«Minima moralia»: как человек с обрушившейся жизнью постепенно приходит в себя

Знание – силаСобытия

«Не хочу» остро мыслящего человека

Дмитрий Бавильский

Теодор В. Адорно  «Minima moralia»:  Размышления  из поврежденной  жизни/Перевод с нем.  Александра Белобратова  под ред. Татьяны  Зборовской. Научная  редактура Кирилла  Чепурина. – М.:   Ад Маргинем пресс,  2022. – 392 с.

«Minima moralia» – пример изящно преодоленного кризиса: написанная с 1944‑го по 1947‑й и состоящая будто бы из разрозненных записей не более двух‑трех страниц каждая (спойлер: вовсе не разрозненных, но идущих внакат по принципу «кла­ди рядом»), она показывает, как человек с обрушившейся жизнью (фашизм вынуждает Адорно сорваться с места, бросить все, эмигрировать в Америку, начать жить с нуля и заново) постепенно приходит в себя.

Поначалу казалось, что это – не самая обязательная книга Адорно, давно и беззаветно любимого за «Социологию музыки» с ее фундаментальным подходом и к классике, и к попсе. Но уже при первом приближении выяснилось: коллекция фрагментов (обычно все эти «Затеси» и «Камушки на ладони» стремятся наращивать объем, из‑за чего подборки начинаются с афоризмов в абзац, но заканчиваются, как правило, самодостаточными опусами, чего Адорно практически избежал) о сбоях и косяках современной буржуазной цивилизации – не какая-нибудь там <рукописная> маргиналия (на что будто бы намекает «блокнотная» бумага, формат и оформление нынешнего издания), но высказывание намеренно адогматическое и несистемное.

Теодор В. Адорно

Своей полураспадной формой говорящее о той степени кризиса, куда современная цивилизация (Адорно словно бы вчера свои заметки начал заготавливать) угодила со всей капиталистической, потребительской дури по самое «не хочу».

«Minima moralia» и есть «не хочу» остро мыслящего человека, уставшего от несовершенства нынешнего мироустройства, которому не кричать матом и не вопить во весь голос помогает неформатный интеллект и врожденное воспитание.

Иллюзия понимания закономерностей вообще всего и порождает ощущение ложного владения ситуацией.

Хотя поначалу неопределенность, в которой Адорно делает эти записки, зашкаливает: поденные записи тоже ведь не знают, чем сердце успокоится и чем закончится война, которую пока еще не назвали Второй мировой.

Тем не менее ум дает Адорно фору и возможность глядеть на существование современников с высоты, но не так, чтобы высокомерно, ибо все равно же все одним миром мазаны.

Хотя, конечно, возможность объяснять вообще все, что есть, было или даже еще только случится, отчуждает человека от одновременников: врете, люди, такой, кристально умный, человек, даже «он мал и мерзок – не так, как вы, – иначе»…

Цельность «Minima moralia» собирается постепенно и будто бы из осколков зеркала – в ней нет центра и базисных понятий, но лейтмотивы, пронизывающие строй автономных эссе, в конечном счете складывают общую картину того, что к Адорно ближе всего лежало.

Ибо рефлексия его направлена не на все, что окружает, но на то, что ему субъективно заметно.

На то, в чем он силен и натренирован.

Она направлена на то, в чем он безгранично размят и способен волхвовать бесконечно – хотя обычно и в границах одного книжного разворота (реже двух, в отдельных исключениях – трех разворотов) с хвостиком.

А ближе всего к нему лежит структуризация антропологической порчи, приводящей к исчезновению индивида как привычного социального (и какого угодно) типа.

Как исчезающего?

С чьей подачи растворяющегося в социальном пространстве?

Так ведь с помощью массы, массовидного общества, массового, поточного производства, индустрии культуры и культурной индустрии, политических процессов и всеобщего измельчания, за что ни возьмись – буквально всех сторон жизни, от эротики и отношений между мужчинами и женщинами до садовых гномиков и способов мыслить.

Вплоть до фашизма как заоконной данности, наконец.

Дневники Байрона (и, соответственно, пушкинское бонмо из письма к Вяземскому) я вспомнил тут неслучайно: «вам – из другого поколенья», эстетика фрагмента, к которой прибегает Адорно, явно отсылает к особенностям позавчерашнего романтизма, давным‑давно ставшего уделом хрестоматий со своим вдохновением, неполнотой и обрывочностью античных авторов…

…а то, что книга Адорно состоит из трех частей, организованных последовательными записями одного года (1–1944, 2–1945, 3–1946/47), делает «Minima moralia» чем‑то вроде дневника или хроники интеллектуальных импульсов и их перевода в объясняющий все текст.

Набор таких текстов‑отмычек, которые движутся только внутри себя, так как никуда не ведут и никуда не приводят, хотя и исчерпывают себя как хорошо сыгранный темперированный клавир.

Но важно же понять логику каждого адорновского непредсказуемого рассуждения – чтобы точно так же, как и он, «решить задачу», поставленную в том или ином отрывке.

Для этого следует проанализировать всю мыслительную цепочку (благо они не слишком объемны и охватываемы умозрительным взглядом, хотя бы в первом приближении), слегка от нее остранившись, – подобно тому, как сам Адорно отчуждается от аффектов реальности, окружающей его со всех сторон.

Только так и можно разобраться, почему вот тут и вот тут он думает так, а не иначе, и ведет свою мысль подобным способом, и виляет интенцией таким образом, а не каким‑то иным.

