Компенсации и бенефиты
Что еще нужно сотрудникам кроме медстраховки

На рынке труда выигрывают компании, которые предлагают больше, чем просто зарплату. Разбираемся, что помогает привлекать, мотивировать и удерживать специалистов.
Что происходит на рынке труда
Как трансформируется рынок труда и какие тренды наиболее заметно себя проявляют? Ответы на эти вопросы определяют HR-повестку — приоритеты работодателей в части привлечения и удержания персонала.
Дефицит кадров
В последние годы в России наблюдается острый дефицит кадров, особенно в сфере рабочих профессий, так называемых синих воротничков (водители, курьеры, официанты, охранники). По данным исследования Высшей школы экономики, самый высокий индекс кадровой уязвимости зафиксирован в сферах услуг, пассажирского транспорта, розничной торговли и строительстве. Исследователи считают, что это связано с неблагоприятной демографической ситуацией, сокращением притока трудовых мигрантов, исходящей миграцией, а также дисбалансом между полученным образованием и потребностями рынка труда.
Эксперты HeadHunter посчитали, сколько вакансий грузчиков, водителей, курьеров, промоутеров и торговых представителей было опубликовано на платформе. Оказалось, что сильнее всего в 2024 году вырос спрос на курьеров: число опубликованных для них вакансий увеличилось на 72%. На втором месте — водители (+64,5%).

Илья Прусенко: «Если раньше могло создаваться впечатление, что сотрудников много и нет проблем с наймом, то сейчас тенденция такая: с каждым годом все сложнее привлечь и удержать персонал. Мы нанимаем курьеров, а их зарплаты в принципе уже сравнялись с зарплатами айтишников, хотя все привыкли к тому, что курьеры — это синие воротнички, низкоквалифицированный персонал».
Зарплаты курьеров показывают стабильный рост третий год подряд. Согласно исследованию HeadHunter, в 2022 году средний годовой прирост составил 29% по сравнению с 2021 годом. В 2023 году зарплаты курьеров выросли еще на 33% относительно 2022 года. С января по июль 2024 года прирост составил 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В августе средняя зарплата курьера в России составляла 110 тыс. руб.
«Основной рост зарплат придется на осенние и зимние месяцы, когда в доставке будет сезонный пиковый спрос, а студенты и подрабатывающие начнут уходить из сектора. Если раньше работа по удержанию касалась в основном высококвалифицированных кадров, то сейчас мы фокусируемся на каждом работнике», — комментирует эксперт.
По данным сервиса «Авито Работа», дефицит кадров в этой нише остро проявил себя в 2023 году. За весь год спрос на курьеров увеличился почти вчетверо.
Прусенко убежден, что тенденция дефицита синих воротничков и увеличения зарплат будет наблюдаться и дальше. Например, на сессии Восточного экономического форума представитель «Яндекс Такси» Антон Петраков предположил, что цены на такси вырастут «на десятки процентов». К концу 2024 года, как прогнозировалось, в России будет не хватать около 130 тыс. водителей такси.
Новые формы занятости
Еще одна тенденция на рынке труда — растущая популярность временных и внештатных сотрудников. Это фрилансеры, независимые подрядчики, а также люди, которые устроены на определенный период или проект. Для человека это независимость и гибкость (но меньше льгот), а для работодателя — экономия средств (но готовность активно работать с временным персоналом). По данным группы компаний Б1, довольно значительная часть бизнеса решает проблему кадрового дефицита с помощью аутсорсинга.
Также сохраняется тренд на удаленный и гибридный форматы (чередование работы в офисе и на удаленке). Для многих принципиальным становится воркейшен — возможность совмещать работу и путешествия. Здесь же стоит сказать о таком явлении, как слеш-карьеризм, когда человек успешно совмещает два или более карьерных трека. Например, работает юристом и фитнес-тренером.
Цифровизация
Все больше компаний внедряют цифровые технологии в свои бизнес-процессы, автоматизируют рутинные операции, используют возможности искусственного интеллекта (ИИ). Это означает, что специалистам важно обладать сильными цифровыми навыками, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке труда. Академия бизнеса Б1 и Forbes Education провели совместное исследование, чтобы понять, как меняется функция корпоративного обучения и какие темы становятся приоритетными. Респонденты прогнозируют высокий спрос на развитие навыков, связанных с цифровой трансформацией (например, навыки информационной безопасности, использования цифровых устройств и программного обеспечения, анализа и визуализации данных, управления цифровыми проектами).
Анастасия Козинченко: «Поделюсь суперактуальной и интересной практикой использования ИИ. Во время собеседования с кандидатом рекрутер заполняет определенный опросник. На базе этого опросника и данных о кандидате из открытых источников ИИ формирует уникальный офер, в котором делает фокус и упор на мотивационные триггеры именно для этого человека. Результат компании, с которой я работала: процент принятия оферов увеличился на 28%».
