Российская компания разработала новые смазочные материалы

ЭкспертHi-Tech

Медь животворящая

Российская компания разработала смазочные материалы, которые делают чуть более достижимой мечту о вечном двигателе. Но в это пока мало кто верит

Вера Колерова

Медьсодержащие масла — открытие довольно давнее. Но попыток упаковать их в рыночный продукт было мало. Фото: Олег Сердечников

Прямо в московском офисе компании Cupper в небольшой машине трения технический директор Сергей Мамыкин испытывает новые образцы масла и смазки, которые сам же разрабатывает, и делает блендинг присадок. «Машина в чем-то уникальная, — рассказывает он. — Эта методика проверки смазочных материалов появилась еще лет тридцать назад в НИИ подшипниковой промышленности». В наследство от советских ученых Cupper получила и основные принципы, по которым работают смазки и масла компании «фирменного» зеленоватого оттенка, который, по словам Сергея Мамыкина, придают ионы меди. Медьсодержащие смазочные материалы принципиально иначе решают задачу защиты узлов, чем распространенные смазки и моторные масла крупных производителей.

О маслах Cupper мало кто слышал — это нишевый бренд на очень маленьком рынке автономных присадок. Его не найти в больших маркетах, автовладельцы узнают о Cupper от знакомых или случайно натыкаются на продукты этого бренда в Сети. В популяризации компании очень помогает спорт. Cupper старается дружить с картингистами, автогонщиками — в общем, делать все, чтобы заслужить популярность в мире спорта, запомниться и заинтересовать всех автовладельцев. Cupper является официальным партнером Федерации велосипедного спорта России. Хотя велосипеды — французские, подшипники, каретники и прочее — японские, но смазка российская, гордится Мамыкин. По словам Анатолия Синцовского, главного механика велосипедной сборной России, с Cupper они работают год: сначала проводили испытания, а недавно заключили договор. Прежде всего потому, что удобно работать именно с отечественным производителем масел (раньше пользовались импортными). «Но главное, их смазочные материалы по многим параметрам даже лучше зарубежных аналогов, — уверяет Синцовский. — Во время испытаний я брал узлы, пришедшие в негодность в результате износа трущихся поверхностей, и применял их смазку. Эффект очень положительный: выработка в подшипниках как бы “залечивается”, узлам продлевается жизнь, а при обработке новых деталей продлевается в разы. Вместе с нами компания разработала пять видов смазки для решения разных задач, жидкость для мытья велосипедов, сейчас работаем над производством гидравлических жидкостей для системы тормозов и гидравлических вилок».

Работает Cupper и с оружейниками. «Мы используем это масло, — сообщает Сергей Горобец, директор федерации высокоточной стрельбы России. — Особенно хорошо оно работает в полуавтоматическом оружии. Раньше пользовались импортным. Не могу сказать, что российское сильно лучше или хуже. Оно нам подходит, и всё тут: и по качеству, и по цене».

Водород калечит, медь лечит

Принцип действия масел Cupper связан с двумя открытиями советских ученых. Одно из них, как рассказывает Сергей Мамыкин, в том, что стальные поверхности изнашивает не сила трения, не абразив и не химические вещества, которые на них попадают. Всему виной водород, разрушающий кристаллическую решетку железа. Абразив и «химия» выступают в качестве катализатора, ускоряющего износ.

