что стало большой потерей для живописи, ибо по степени таланта она не уступала старшей сестре.

Когда Софонисбе исполнилось четырнадцать лет, а ее сестре Елене – чуть меньше, девочки были определены в обучение к известному кремонскому художнику Бернардино Кампи. Через пару лет они начали обучаться у другого Бернардино – Гатти. Доподлинно известно, что во время учебы у Кампи сестры занимались живописью в отдельном помещении, под присмотром жены художника и по совместительству – чаперроне, другими словами – компаньонки учениц. А вот в доме у второго наставника – Гатти – что‑то такое произошло, что именно – из сохранившихся свидетельств неясно, но в результате Елена, младшая из сестер, сошла с профессионального круга и удалилась в монастырь. Софонисба всегда с благодарностью и любовью отзывалась о первом учителе – Кампи, а вот о втором – Гатти не написала ни слова, во всяком случае, письменных подтверждений нет. Возможно, что ничего плохого в доме Гатти и не произошло, а Елене просто нравилось монашество, вот она и ушла туда, куда душа позвала, – этого мы уже не узнаем.

Игра в шахматы. 1555 год

Софонисба не могла слушать лекции по анатомии из‑за принадлежности к женскому роду, поэтому самые престижные темы живописи той поры оказались недоступными девушке. Она не могла, допустим, писать снятие Иисуса Христа с креста, полуголого Иоанна Крестителя и многого другого, чего требовало ремесло художника эпохи Ренессанса. Искусствоведы утверждают, что Софонисбе было присуще редкое художественное чутье, и она могла под одеждой угадывать пропорции тела так, что в ее работах нет ошибок. Кроме того, она старательно училась, копируя работы Кампи, и, по свидетельству искусствоведов, ее полотна по уровню превзошли работы ее первого учителя. На своих ранних картинах она изображала членов семьи или писала автопортреты – соло или в кругу семьи. Небольшого формата работы молодой художницы снискали славу во всей Италии. В свои двадцать три года Софонисба написала изумительную картину «Игра в шахматы», на которой предстает она сама с двумя младшими сестрами и служанкой. Искусствовед XVI века – Джорджо Вазари, первым описавший жизнь великих художников, так отозвался об этой картине: «Она выглядит столь живой, что ей не хватает только речи!».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Додекаэдры Древнего Рима Додекаэдры Древнего Рима

Археологов давно волнуют странные предметы, попадающиеся при раскопках в Риме

Наука и жизнь
Битва за коэффициент рождаемости Битва за коэффициент рождаемости

Почему население планеты сокращается и чего нам ждать в будущем?

Монокль
Хладнокровная любовь Хладнокровная любовь

Отправляясь в апрельский лес, я не помышлял ни о какой свадьбе

Наука и жизнь
Очень приятно, принц! Очень приятно, принц!

Советы и места, где искать мужчину мечты

Лиза
Меледá, или девять связанных колец Меледá, или девять связанных колец

Эта головоломка с кольцами, надетыми на шпильку, известна во многих странах

Наука и жизнь
Новый виток Новый виток

Стася Милославская о непростых съемках на зимней натуре, северном сиянии и любви

Grazia
Кузница кадров Кузница кадров

Главная кузница кадров — технический персонал

Bones
В глубинах Бермудского треугольника В глубинах Бермудского треугольника

Снег в глубинах океана и те, кто им питается

Наука и жизнь
Наталья Мазур: Театр – субъективное искусство Наталья Мазур: Театр – субъективное искусство

Наталья Мазур рассуждает о магии театра и делится репертуарными планами

Ведомости
Насколько вы интернет-зависимы? Насколько вы интернет-зависимы?

Узнайте себя лучше и разберитесь, насколько вы зависите от виртуального мира

Psychologies
Аромат денег Аромат денег

Могут ли редкие духи стать инвестицией?

RR Люкс.Личности.Бизнес.
«Я много снималась в кино, но такого проекта у меня еще не было» «Я много снималась в кино, но такого проекта у меня еще не было»

Чему Николь Кидман научил фильм «Плохая девочка»?

OK!
Иероглифы и сбоку бантик: как продвигать франшизу на этапе открытия Иероглифы и сбоку бантик: как продвигать франшизу на этапе открытия

Как новому сервису, заведению или магазину со старта громко заявить о себе?

Forbes
Борьба с галочками Борьба с галочками

Сколько зарабатывают маркетплейсы и как ФАС борется с галочками

Ведомости
Битва СССР с канадскими профи. Почему хоккейная Суперсерия-72 имела такое значение Битва СССР с канадскими профи. Почему хоккейная Суперсерия-72 имела такое значение

Суперсерия-72: как она изменила хоккей

СНОБ
2024-й в артефактах: самые любопытные открытия года 2024-й в артефактах: самые любопытные открытия года

Список археологических открытий 2024 года, которые привлекли внимание

Наука и жизнь
Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово… Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово…

Руководствуясь только логикой и фактами, ставим порочность евгеники под сомнение

Знание – сила
Долецкая Долецкая

Алена Долецкая — сама себе глянец, медиа и контент

Собака.ru
Вероника Долина: Милан Кундера и жест протеста Вероника Долина: Милан Кундера и жест протеста

В память о Милане Кундере, без которого жизнь моя была б иной или ничтожной

Afternoon Seasons of life
Эдуард Веркин: Общественное устройство грядущего — не хлеб фантастической литературы Эдуард Веркин: Общественное устройство грядущего — не хлеб фантастической литературы

Писатель Эдуард Веркин — о том, что будет волновать человечество в будущем

СНОБ
Ираклий Квирикадзе: «Я никогда не кричу на съемочной площадке» Ираклий Квирикадзе: «Я никогда не кричу на съемочной площадке»

Беседа с Ираклием Квирикадзе о грузинской кухне, рецептах и сценариях

Коллекция. Караван историй
Человек-оркестр Человек-оркестр

Из чего строится рабочий день бренд-шефа, который ведет несколько проектов?

Bones
Кассандра жжет Кассандра жжет

«Мисс Остeн» — юбилейная премьера на BBC One

Weekend
«Глоу-ап» — расцвет после расставания: как разрыв отношений улучшает жизнь «Глоу-ап» — расцвет после расставания: как разрыв отношений улучшает жизнь

С чем связан неожиданный glow-up после уход от партнера?

Psychologies
Изабелла Росселлини: Все свободны! Изабелла Росселлини: Все свободны!

До первого контракта с Lancôme в 1983 году она вообще не красилась. Не хотела

Afternoon Seasons of life
Печать счастья Печать счастья

Как определить по дате рождения, будет ли гармоничным твой брак

Лиза
Антон Хабаров: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер» Антон Хабаров: «Многим кажется, что я рубаха-парень. Но у меня сложный характер»

«Если умереть завтра, могу сказать, что прожил очень счастливую жизнь»

Коллекция. Караван историй
Даурские каникулы Даурские каникулы

Истории о свободолюбивых диких котах и их скрытном образе жизни

Наука и жизнь
Всё о платных дорогах России: как пользоваться, стоимость, как оплатить Всё о платных дорогах России: как пользоваться, стоимость, как оплатить

Что необходимо знать выезжающим на платные дороги в России водителям?

РБК
Скорпионы и лавры: говорящие детали Скорпионы и лавры: говорящие детали

10 портретов-ребусов эпохи Возрождения

Вокруг света
Открыть в приложении