Чего хотят сотрудники
Если посмотреть поверхностно, большинство исследований в области HR и мотивации за 2023–2024 годы не выявили никаких критических изменений. Люди все так же хотят хорошую зарплату и выстраивать баланс между работой и личной жизнью. Но если углубиться в детали, можно выделить новые тенденции.
Анастасия Козинченко: «Во-первых, желание постоянно учиться, быть с актуальными компетенциями в багаже и просто много знать, монетизировать свои знания. Во-вторых, баланс жизни и работы, доступ к гибриду (работе из дома / моря / другого конца страны), тот самый постоянный workation. В-третьих, важно, чтобы был понимающий руководитель-лидер, который и плечо подставит, и премию даст за экстрастарания, и day off, если собаку надо к ветеринару отвезти. И, наконец, у сотрудников есть ожидания, что компания «защитит», если что: предоставит крутые льготы, будет пересматривать зарплату минимум раз в год, а еще на вечеринку позовет и летом регату организует».
Какие бонусы и компенсации в тренде
Если раньше в вакансиях часто можно было встретить фразы вроде «у нас уютный офис, бесплатный кофе и печеньки», то сейчас этим никого не удивишь. По последним исследованиям HeadHunter (2022 год), самые важные опции соцпакета для работников — ДМС, обучение, страхование жизни и компенсация бензина и техники. Эксперты крупных компаний считают, что HR-тренд 2024 года — wellbeing-программы: забота о физическом и эмоциональном благополучии. И это глобальный тренд. Если посмотреть на результаты исследования Общества по управлению человеческими ресурсами (SHRM) в США, то работникам прежде всего важны льготы, связанные со здоровьем.
Самые важные бенефиты:
- Добровольное медицинское страхование — это база соцпакета. Сотрудникам важно иметь доступ к качественной медицине и знать, что в случае заболеваний их семейный бюджет не пострадает. Спрос на ДМС значительно вырос в 2023 году: работодатели заключили в три раза больше договоров, чем годом ранее. Интерес к программам ДМС стали проявлять организации среднего бизнеса. Но, как говорится, ДМС — это хорошо, а ДМС со стоматологией — еще лучше, это тоже важный бенефит, который ценится сотрудниками. Как показывает опрос, проведенный компаниями «СберЗдоровье» и «Работа. ру» (есть в распоряжении «РБК Трендов») в 2024 году, ДМС — бонус номер один, на который рассчитывают IT-специалисты при выборе места работы.
- Компенсация фитнеса входит, по данным опроса HeadHunter, в топ-10 самых желаемых опций. Распространенность такого бонуса в вакансиях возросла на 50%. Некоторые работодатели обустраивают фитнес-зал в офисе или приглашают тренеров групповых программ.
- Компенсация питания — еще один жест заботы со стороны работодателя, который очень ценят сотрудники. Это могут быть ежемесячные надбавки к зарплате, бесплатные обеды в офисе, карты питания в кафе рядом с местом работы, фиксированная сумма на балансе онлайн-доставки еды и др.
- Оплата программ обучения и переквалификации. Работодателям приходится постоянно инвестировать в обучение и развитие своих сотрудников, чтобы поддерживать их конкурентоспособность на рынке труда, а также их амбиции и стремления. Сюда относится обучение за счет компании, посещение тренингов и семинаров, профессиональная переподготовка, подписка на образовательные онлайн-ресурсы и др.

Глобальный тренд в сфере C&B (Compensation&Benefits) — кафетерий льгот. Это гибкая система, позволяющая сотрудникам выбрать наиболее интересные для них опции. Например, кому-то нужнее компенсация затрат на детский лагерь, а кто-то выберет для себя бесплатные курсы иностранных языков.
Анастасия Козинченко: «Если определить самые критические льготы и компенсации, то тут выделю базу: понятная и прозрачная мотивация сотрудников, которую вы можете объяснить за 5–7 минут, ДМС с обширной и качественной программой страхования, возможность/доступность обучения и прокачка нужных компетенций. Итого — секретного соуса нет. Когда мы говорим о международных практиках таких компаний, как Google, Microsoft, Amazon, то они держат фокус на баланс работы и жизни, семейность, возможность учиться и планировать свою работу в рабочее время, брать отпуск за счет работодателя (саббатикал). Сделаю сноску, финансово эти компании могут себе позволить».
По мнению Ильи Прусенко, забота и искреннее желание помочь сотрудникам создает в компании особую атмосферу. Важно, чтобы человек чувствовал, что он не просто винтик в системе, а что он лично представляет ценность. Тогда сотрудники будут оставаться в компании.
Илья Прусенко: «В нашей компании бенефитов становится все больше. Для белых воротничков — а у нас около 300 офисных сотрудников — есть штатный мануальный терапевт, психолог, мы оплачиваем курсы английского, фитнес. Что касается работы с синими воротничками, то мы предлагаем четкий график платежей, оплату занятий по изучению английского языка. Еженедельно проводится сбор фидбека от курьеров, обрабатываем проблемы и возражения, оказываем помощь в трудных жизненных ситуациях».
Конкуренция среди работодателей растет, поэтому неудивительно, что соцпакеты крупных компаний обрастают новыми нетривиальными мерами поддержки сотрудников.
- Репродуктивное здоровье женщин — уже не новое направление в соцпакете международных компаний. В 2014 году Apple и Facebook (с 21 марта 2022 года соцсеть запрещена в России решением суда) стали первыми оплачивать сотрудницам услуги сохранения яйцеклеток. К 2023 году это сделал почти каждый пятый крупный работодатель, среди которых Google, Intel, LinkedIn, Microsoft, Spotify, Walmart и др. Также в программах льгот есть такие опции, как покрытие расходов по лечению бесплодия, процедуры ЭКО, оплачиваемые отгулы во время критических дней, оплата подготовки к беременности.
- Опционные программы. Компании выделяют (резервируют) часть своих акций для выдачи опционов. Опцион — это контракт, который предусматривает право купить акции в указанный период по фиксированной цене. Самые известные зарубежные примеры — Google, Uber, Apple. В России такая практика есть в «Яндексе» для ключевых специалистов, которых сложно заменить. «Норникель» реализует корпоративную программу «Цифровой инвестор»: сотрудники, работающие больше года, получили цифровые финансовые активы (ЦФА) minetoken — цифровые аналоги акций «Норникеля». Компания планирует продолжать проект.
- Корпоративный детский сад. Компании предоставляют возможность родителям приводить детей на работу. Например, в офисах «Яндекса» и Mail.ru Group есть комнаты матери и ребенка и игровые зоны для детей. Также существует практика, когда компании открывают корпоративные детские сады. Это дорогая, но очень ценная льгота. Как правило, работодатели берут на себя не все затраты и частично посещение детского сада оплачивают родители. Например, у банка «Хоум Кредит» есть детские сады в Обнинске и Томске, где расположены крупные call-центры. Еще один пример — детский образовательный комплекс компании «Эвалар».
Как мотивировать сотрудников
По мнению Владимира Моженкова, рынок труда диктует новые правила. Теперь компании должны «привлекать» и даже «ухаживать» за потенциальными кандидатами. Такой тренд сохранится в ближайшем будущем, и он требует принципиально другого подхода к формированию команды и управления персоналом. А это уже вопрос материальной и нематериальной мотивации. Разбираемся, какие факторы имеют значение.
Держать фокус на результат
Если раньше основное внимание собственников бизнеса и HR-руководителей уделялось фиксированным окладам, то сейчас стало очевидно, что эти инструменты не столь эффективны. «Текущий тренд — это ориентация на результативность, а не на процесс. Вознаграждение сотрудников должно основываться на достижении конкретных целей, а не на фиксированных показателях. Для сотрудников на ключевых позициях критически важно видеть прямую связь между своими усилиями и вознаграждением», — поясняет эксперт.
Внедрить культуру благодарности
Руководители часто избегают открыто хвалить своих сотрудников, проявлять эмпатию, публично признавать успехи. «Это большая ошибка, — считает Моженков. — Именно благодарность эффективнее всего повышает мотивацию персонала. Например, мой KPI как руководителя — похвалить за день пять лучших сотрудников. Это работает так же хорошо, как и денежные премии».
Использовать модель партнерства вместо иерархии
Важно, чтобы сотрудники видели в руководителе не просто начальника, а человека, который понимает их потребности и создает условия для их развития. По мнению эксперта, современный менеджмент предполагает отказ от жесткой иерархии. Сотрудники должны чувствовать себя партнерами, а не просто исполнителями.
Создать гибкие условия на удаленке
Чтобы поддерживать мотивацию на удаленке, Владимир Моженков предлагает следующие решения:
- проводить видеоконференции в удобное для всех время;
- вести рабочие чаты в четко обозначенные часы;
- организовывать онлайн-обучение за счет компании;
- проводить корпоративные мероприятия и тренинги по видеосвязи.
Владимир Моженков: «Менеджмент в 2024 году — это искусство раскрытия потенциала не только компании, но и каждого сотрудника. Открытое общение с коллективом, позитивный настрой и умение замечать и отмечать даже небольшие достижения создают условия для успешной работы. Такой подход не только ускоряет достижение целей, но и укрепляет авторитет руководителя в глазах команды, делая его лидером, которому можно доверять».
Эксперты
Анастасия Козинченко,
международный эксперт в области управления вознаграждением и мотивацией, HR-сертификации: GRP, SHRM-SCP, автор телеграм-канала Global Total Rewards
Илья Прусенко,
основатель рекрутингового и кадрового агентства HelpResource
Владимир Моженков,
эксперт в области результативного менеджмента, бизнес-наставник для собственников бизнеса, основатель и руководитель Mozhenkov Progress Consulting
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl