Троллейбус эффективнее и автобуса, и подавно электробуса

ЭкспертБизнес

Пока шумят провода

Группа специалистов транспортной отрасли настаивает: троллейбус эффективнее и автобуса, и подавно электробуса. И с результатами их расчетов трудно не согласиться

Александр Астапов

Александр Демьянчук/ТАСС

Десятого октября в Общественной палате прошла презентация аналитического отчета «Троллейбусный транспорт в России. Состояние и перспективы рынка». Авторы и докладчики — специалисты и руководители Российского университета транспорта (МИИТ), Международной ассоциации предприятий городского электротранспорта (МАП ГЭТ), петербургского Проектно-конструкторско-технологического института (ПКТИ) и консалтинговой компании Strategy Partners.

Россия по сей день самая троллейбусная страна в мире.

Суммарно протяженность троллейбусных маршрутов в 83 городах страны составляет 9000 километров. На них работают 7148 «рогатых». Но из них четверть старше 15 лет, а 468 машин, или 6% парка, — старше 30. Всего же из парка почти треть (2275 штук) — версии модели троллейбуса ЗиУ-9 образца 1972 года. При том что отечественными заводами освоено производство современных троллейбусов, в том числе с автономным ходом. Эти машины могут проехать участок без контактной сети длиной до 25 километров.

Стоит такая машина на треть больше «нормального» троллейбуса, поэтому используют их ограниченно на части маршрутов. Такая практика распространена, скажем, в Петербурге, где 9% троллейбусов — с автономным ходом. Тем не менее даже такие троллейбусные системы, по словам авторов доклада, эффективнее электробусов в среднем на 30%. Стоимость же эксплуатации троллейбусных систем относительно дизельных автобусов ниже на 1015%.

Проведенные авторами расчеты показывают, что на маршрутах с загруженностью до 350 пассажиров в час выгоднее автобус среднего класса, а до 100 — и вовсе малого. Свыше 2500 пассажиров в час требуют трамвайной линии — современной, выделенной, с двух-трехсекционной «матчастью». А вот в нише 3502500 пассажиров в час наиболее выгодными становятся троллейбусные линии. Таким образом, в городах с населением от 100 тыс. жителей электротранспортом должны перевозиться не менее 70% пассажиров.

И это при том, что троллейбусы в России дороги: цена машины с «удлинителем хода» — 35 млн рублей, «обычной» — до 27 млн, не в последнюю очередь по причине малосерийности, хотя это и меньше цены электробуса — 58 млн рублей.

Самый крупный производитель троллейбусов, ПК «Транспортные системы», в состоянии строить до 150 машин в год — крохи в сравнении с нынешними автобусными производствами. С продукцией которых, по идее, «рогатые» могли бы быть унифицированы по максимуму, как это заведено на европейских заводах, а в 1940-1950-е было и в СССР. Более того, с «поворотом на Восток» упрощается и процесс подбора комплектующих: китайцы давно увлечены электробусами, узлы шасси которых полностью идентичны троллейбусам.

Главная же причина непопулярности этого вида транспорта, по мнению авторов исследования, не дороговизна, а непонимание градоначальниками роли троллейбусов и трамваев в городской экосистеме. И потому власти на местах не идут на обновление этих систем, всего лишь давая им возможность доживать свой век, постепенно ветшая и приходя в упадок. Что в итоге заканчивается ликвидацией троллейбусного движения, как это происходит, к примеру, в Белгороде. При этом модернизация системы потребует инвестиций в размере 1,52 млрд рублей в контактную сеть и 5,5 млрд на полную замену подвижного состава. И это на миллиард меньше, нежели вложения в аналогичную автобусную систему.

Другой случай — Москва, где троллейбусная сеть ликвидирована в пользу электробусов под предлогами эстетического характера. Привели в пример и Липецк, где трамвай заместили троллейбусом для «расчистки» автомобильного движения… и спустя несколько лет перешли на автобусы.

Впрочем, есть и положительные примеры: восстановление маршрутов в Ростове-на-Дону, Чите и Альметьевске, линий Саратов — Энгельс и Махачкала — Каспийск, планируется развитие сети в Челябинске. За 20222024 годы ожидаются поставки более 400 новых троллейбусов. Но это единичные примеры, которых недостаточно как для развития троллейбусных транспортных систем, так и для производства этих машин. Даже для поддержания действующих систем нужно заменять не менее 570 троллейбусов в год, для замены подвижного состава со сверхнормативным сроком эксплуатации — от 750, а для выживания троллейбусных производителей, среди которых два расположены в Беларуси, — от 500 машин в год.

Исходя из этого, а также сугубо социальной роли общественного транспорта как замещающего личный не только «для бедных», но и в принципе с точки зрения общественной пользы, необходима государственная программа развития систем общественного транспорта. Авторы, и в первую очередь Александр Морозов, вице-президент МАП ГЭТ, настаивают на комплексном развитии систем тремя путями одновременно. Во-первых, нужен некий социальный стандарт обеспечения общественным транспортом (расстояния до остановок, интервалы движения, прокладка маршрутов). Во-вторых, перевод управления перевозчиками на брутто-контракты, когда стоимость услуг перевозчика не зависит от количества перевезенных пассажиров, что стимулирует его снижать затраты. А главное, необходима разработка и принятие на федеральном уровне методических указаний по разработке документов транспортного планирования, а также мер по контролю за их исполнением. Предлагается также не только техническая, но и нормативная унификация автобусов и троллейбусов — по нормам безопасности, должностным инструкциям и так далее, вплоть до водительских удостоверений и единой маршрутной сети.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Когда кран в хороших руках Когда кран в хороших руках

Как российские производители трубопроводной арматуры потеснили конкурентов

Эксперт
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Нитрид галлия идет на смену кремнию Нитрид галлия идет на смену кремнию

Самый совершенный в мире транзистор создают ученые из России

Эксперт
Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах Песни у костра в мегаполисе: как урбанистка создала бизнес на антистресс-хорах

Как урбанистке Юлии Штокало пришла идея проводить классы по хоровому пению

Forbes
Могущество Запада уперлось в потолок Могущество Запада уперлось в потолок

США пытается ввести потолок цен для российской энергетики

Эксперт
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
Шпионские игры джентльменов Шпионские игры джентльменов

Британские телевизионщики сняли ещё один сериал про Кима Филби

Дилетант
Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина Катя Рыблова и «мягкая интервенция»: как смотреть проект «Переход цвета» в Доме Наркомфина

«Переход цвета» — первая инсталляция из серии «Несущие конструкцию»

СНОБ
Переосмысление лидерства и возвращение идеологии: что обещает Си Цзиньпин Переосмысление лидерства и возвращение идеологии: что обещает Си Цзиньпин

XX съезд Компартии Китая зафиксировал международную турбулентность

Эксперт
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Криптобудущее Криптобудущее

Жизненный цикл цивилизаций и наступающая эпоха свободы

Популярная механика
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Лажа Галактики Лажа Галактики

«Франшиза»: Армандо Ианнуччи и Сэм Мендес разоблачают супергероику

Weekend
Гений вещи Гений вещи

Сенсационные признания того самого мужа, который ничего не выбрасывает

VOICE
Это у нас общее Это у нас общее

Дамы и господа, бронируем молодость — на годы!

Собака.ru
Почему мы ездим на электро, а не на био: кто придумал моду на электромобили Почему мы ездим на электро, а не на био: кто придумал моду на электромобили

Почему Nissan в нулевые как проклятый пахал именно над электромобилем Leaf?

ТехИнсайдер
Вдохновитель проекта «Вектор» — о выборе профессии кондитера для ребенка Вдохновитель проекта «Вектор» — о выборе профессии кондитера для ребенка

Как превратить детское увлечение кулинарией в профессию?

РБК
Без желания нравиться и чувства долга: как навык говорить «нет» делает жизнь лучше Без желания нравиться и чувства долга: как навык говорить «нет» делает жизнь лучше

Как научиться отстаивать свои интересы и границы с коллегами и близкими

Forbes
Вместо «тренировки волос»: 4 работающих хака, которые помогут мыть голову реже Вместо «тренировки волос»: 4 работающих хака, которые помогут мыть голову реже

Можно ли натренировать волосы, чтобы они медленнее пачкались?

VOICE
«Современное искусство заражало людей чувством свободы» «Современное искусство заражало людей чувством свободы»

Чем занимался отдел новейших течений Третьяковской галереи

Weekend
Брачный контракт: за и против Брачный контракт: за и против

Брачный договор: в каких случаях его стоит заключать?

Psychologies
Жизнь Ли Жизнь Ли

Кейт Уинслет о своем новом фильме «Ли» и истории Ли Миллер

Grazia
Мажорные аккорды российских атомщиков: как технологии открывают путь к (почти) неисчерпаемой энергии Мажорные аккорды российских атомщиков: как технологии открывают путь к (почти) неисчерпаемой энергии

Реактор БН-800: как он может повлиять на будущее человечества?

СНОБ
Отцовский баланс Отцовский баланс

Советы для пап, стремящихся уделять достаточно времени семье

Men Today
5 советов по защите иммунной системы в преддверии зимы 5 советов по защите иммунной системы в преддверии зимы

Тренировки на больничном: что делать, если вы чувствуете себя не на все сто?

Men Today
Бизнес на кончиках пальцев: как Ксения Рыкова развивает инклюзивный массажный салон Бизнес на кончиках пальцев: как Ксения Рыкова развивает инклюзивный массажный салон

Как в России реагируют на инклюзию в велнес-индустрии?

Forbes
Чемодан без ручки Чемодан без ручки

Ситуации, в которых отношения обречены

Лиза
Огонь царей Огонь царей

Переосмысление истории предков, чтобы избавиться от семейного проклятья

Grazia
Семья в бассейне: эти 3 правила помогут родителям весело провести время с детьми Семья в бассейне: эти 3 правила помогут родителям весело провести время с детьми

Как качественно провести время с семьей и детьми?

ТехИнсайдер
«Самые веселые съемки у меня были с Филиппом Киркоровым»: Кристина Вайнас — о кино, сыне и браке с Кириллом Дыцевичем «Самые веселые съемки у меня были с Филиппом Киркоровым»: Кристина Вайнас — о кино, сыне и браке с Кириллом Дыцевичем

Кристина Вайнас — о фильме «Финист. Первый богатырь» и сыне

VOICE
Открыть в приложении