Из-за роста ставок срочные вклады снова в моде

ЭкспертБизнес

Разворот на депозиты

Из-за роста ставок срочные вклады снова в моде. Резко нарастить их уже успели те банки, кто быстрее остальных поднял ставки, а также щедро вложился в рекламу. Но дело не только в этом

Александр Турунцев

Объем депозитов в Тинькофф-банке за прошлый год вырос более чем на 50%. Это ошеломляющий результат: средний показатель по банковскому сектору за тот же период — 6–7%. Такой рост вкладов у Тинькофф-банка, вероятно, связан с продолжающимся активным ростом числа пользователей карты Tinkoff Black: в конце января их стало почти 10 млн против 8 млн по итогам девяти месяцев 2021 года, уточняют аналитики Сбербанка.

Но «Тинькофф» не единственный, чьи депозиты росли в прошлом году двузначными темпами. Среди топ-30 крупных банков также хорошо себя показали Альфа-банк (+26,40%), СМП-банк (+59,12%), Хоум Кредит банк (+36,25%) и Всероссийский банк развития регионов (+36,25%; см. таблицу 1).

Топ-5 банков по приросту депозитов в 2021 г (таблица 1)

Источник: Banki.ru, среди 30 крупнейших банков по активам

Ставка на маркетинг

Срочные депозиты — один из основных источников фондирования для банков, и их роль остается высокой, считают в «Финаме». Особенно с учетом того, что срочность кредитных портфелей продолжает расти — в частности, из-за более быстрого роста ипотечного кредитования. Да и в корпоративном портфеле срочность возросла в связи с различными пролонгациями и реструктуризациями. На этом фоне банки продолжат постепенно повышать ставки по вкладам вслед за ключевой ставкой — чтобы привлечь именно срочные вклады.

«До последнего времени важнейшим фактором, воздействующим на динамику депозитов, являлись очень низкие процентные ставки, — напоминает Максим Осадчий, начальник аналитического управления банка БКФ. — Они способствовали оттоку средств населения по известным направлениям: в недвижимость и на фондовый рынок — две основные альтернативы. Тем более что цены на жилье пошли в рост из-за льготной ипотеки, а на фондовом рынке начал надуваться пузырь из-за мягкой монетарной политики». На этом фоне банки отреагировали на угрозу оттока средств населения с помощью накопительных счетов, сочетающих свойства как текущих счетов, так и депозитов: на остатки начисляются проценты, при этом средства можно забрать в любое время без потерь. Соответственно, началось вытеснение депозитов накопительными счетами.

«Некоторые финансовые аналитики даже заговорили о конце эры депозитов, но они поторопились их хоронить», — говорит Максим Осадчий: как только процентные ставки пошли в рост, начался разворот, и сейчас мы наблюдаем возобновление роста депозитов. Важно отметить, что накопительные счета не входят в статистику по вкладам физлиц.

Беглое сравнение депозитных ставок показывает: в банки-лидеры клиенты часто шли вовсе не потому, что там ставки выше рынка. Так, Тинькофф-банк предлагает своим клиентам «СмартВклад» со ставкой 6,50% на срок от 6 до 11 месяцев. В Альфа-банке ставка в «Альфа-Вклад» без возможности пополнения или снятия на год равна 7,90%, а по вкладу с возможностью пополнения — 7,30% на тот же срок. Ставка у «Хоум Кредит» на вклад до 12 месяцев примерно на том же уровне — 7,90%. При этом банк «Зенит», который пережил в 2021 году отток вкладов, предлагает ставку 9,15% за вклад на 375 дней. А вот СМП-банк, который предлагает похожие условия, 9,05% на 370 дней, вышел из прошлого года с сильным приростом депозитов.

Похоже, для привлечения депозитов теперь нужны не только и не столько высокие ставки, сколько комплексный подход. В Тинькофф-банке объясняют, что портфель вкладов и накопительных счетов увеличился благодаря росту клиентской базы, которую привлекают не столько ставки по депозитам или накопительным счетам, сколько сам банк в целом и его флагманские продукты — и это не счета. Например, популярность дебетовой карты Tinkoff Black связана с совокупностью свойств, которые делают ее интересным предложением для разных категорий клиентов. Это удобство и быстрота оформления, бесплатное обслуживание при выполнении не самых сложных условий, кешбэк в виде реальных денег, а не каких-то бонусов или баллов, бесплатные переводы на карты других банков, считает Игорь Додонов, аналитик ФГ «Финам».

«Тинькофф» также грамотно кооперируется с розничными магазинами вроде «Азбуки вкуса», «Магнита», и с интернет-магазинами — eBay и AliExpress. Делая покупки с помощью дебетовой карты Tinkoff Black eBay или AliExpress, клиент получает кешбэк бонусами и определенный процент на счет.

Главным изменением в поведении банковских клиентов за последние годы стал резкий рост популярности безналичных расчетов и цифровых каналов получения банковских услуг, отмечает Игорь Додонов Такая тенденция активно развивалась еще до пандемии коронавируса, которая придала им дополнительный сильный импульс. А у Тинькофф-банка одно из лучших на рынке мобильных приложений.

«“Тинькофф” изначально позиционировал себя как цифровой банк без физических отделений и стал одним из главных бенефициаров таких изменений — его продукты пользуются неизменно высоким спросом, особенно среди молодежи, которая склонна первой опробовать различные финансовые технологии», — подчеркивает г-н Додонов.

Огромную роль играет и маркетинг. Тот же «Тинькофф» давно устраивает коллаборации с художниками, блогерами, ТВ-шоу и разными организациями. Так, в 2019 году была выпущена дебетовая карта Tinkoff Black Rick and Morty платежной системы Visa с изображением персонажей из комедийного научно-фантастического анимационного сериала Rick and Morty. Делал банк и коллаборацию с блогером Димой Сыендуком, который предоставлял свой дизайн для дебетовой карты. В 2021 году, по случаю выхода продолжения трилогии «Матрица», в арсенале Тинькофф-банка появилось три связанных с фильмом дизайна дебетовой карты. Клиентам банка также доступна карта с играми World of Tanks и World of Warships. А в рамках партнерства с популярным киберспортивным клубом Natus Vincere (NAVI) «Тинькофф» выпустил банковские карты All Games с эксклюзивным дизайном клуба и возможностью добавить на карту игровой никнейм клиента.

Хотя Павел Самиев, генеральный директор аналитического центра «БизнесДром», считает, что дизайн и вложения в маркетинг как раз не играют сейчас особой роли для Тинькофф-банка. «Безусловно, фактор дизайна в свое время сыграл свою роль, когда банк набирал популярность, — рассуждает он. — Но сейчас уже очевидно, что это не такой существенный фактор, потому что карты уже не нужны как карты, как пластик. Дизайн сейчас с точки зрения платежных инструментов потерял свой смысл, потому что все уже в телефонах».

Тем не менее все это было важно для создания имиджа банка как прогрессивного и говорящего на одном языке со своей молодой аудиторией. Клиенты Тинькофф-банка — молодые, финансово образованные люди, которым важна персонализация, важно продемонстрировать свою принадлежность к любимому произведению или занятию. «Тинькофф» делает коллаборации с YouTube- и Instagram-блогерами, много внимания уделяет геймерам. Он нацелен на молодежь, и могло сложиться впечатление, что в 2021 году это сыграло банку на руку и в плане депозитов.

Однако в самом банке так не считают. «Возрастные пропорции характерны для демографической картины России в целом, изменения состава аудитории в 2021 году мы не отмечаем», — рассказал представитель Тинькофф-банка. А презентации банка показывают, что его аудитория даже немного помолодела: если в 2017 году средний возраст владельца Tinkoff Black составлял 35 лет, то в 2021 году он снизился до 33.

И конечно, «Тинькофф» не скупится на рекламу. Только в третьем квартале он потратил на рекламу 5,7 млрд рублей. Это на 110% больше по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. С января по сентябрь 2021-го Тинькофф-банк потратил на рекламу 11 млрд рублей, став абсолютным лидером.

Интересно, что, по данным агентства «Национальные кредитные рейтинги», в топ-10 банков с самыми большими расходами на рекламу за девять месяцев 2021 года вошли не только такие банки, как «Тинькофф» и «Альфа» (3,3 млрд рублей), но и банки, испытавшие отток вкладов: «Открытие», Почта банк, «Ак Барс».

Успели повысить

Быстрый рост объема вкладов в банках-лидерах может быть связан и с тем, что они быстрее, чем в среднем по сектору, повышали депозитные ставки, убежден Игорь Додонов.

В «Хоум Кредит» сильный рост вкладов объясняют в первую очередь тем, что на фоне посткризисного восстановления экономики и рекордно низкого уровня безработицы реальные располагаемые доходы населения снова стали расти. К этому банк добавил уровень ставок, связав его с расходами по дебетовым картам.

«Банки активно модернизируют предложение своих сберегательных продуктов», — говорит Станислав Дужинский, аналитик «Хоум Кредит». Так, банк в прошлом году запустил накопительный счет, который стал особенно популярен благодаря акциям, в ходе которых клиенты смогли получить привлекательный процент до 8,5% годовых, совершая покупки по дебетовым картам.

Альфа-банк тоже говорит про ставку. «На фоне тренда повышения ключевой ставки ЦБ, а также волатильности на фондовом рынке мы наблюдаем рост привлекательности вкладов среди наших клиентов. Клиенты все больше размещают средства в срочные депозиты, фиксируя доходность на различные сроки (от трех месяцев до трех лет), преимущественно в рублях», — рассказали в пресс-службе банка. В июле 2021 года Альфа-банк пообещал новым клиентам 7% годовых в рублях на любой из трех продуктов: дебетовую «Альфа-Карту», накопительный «Альфа-Счет» или «Альфа-Вклад» сроком на три года (ключевая ставка ЦБ тогда составляла 5,5%).

При этом, как и в Тинькофф-банке, в «Альфе» структура аудитории в 2021 году не изменилась. «Если посмотреть по возрасту вкладчиков, то мы не замечаем явного изменения, — говорят в пресс-службе банка. — Как и раньше, в срочные депозиты размещают клиенты в возрасте от 40 лет. Накопительными счетами пользуются клиенты преимущественно в возрасте от 25 до 40 лет». Рост портфеля вкладов наблюдается в большей степени среди массового сегмента клиентов.

В другом направлении

Банки, которые столкнулись с оттоком вкладов в 2021 году (см. таблицу 2), говорят о переключении внимания потребителя на инвестиционные продукты. «В 2021 году основной интерес клиентов был сосредоточен в инвестиционных продуктах и накопительных счетах. В эти продукты перераспределился и новый спрос, и часть средств клиентов, ранее размещенная во вкладах», — рассказали в пресс-службе банка «Открытие» (его портфель вкладов в 2021 году снизился на 2,41% депозитов).

Топ-5 банков по уменьшению депозитов в 2021 г. (таблица 2)

Источник: Banki.ru, среди 30 крупнейших банков по активам

«В 2021 году из-за снижения ставок по валютным вкладам происходило переориентирование денежных средств в инвестиционные продукты», — добавляют в пресс-службе банка «Зенит» (−6,60%).

Банк «Русский стандарт» видит причину снижения депозитного портфеля в оптимизации ставок по депозитам с целью снижения избыточной ликвидности. В пресс-службе «Ак Барса» говорят, что весь 2021 год процентные ставки по вкладам находились на уровне, не вызывающем интереса у клиентов. «Учитывая темпы инфляции, население предпочитало не держать средства во вкладах, а тратить их на товары длительного пользования, недвижимость, ремонт, опасаясь еще большего обесценивания. Постепенное увеличение ключевой ставки ЦБ РФ к концу года привело к повышению привлекательности ставок по вкладам, а также к повышению интереса клиентов и стабилизации оттока вкладов из банков», — сообщила пресс-служба «Ак Барса».

Фото: Игорь Шапошников

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Однажды я проснулся в два раза богаче» «Однажды я проснулся в два раза богаче»

Михаил Шардин — о своем пути от спекуляций на срочном рынке к пассивному доходу

Эксперт
Охота за интересным Охота за интересным

Шесть российских стриминговых платформ, у которых есть будущее

Монокль
О чем говорят дипломаты, когда стреляют пушки О чем говорят дипломаты, когда стреляют пушки

Почему сделка по Украине в формате «Минска-3» реальна впервые за семь лет

Эксперт
Жили-были Жили-были

История наших героев похожа на сказку, но завязка в ней совсем иная

Seasons of life
«Делимобиль»: трудности коммунистического роста «Делимобиль»: трудности коммунистического роста

Выход «Делимобиля» на IPO призван решить проблему внушительного долга компании

Эксперт
Шутки в сторону. Почему «Джокер: Безумие на двоих» одновременно и разочарование, и удача? Шутки в сторону. Почему «Джокер: Безумие на двоих» одновременно и разочарование, и удача?

«Джокер: Безумие на двоих»: фильм, который одновременно восхищает и раздражает

Правила жизни
С тележкой — за деньгами в Лондон С тележкой — за деньгами в Лондон

Розничная сеть Fix Price выходит на Лондонскую фондовую биржу

Эксперт
Нужен ли вам подержанный Range Rover? Нужен ли вам подержанный Range Rover?

Б/у Range Rover: стоит ли брать и чего ждать от подержанного автомобиля?

4x4 Club
Продолжаем отапливать улицу Продолжаем отапливать улицу

Снижение стоимости жилья может повлиять на энергоэффективное строительство

Эксперт
«Револьвер»: стоит ли смотреть новый корейский триллер с мажором Чжи Чан Уком и очень хитрым Ли Джон Джэ «Револьвер»: стоит ли смотреть новый корейский триллер с мажором Чжи Чан Уком и очень хитрым Ли Джон Джэ

«Револьвер»: история о женщине в беде, которая спасает саму себя

VOICE
Как помирить Израиль и Палестину Как помирить Израиль и Палестину

Почему арабы и евреи столько лет не могут ужиться в Палестине

Эксперт
Большое плавание Крузенштерна Большое плавание Крузенштерна

Во сколько обошлась первая русская кругосветка

Деньги
Для чего нужны странные черные бочки на станциях метро Для чего нужны странные черные бочки на станциях метро

Что это за черный ящик Пандоры, который стоит на платформах метрополитена?

ТехИнсайдер
А зима не за горами… А зима не за горами…

Для консервации яхты на зиму необходимо выполнить несколько важных действий

Y Magazine
Опыт, который имел реальную цену: 3 бизнес-ошибки основательницы exeDrive Юлии Воликовой Опыт, который имел реальную цену: 3 бизнес-ошибки основательницы exeDrive Юлии Воликовой

Основательница exeDrive Юлия Воликова — о своих предпринимательских неудачах

Inc.
Зачем нужна астрохимия? Зачем нужна астрохимия?

Чем занимается астрохимия, когда и как она выделилась в самостоятельную науку

Знание – сила
Где исполняются желания? Где исполняются желания?

В каждом городе мира есть места, где принято бросить монетку на счастье

Лиза
Быть женщиной Быть женщиной

Основательница бренда OLOLOL — как опыт в бизнесе помогает строить модный бренд

Grazia
Много вопросов, мало ответов: почему тесты на определение профессии не работают Много вопросов, мало ответов: почему тесты на определение профессии не работают

Кем быть? Как найти дело, которое не только нравится, но и приносит деньги?

Forbes
Пираты в юбке: 5 неочевидных вопросов про разбойничьих капитанш Золотого века пиратства Пираты в юбке: 5 неочевидных вопросов про разбойничьих капитанш Золотого века пиратства

​​​​​​​Как пираткам удавалось избежать виселицы, когда мужчины уже были обречены

ТехИнсайдер
Писатель Андрей Арьев: Довлатов был человеком, готовым сорваться в любую минуту Писатель Андрей Арьев: Довлатов был человеком, готовым сорваться в любую минуту

Писатель Андрей Арьев — про своего друга Довлатова

СНОБ
Действительно ли люди под алкоголем говорят то, что у них на трезвом уме? Действительно ли люди под алкоголем говорят то, что у них на трезвом уме?

Считается, что пьяный человек говорит правду и только правду, но так ли это?

ТехИнсайдер
Масличные пойдут в рост Масличные пойдут в рост

Урожай может сократиться, а цены на него — увеличиться

Агроинвестор
Искусство Искусство

Важнейшие арт-события года по версии RR

RR Люкс.Личности.Бизнес.
BrahMos – самое могущественное оружие сдерживания Индии BrahMos – самое могущественное оружие сдерживания Индии

Непростой процесс совершенствования ракеты BrahMos

Обозрение армии и флота
Синдром домохозяйки: истерия, депрессия, алкоголизм Синдром домохозяйки: истерия, депрессия, алкоголизм

Что такое синдром домохозяйки — рассказывает юнгианский психолог

Psychologies
Эта девочка убедила своего парня убить и сжечь всю ее семью! История преступления в США Эта девочка убедила своего парня убить и сжечь всю ее семью! История преступления в США

Эрин Кэффи подстроила убийство семьи после запрета встречаться с парнем

ТехИнсайдер
Почему пьяные водители могут выжить после смертельного ДТП? Узнайте интересные факты Почему пьяные водители могут выжить после смертельного ДТП? Узнайте интересные факты

Почему пьяные водители часто выживают в авариях?

ТехИнсайдер
До выхода полчаса: как быстро высушить одежду, если она срочно нужна? До выхода полчаса: как быстро высушить одежду, если она срочно нужна?

Несколько действенных способов, как быстро высушить вещи

ТехИнсайдер
Красота Красота

Шорт-лист самых интересных бьюти-запусков года

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Открыть в приложении