Тогда‑то и станет понятным, почему эти старинные описания выглядят современными и до сих пор «злыми» (ну ладно, допустим, темпераментными): на предыдущем историческом материале и в самосознании минувшей эпохи Адорно схватывает и описывает тот самый процесс, что все еще идет и у нас и случается с нами, который (теперь его зовут антропологическим кризисом) продолжает развиваться, углубляясь.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат Пустые кресла и забытые письма: одиночество как экспонат

Мы приезжаем в музей смотреть не на экспонаты, а внутрь себя

Знание – сила
Спасет ли Zara торговые центры? Спасет ли Zara торговые центры?

Иностранные арендаторы вряд ли вернут российские торговые центры к процветанию

Монокль
Книги Книги

Где создали тетрис и кто придумал Angry Birds — книжная подборка о гаджетах

Правила жизни
Беги, глупец: шесть красных флагов при выборе работодателя Беги, глупец: шесть красных флагов при выборе работодателя

Что может служить «звоночками» в описании вакансии и на собеседовании

Forbes
«Никита Пустосвят. Спор о вере» «Никита Пустосвят. Спор о вере»

Знаменитая картина Василия Перова, посвященная расправе со старообрядцами

Дилетант
Как была устроена модная индустрия в СССР — отрывок из книги «Мода в стране дефицита» Как была устроена модная индустрия в СССР — отрывок из книги «Мода в стране дефицита»

Как в 1960–1980-х годах была устроена модная индустрия в СССР

СНОБ
Почитатели стихий Почитатели стихий

Как «лишний» первоэлемент меняет весь мир

Вокруг света
Винное литературознание Винное литературознание

Как винный дух гуляет по истории литературы, в каких сюжетах и характерах

РБК
6 пород кошек, самых простых в уходе 6 пород кошек, самых простых в уходе

Рассказываем про лучших кошек для чайников: с кем меньше возни и больше радости

Maxim
Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева Черная королева русского андеграунда. Какой была Наталия Медведева

Насколько интересны романы и стихи Наталии Медведевой в отрыве от ее биографии

СНОБ
Сладость в радость Сладость в радость

Выбираем самый нежный и воздушный зефир

Лиза
Друг сердечный Друг сердечный

Что мы можем сделать, чтобы сердце исправно служило нам всю жизнь?

Лиза
Опасное увлечение: почему не стоит пить слишком много смузи и свежевыжатых соков Опасное увлечение: почему не стоит пить слишком много смузи и свежевыжатых соков

Свежевыжатые соки и смузи могут быть вредны для здоровья

ТехИнсайдер
Удобство превыше всего: как одеться в самолет на долгий перелет Удобство превыше всего: как одеться в самолет на долгий перелет

Что надеть в самолет, чтобы перелет не превратился в сущий ад?

ТехИнсайдер
В Турции братьев приговорили к 45376 годам тюрьмы за онлайн-игру про ферму! В Турции братьев приговорили к 45376 годам тюрьмы за онлайн-игру про ферму!

Как была устроена афера создателей игры Ciftlik Bank

ТехИнсайдер
Эволюция Бриджит Джонс: путь от неловкой девушки до эмоционально зрелой женщины Эволюция Бриджит Джонс: путь от неловкой девушки до эмоционально зрелой женщины

За что мы так любим Бриджит Джонс? Разбираемся вместе с психологом

Psychologies
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
От Таиланда до Португалии: как российские шеф-повара открывают рестораны за границей От Таиланда до Португалии: как российские шеф-повара открывают рестораны за границей

Как шеф-повара из России адаптируются к заграничным особенностям ведения бизнеса

Forbes
«Карты Таро — психология, а не чудо»: таролог поделилась секретами своей работы «Карты Таро — психология, а не чудо»: таролог поделилась секретами своей работы

Действительно ли с помощью карт можно предсказывать будущее?

Psychologies
Часы в России встали Часы в России встали

Рынок умных часов перешел к умеренному росту в темпе потребительской инфляции

Ведомости
Прежде чем спорить, давайте считать Прежде чем спорить, давайте считать

Эксперты разошлись во мнениях о драйверах и тормозах российской экономики

Деньги
«2 часа пролетают за 20 секунд» «2 часа пролетают за 20 секунд»

Дина Аверина и Дмитрий Соловьёв — гармоничная пара проекта «Ледникового периода»

OK!
Не хочу учиться! Не хочу учиться!

7 причин нелюбви к школе и возможностей их исправить

Лиза
«Выученная беспомощность»: как травма из-за неудачи формирует мышление и влияет на поведение «Выученная беспомощность»: как травма из-за неудачи формирует мышление и влияет на поведение

Как неудачи и стресс влияют на наше мышление?

ТехИнсайдер
Почему мужчина не отвечает на сообщения: 4 самые распространенные причины Почему мужчина не отвечает на сообщения: 4 самые распространенные причины

Почему мужчина вам не пишет и причем тут гостинг?

Psychologies
«Нет лучше качества, чем наивность» «Нет лучше качества, чем наивность»

Каждый раз Макар Хлебников по-новому играет попытку юного человека обрести себя

OK!
Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность Как модельер Эльза Скиапарелли совмещала удобный крой и эксцентричность

Эльза Скиапарелли привнесла в моду искусство

Forbes
Ai-Da ИИ Ai-Da ИИ

Робот-вундеркинд или пустышка

Weekend
Оседлать единорога: 10 шагов невротика к спокойной жизни Оседлать единорога: 10 шагов невротика к спокойной жизни

Какие действия помогают обрести долгожданное спокойствие

Psychologies
Хочу чужую жизнь: почему мы недовольны тем, что имеем и хотим получить то, чего у нас нет Хочу чужую жизнь: почему мы недовольны тем, что имеем и хотим получить то, чего у нас нет

Почему нам постоянно мало того, что у нас уже есть?

VOICE
Открыть в приложении