Определив «врага», можно было искать способы его нейтрализации, в чем помогло второе открытие — избирательный перенос при трении, который ученые назвали эффектом безызносности. Было доказано, что трение может быть не изнашивающим, а «созидательным» и сопровождаться эволюционным процессом — самоорганизацией. Здесь главная роль отведена солям металлов, например пластичной и податливой меди. Сначала водород разрушает часть кристаллической решетки и образуется поверхность ювенильного железа, а затем начинается окислительно-восстановительная реакция, в которой участвуют ионы меди. Из них формируется тонкая медная пленка, которая и защищает поверхности трения от изнашивания. «Медь обязательно начинает восстанавливаться, — говорит Сергей Мамыкин. — Поэтому мы вводим в масло ионы меди. Вот чистое железо и протоны водорода, которые начинают его разрушать. Но правее в ряду напряжений металлов стоят ионы меди. Как только где-то “чиркнуло”, водород “износил” железо и получилась “дырка”, медь тут же ее застраивает». Таким образом, стальная подложка окажется в итоге как бы в заплатах из меди. Но медь при этом имеет очень пористую структуру, добавляет г-н Мамыкин, а это значит, что она удержит масляную пленку.

«Мой холодильник “Свияга” работает больше полусотни лет, — рассказывает Сергей Мамыкин. — Скорее уж сгниет корпус и выйдут из строя другие детали, чем заглохнет его “сердце” — внутри десятилетиями будет урчать и перекачивать масляно-фреоновую смесь компрессор, который по своему устройству похож на двигатель внутреннего сгорания. Долголетие компрессору обеспечивает как раз медь. Дело в том, что масляно-фреоновая смесь проходит через медный радиатор, слегка растворяет стенки медных трубок, вымывая ионы меди, которые попадают в зоны трения и образуют медную пленку».

«Наши смазки и масла — “умные”, — заключает предприниматель. — Они работают по принципу самоорганизации в неживой природе».

Однако масштабного производства медьсодержащих масел не возникло ни в Союзе, ни в России. Причина тому — заговор производителей, которые не хотят, чтобы двигатели работали по пятьдесят лет, а детали не приходилось часто менять, уверен Мамыкин.

Железнодорожные мытарства

Сергей Мамыкин — человек родной для железнодорожной отрасли. В 1982 году окончил МИИТ по специальности «электромеханик-конструктор». С тех пор полжизни провел с поездами. Кандидат технических наук. В 1993 году он работал в частной фирме, занимавшейся наплавкой и упрочнением деталей, и ездил по служебным надобностям на старой «Оке», которая, хотя и дребезжала, проходила в день минимум по сотне километров. В компании тогда подрабатывал молодой кандидат наук из Московского агроинженерного университета имени В. П. Горячкина. «Однажды он принес мне бутылочку, как будто из-под зеленки. Сказал, что это присадка для моторного масла. Ну я добавил и забыл: мало ли дел у директора маленькой частной компании, — рассказывает Сергей Мамыкин. — Но быстро вспомнил, почувствовав, что у “Оки” началась новая жизнь, двигатель заработал иначе. Тогда стал расспрашивать, что это за чудодейственная стекляшка».

Через своего сотрудника Мамыкин познакомился с известным трибологом Дмитрием Гаркуновым (одним из авторов описанных выше открытий) и его учениками, и они стали вместе продолжать исследования, разрабатывать и производить новые масла, смазки и присадки. В начале 2000-х их компания «Сплав» приложила максимум усилий, пытаясь добиться широкого внедрения металлоплакирующих смазок с содержанием меди в системе РЖД для защиты колес и рельсов от износа. Об этом свидетельствует толстая пачка с документацией (отчетами о результатах испытаний, приказами и предложениями) за тот период, которую перелистывает Мамыкин. «Я как железнодорожник понимал, что более эффективные смази и масла — это возможность решить колоссальные проблемы, наносящие экономический ущерб и отрасли, и стране, и всему миру», — утверждает он.

В отчетах об испытаниях говорится, что «смазки позволяют увеличить межремонтные сроки эксплуатации двигателей внутреннего сгорания, дизелей, узлов трансмиссий машин и механизмов, снизить износ боковых граней рельс в кривых малого радиуса, повысить межремонтные пробеги колесных пар подвижного состава».

В начале 2000-х продукцию «Сплава» испытывали также в качестве присадки в моторное масло для тепловозов. Судя по предоставленной Мамыкиным документации, было констатировано снижение трения в узлах дизеля, а следовательно, уменьшение их износа; кроме того, значительно снижалось количество отказов деталей тепловозов. Представители ряда локомотивных депо Московской железной дороги сообщали об уменьшении удельного расхода топлива и моторного масла на тепловозах, кое-где до 25%. В отзыве об этих испытаниях тем не менее можно прочитать, что «указанная информация по снижению удельного расхода топлива и расхода моторного масла из-за ее некорректности требует более тщательной проверки». По словам Сергея Мамыкина, медные присадки обеспечивали снижение расхода топлива в среднем на 8,8%, что давало экономию в 750 тыс. рублей на один дизель. «У нас в стране на тот момент было 25 тысяч тепловозов, из них 20 тысяч двухдизельных. Можно представить, что экономия достигла бы десятков миллиардов рублей по факту», — продолжает он.

В 2005 году закончилась очередная серия испытаний металлоплакирующей присадки «Сплава» к моторному маслу. Было зарегистрировано уменьшение количества выходов из строя узлов деталей: по втулкам цилиндровым — почти на 80%, по поршням — на 92%, по коренным шатунным подшипникам — на 21%, по компрессионным кольцам — на 84%. «Огромное снижение, в несколько раз. Все понимали, что надо будет закупать в разы меньше запчастей и в разы меньше будет ремонтов, а это сокращение бюджета. Кому это нужно?» — говорит Мамыкин.

В определенный момент Сергею Мамыкину стало казаться, что удача близко: его пригласили на должность директора Кусковского завода консистентных смазок, который снабжал специальными смазками локомотивное хозяйство страны. Однако постоянно возникали препоны. Так, в руководстве РЖД опасались, что если поставлять металлоплакирующие присадки в депо, то это создаст почву для ненужных манипуляций: их будут неправильно добавлять в масла, разводить и т. д. Лучше разработать масло. «Я тогда ездил в “ЛУКойл”, знакомился с руководством — нашу присадку можно было просто добавлять в масло как любой другой пакет присадок, не возникло бы никаких технологических проблем». — вспоминает Мамыкин. Но «ЛУКойл» не стал связываться с новым продуктом и отказался от этой идеи.

Шли годы, а внедрения не предвиделось, и официальный допуск так и не был получен. «С 2006 по 2011 год наших смазок использовано восемь тысяч тонн в режиме опытной эксплуатации, а результата нет», — вздыхает Сергей Мамыкин. А в 2012 году закрыли Кусковский завод.

«У них сейчас не хватает колес, вагоны простаивают в очереди на замену. Для “Выксы” это хорошо, а для страны? — возмущается Мамыкин. — Железнодорожники не хотят экономить, а в стране безумно высокий железнодорожный тариф, и, например, малое предприятие не может отправить свою продукцию на Урал. Все понятно: бюджет железнодорожников складывается из затрат. Чем их больше, тем больше они берут от государства».

Другой его аргумент — большая экологическая чистота медьсодержащих смазок по сравнению с привычными. Они не содержат «жесткой» химии — фосфора, серы и сульфатов. «У нас есть масла практически полностью биоразлагаемые», — утверждает Мамыкин.

Сергей Мамыкин больше десяти лет потратил на то, чтобы продвинуть свой продукт в систему железнодорожного транспорта. Фото: Олег Сердечников

Новый поворот

После этих растянувшихся на десятилетие мытарств нужно было двигаться дальше. У Мамыкина случилась еще «промежуточная» история с попыткой организовать производство масел и присадок за рубежом — в партнерстве с немцами и финнами. На тот момент у него была уже широкая номенклатура масел и смазок с содержанием меди. Вместе с зарубежными партнерами он представил свою технологию в европейских университетах; постепенно начинались стендовые испытания масел. Но в 2012 году, рассказывает Сергей, из компании ему пришлось уйти (не по своей воле), продав свои 33% акций. А между тем за три года было оформлено несколько патентов на технологию изготовления масел, смазок и присадок в Германии и Финляндии. «Патенты были записаны на компанию, да я еще и сделал своих партнеров соавторами», — сожалеет Мамыкин.

После того как все рухнуло, Сергей с новыми партнерами шесть лет назад создал нынешнюю компанию Cupper. Нашелся инвестор, который сам вышел на проект, — заинтересовало масло Cupper, которое ему залили в сервисе.

На этот раз решено было работать как на бизнесовый рынок, так и на потребительский, хотя последний очень сложен для небольших производителей. Любое масло должно иметь присадки. Как рассказывают в Cupper, в мире лишь единицы крупных компаний делают пакеты присадок (Lubrizol, Infinium и др.). Они тестируют их и получают официальные допуски. Затем эти пакеты используются уже в готовых маслах. «Новые пакеты — самые дорогие, — говорит гендиректор Cupper Наталья Синицына. — Они с улучшенными свойствами, например с низким содержанием серы, фосфора, или заявляются как увеличивающие срок службы автомобиля». «ЛУКойл», «Газпром нефть» и другие покупают готовые присадки и добавляют в свои масла, это огромные объемы выпуска, и тягаться с ними таким нишевым брендам, как Cupper, смысла нет.

Компания Cupper покупает базовые масла в России, но присадки выпускает сама на производстве в Орехово-Зуево. «Если у крупных производителей пакет присадок доходит до 20 процентов в объеме масла, то у нас — лишь два с половиной — три процента. И этого хватает, чтобы увеличить срок службы того узла, где применяется наше масло», — рассказывает Наталья Синицына. Недавно компания запустила производство пластичных смазок, сейчас создается производство базовых масел. За три года в развитие проекта и строительство было вложено 40 млн рублей.

Больше половины продаж у Cupper идет через интернет-магазин и мелкие торговые точки; компания также создает представительскую сеть в регионах. В крупные сетевые магазины не попали из-за низкой известности бренда. Объемы продаж небольшие: примерно сто тонн продукции в год (масла, присадки, специальные жидкости — номенклатура у Cupper довольно широкая). Динамика бизнеса пока радует: прирост за последний год составил 30%. Однако это легко объяснить очень низкой базой.

Продукция Cupper недешевая, учитывая небольшие объемы выпуска, но в целом большую ее часть в компании относят к среднему ценовому сегменту. Ее синтетическое моторное масло стоит чуть больше трех тысяч рублей за четыре литра. Премиум — шесть тысяч рублей за тот же объем.

Мнения пользователей о продуктах Cupper очень разные. Кто-то говорит, что сумел благодаря им существенно снизить расход топлива. «Занимаюсь продажей данного продукта и являюсь также пользователем. Отзывы покупателей 50 на 50, кто-то видит результат, а кто-то нет. Есть и плохие отзывы об увеличении угара… И самое странное, что моторы “зарастают” налетом под крышкой», — пишет участник тематического форума. «Все пытаюсь увидеть в маслах Cupper меньший износ по лабораторным анализам отработок в сравнении с “товарными” маслами, но пока не вижу преимуществ, — пишет другой участник. — Еще настораживает, что у некоторых при переходе на масла Cupper начинается угар масла, даже если раньше его не было, а у тех, у кого был небольшой угар на моторных маслах, он увеличивается. Не у всех так, но ведь есть же такое на практике».

Много претензий по поводу того, что у компании на ряд товаров нет полного пакета сертификационных документов, а также не имеется ни одного допуска иностранных производителей — в Cupper ссылаются на то, что пройти такую процедуру в Европе стоит от трех миллионов евро. «Самое главное, что нет методик проведения испытания для таких масел, как наше: без серы и фосфора», — уточняет Сергей Мамыкин. Аргументация понятна, однако это отсекает немало потенциальных потребителей масла, имеющих автомобили на гарантии. Не имея полноценных допусков и сертификации на все продукты и позиционируя себя как «независимого» игрока, на которого влияет только доверие потребителей и сарафанное радио, Cupper рискует так и остаться производителем «масла для энтузиастов».

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

10 примет времени, изменивших наш быт 10 примет времени, изменивших наш быт

Forbes представляет 10 самых ярких примет нашего времени

Forbes
Высчитываем биоритмы Высчитываем биоритмы

Как построить день так, чтобы не только всё успеть, но и преуспеть?

Лиза
Интернет без очереди Интернет без очереди

Шестое поколение связи Wi-Fi качественно улучшит доступность интернета

Эксперт
Как получать магний из продуктов питания Как получать магний из продуктов питания

Магний — еще один важный элемент для здоровья ваших костей. Как его получать?

ТехИнсайдер
Раскрутить и обессерить Раскрутить и обессерить

Российские ученые разработали новый способ очистки нефти и нефтепродуктов

Эксперт
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
«Тайные безумцы Российской империи XVIII века» «Тайные безумцы Российской империи XVIII века»

Как органы политического сыска ставили диагнозы

N+1
Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов Эдуард Ратников — о театре «Одеон» и жизни без больших концертов

Эдуард Ратников и его путь от стадионных шоу до мюзиклов

Правила жизни
Что такое таба лапка сквиш? Разбираем новый способ борьбы со стрессом Что такое таба лапка сквиш? Разбираем новый способ борьбы со стрессом

Помогают ли антистресс-игрушки обрести спокойствие?

Psychologies
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
15 способов получить повышение на работе 15 способов получить повышение на работе

Берите эти советы на заметку, если засиделись на своей должности

Maxim
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
«Лучшими мечтами души мы жили в университетских стенах» «Лучшими мечтами души мы жили в университетских стенах»

Почему Анатолий Кони не стал математиком

Санкт-Петербургский университет
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Отцовский баланс Отцовский баланс

Советы для пап, стремящихся уделять достаточно времени семье

Men Today
Легенды Имандры Легенды Имандры

Что же влечет туристов в место, расположенное среди каменистой тундры и гор

Отдых в России
Раздавили бы камни трилитона деревянные катки? Раздавили бы камни трилитона деревянные катки?

Насколько большое бревно нужно под вес камней трилитона Баальбека – 800 т.?

Наука и техника
Не только бизнес Не только бизнес

Любовь, дружба и другие нетрудовые отношения в офисе

Men Today
Деды выживали Деды выживали

«Лихие»: очередные экранные 1990-е

Weekend
На пороге перемен На пороге перемен

Как женщине поддержать красоту и молодость кожи в период менопаузы

Лиза
Построить свое королевство Построить свое королевство

Есть у каждой семьи давняя история, о которой мы знаем или догадываемся

Psychologies
От Винни-Пуха до биткоина От Винни-Пуха до биткоина

9 вещей, которые запрещены в Китае

Лиза
Он, она + кот Он, она + кот

Как питомцы учат нас спокойствию и безусловной любви

Psychologies
«Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова «Я живу свою жизнь»: о чём мечтает и к чему стремится серебряный призер Паралимпийских игр в Париже в 2024 Зоя Щурова

Как живут люди с диагнозом Spina bifida? Рассказала паралимпийская чемпионка

VOICE
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Опасные игры Опасные игры

Родителей детей-квадроберов законодательно ограничат в правах?

Лиза
Как выйти замуж после 50 (в первый раз): личный опыт Как выйти замуж после 50 (в первый раз): личный опыт

Она впервые вышла замуж в 53 года, разрушив все возможные стереотипы

Psychologies
Семья в бассейне: эти 3 правила помогут родителям весело провести время с детьми Семья в бассейне: эти 3 правила помогут родителям весело провести время с детьми

Как качественно провести время с семьей и детьми?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении