Софонисба Вторая… — Первая!
Кто сказал, что эмансипированные женщины появились только в конце XIX – начале XX века?
На самом деле они были всегда. Вот история удивительной женщины, которая в эпоху позднего Средневековья стала пионером профессионального искусства, была вполне эмансипированной и снискала международное признание.
В ее жизни было все: серьезная учеба, любимая работа, карьера придворной художницы, довольно позднее замужество (причем мужа он подыскала себе сама), смерть мужа, поздняя страстная любовь и второе замужество, путешествия, встречи с Рубенсом и ван Дейком. А сама жизнь была очень и очень долгой, особенно по меркам шестнадцатого‑семнадцатого веков: она ушла в преклонном возрасте девяносто трех лет, работая до самого конца.
Ее звали Софонисба Ангиссола. Свое необычное имя она получила в честь героини Пунической войны, дочери карфагенского вождя и жены двух царей. История той, первой Софонисбы заслуживает отдельного рассказа, но наш рассказ – о художнице.
Она родилась в 1532 году в Северной Италии, в Кремоне, городе, знаменитом на весь мир своими мастерами струнных инструментов – Амати, Страдивари, Гварнери. Великие мастера скрипичных и виолончельных дел родились гораздо позже художницы и прославили город в другое время.
Софонисба появилась на свет первенцем в семье небогатой аристократической фамилии. Ни отец семейства – Амилькаре ди Лаццаро Ангиссола, ни родственники девочки не принадлежали к художественным кругам. Она пробивалась к своему призванию сама, в отличие от других известных художниц той эпохи.
В семье было шесть дочерей и один сын, что создавало для небогатой семьи большую проблему: собрать шесть приданых трудно. А ведь, согласно новым правилам Ренессанса, надо было обучить девочек аристократического происхождения музицированию, танцам, литературе, рисованию и вышиванию. Вся учеба проходила дома и была частью общего развития и милого времяпровождения, а вот профессиональное образование могли получить только юноши.
Старшая дочь в семье, Софонисба так хорошо рисовала, что отец смекнул: это шанс выдвинуть ее и остальных дочерей на рынок невест за счет рисования и живописи. Пять сестер, включая Софонисбу, стали художницами – Елена, Лючия, Европа, Анна-Мария.
Впоследствии Анна‑Мария и Европа откажутся от искусства, выйдя замуж, а еще одна сестра, по имени Минерва, увлеклась сочинительством, но знаменитой не стала. Лючия, к сожалению, умерла молодой, что стало большой потерей для живописи, ибо по степени таланта она не уступала старшей сестре.
Когда Софонисбе исполнилось четырнадцать лет, а ее сестре Елене – чуть меньше, девочки были определены в обучение к известному кремонскому художнику Бернардино Кампи. Через пару лет они начали обучаться у другого Бернардино – Гатти. Доподлинно известно, что во время учебы у Кампи сестры занимались живописью в отдельном помещении, под присмотром жены художника и по совместительству – чаперроне, другими словами – компаньонки учениц. А вот в доме у второго наставника – Гатти – что‑то такое произошло, что именно – из сохранившихся свидетельств неясно, но в результате Елена, младшая из сестер, сошла с профессионального круга и удалилась в монастырь. Софонисба всегда с благодарностью и любовью отзывалась о первом учителе – Кампи, а вот о втором – Гатти не написала ни слова, во всяком случае, письменных подтверждений нет. Возможно, что ничего плохого в доме Гатти и не произошло, а Елене просто нравилось монашество, вот она и ушла туда, куда душа позвала, – этого мы уже не узнаем.
Софонисба не могла слушать лекции по анатомии из‑за принадлежности к женскому роду, поэтому самые престижные темы живописи той поры оказались недоступными девушке. Она не могла, допустим, писать снятие Иисуса Христа с креста, полуголого Иоанна Крестителя и многого другого, чего требовало ремесло художника эпохи Ренессанса. Искусствоведы утверждают, что Софонисбе было присуще редкое художественное чутье, и она могла под одеждой угадывать пропорции тела так, что в ее работах нет ошибок. Кроме того, она старательно училась, копируя работы Кампи, и, по свидетельству искусствоведов, ее полотна по уровню превзошли работы ее первого учителя. На своих ранних картинах она изображала членов семьи или писала автопортреты – соло или в кругу семьи. Небольшого формата работы молодой художницы снискали славу во всей Италии. В свои двадцать три года Софонисба написала изумительную картину «Игра в шахматы», на которой предстает она сама с двумя младшими сестрами и служанкой. Искусствовед XVI века – Джорджо Вазари, первым описавший жизнь великих художников, так отозвался об этой картине: «Она выглядит столь живой, что ей не хватает только речи!».