Джулиан Шнабель снял фильм о Винсенте Ван Гоге

ЭкспертСобытия

Художник для тех, кто еще не родился

Джулиан Шнабель снял фильм о Винсенте Ван Гоге

Вячеслав Суриков

Джулиан Шнабель считает, что Уиллем Дефо — единственный актер, которому по силам сыграть роль Ван Гога.

Для 67-летнего Джулиана Шнабеля это всего лишь пятый фильм. Пять фильмов более чем за двадцатилетнюю карьеру в кинематографе очень немного, но Шнабель в первую очередь художник и к кинематографу обращается, только чтобы сказать что-то чрезвычайно важное для себя. Этим фильмом он напоминает нам, что Ван Гог, скончавшийся за десять лет до начала XX века, оказался самой важной фигурой в истории изобразительного искусства последнего столетия. С точки зрения последовательности развития языка живописи он пошел дальше импрессионистов и стал не только запечатлевать видимую реальность такой, как есть, но и привносить в изображение отпечаток собственной индивидуальности. В своем творчестве художник сделал акцент на то, каким он видит окружающий мир, и на свою способность запечатлевать это видение в красках. Чтобы писать картины именно так, как того хочет, а не ради соответствия общепринятым представлениям о том, как должна выглядеть реальность на холсте и бумаге, он и прожил свою жизнь, не собрав ни злата, не серебра.

Ван Гог в письмах, прежде всего к брату Тео, документировал собственную жизнь и одновременно вербализировал художественную позицию. Он создает канву, из которой впоследствии и был создан миф, в котором его жизнь и творчество стали неотделимы друг от друга. И самый важный момент в ней — отсутствие прижизненного признания. Его картины при жизни оставляют широкую публику равнодушной, и лишь немногие понимают, что именно художник пытается им сказать. А он просто говорит на художественном языке, еще не ставшем общепринятым. На свое несчастье, Ван Гог прожил слишком мало, умерев, как и Пушкин, в тридцать семь (здесь, может быть, и нет ничего удивительного) и, как и тот (а это уже странное совпадение), от пулевого ранения в живот. Насильственная мученическая смерть Пушкина стала неотъемлемой частью мифа о нем — и смерть Ван Гога в глазах Шнабеля столь же важна, как и его жизнь. В художника ради забавы выстрелили местные мальчишки, он получил тяжелейшее ранение, но не обмолвился и словом о своих убийцах.

В образе 37-летнего Ван Гога на экране появляется 63-летний Уиллем Дефо. Эта разница в возрасте на экране незаметна: Дефо играет так, что мы не задумываемся о том, сколько лет его персонажу; но есть и еще один важный момент, побудивший режиссера выбрать именно этого актера. Дефо ровно 30 лет назад появился на киноэкранах в главной роли в резонансном фильме Мартина Скорсезе «Последнее искушение Христа», и, хотя не стоит говорить о какой-либо устойчивой ассоциации Уиллема Дефо именно с этим персонажем, шлейф той роли вьется за ним до сих пор. Отчасти этот шлейф был задействован и Ларсом фон Триером, когда тот приглашал Уиллема Дефо на главную роль в фильм «Антихрист». У Шнабеля Дефо играет персонажа, чья суть сформулирована в названии фильма: он стоит на пороге вечности. Возможно, все дело в том, что Дефо, как никому другому, удается передать состояние, когда телом человек еще здесь, а его взгляд уже обращен по ту сторону земного бытия.

Роль Поля Гогена, вместе с которым Ван Гог провел некоторое время в Арле, сыграл актер Оскар Айзек

В фильме основной собеседник Ван Гога — Поль Гоген: они не только пребывают какое-то время в одном географическом пространстве и демонстрируют родство в воззрениях на природу художественного творчества, но и проживают свою жизнь по сходной формуле: главный элемент — посмертное признание. Их неспешные диалоги во время прогулок на фоне фантастически красивых пейзажей вызывают устойчивую ассоциацию с диалогом Феофана Грека и Андрея Рублева в фильме «Андрей Рублев». Шнабель придает словам Гогена и Ван Гога такую же весомость: то, что они говорят, своего рода манифесты, которым суждено передаваться из уст в уста. Но в отличие от Рублева и Грека, разговаривающих друг с другом словно на одном из перекрестков Вселенной, в ирреальном пространстве на границе сна и яви, француз и голландец снижают пафос только что сказанного ими актом мочеиспускания на фоне все тех же невыразимо красивых пейзажей.

Однако цель Джулиана Шнабеля не в том, чтобы оживить тень Ван Гога, актуализировать его, сделать этот образ зримым и внедрить его в сознание максимальной широкой аудитории, а в том, чтобы внести свой вклад в образ «святого художника». Он фиксирует последние годы его жизни, когда творчество художника достигает невероятных высот. В проживаемом им потоке времени не существует ничего, кроме творчества: писать картины и транслировать людям свое видение и их самих, и окружающего мира. Он преображает мир, и заключительный шаг в этом процессе — принесение себя в жертву: еще один лейтмотив творчества Андрея Тарковского, который внедряет в свой фильм Джулиан Шнабель. Камера находится максимально близко от лиц актеров, мы видим каждое движение их мимических мышц. Иногда на полотне экрана только лица и больше ничего. Шнабель отказывается и от исторического антуража, и от красочных пейзажей. Но чудо происходит — Уиллем Дефо выдерживает и это испытание: перед нами Ван Гог и его мучительные переживания о невыразимости красоты, которую он видит в окружающем мире.

Красота в буквальном смысле сводит его с ума. Мы наблюдаем за движением его кисти — за тем, как создаются его наброски и картины. В центре этой сюжетной линии альбом Ван Гога: его наброски, сделанные в бухгалтерской книге. Для Шнабеля неважно, подлинные они или нет. Этот факт режиссер не подвергает сомнению. Ему важна история о том, что весточка, отправленная художником в позапрошлом веке, подобно бутылке, и скитающаяся долгие годы по морям и океанам с посланием, запечатанным внутри, достигла адресата. И этим адресатом по воле судьбы оказались именно мы — живущие сейчас. Она позволяет и создателям фильма, и его зрителям почувствовать: биография Ван Гога продолжается.

Шнабель отстаивает право на собственное видение жизни художника. Ему не нужны никакие доказательства. Он проникает в его жизнь и в его творческий процесс с помощью художественной интуиции, и она часто оказывается достовернее любого из рациональных способов познания мира.

Под стук колес

Москва — первый европейский город, в котором труппа представит свою новую работу. Спектакль будет идти в Театре мюзикла до 9 февраля. Московский театр мюзикла

В Московском театре мюзикла — мировая премьера нового спектакля канадского театра-цирка «7 пальцев» «Пассажиры» в постановке обладателя Drama Desk Award Шены Кэррол. На сцене зрители увидят представление, в котором незнакомцы встречаются в купе поезда. В путешествии время для них останавливается: размышляя над своим прошлым и будущим, они то грустят о нереализованных возможностях, то предаются утопическим фантазиям. Вдохновленные движением и сменой пейзажа, делятся своими историями о бегствах и встречах. И пока пространство заполняет ритмичный звук поезда, обнажая их жизненные устремления, они срывают покровы с самих себя — друг перед другом и перед зрителем.

В городе Сочи

С 2011 года Сочинский фестиваль — член Европейской ассоциации фестивалей. Он включен в двадцатку лучших фестивалей мира. Российское концертное агентство

С 14 по 24 февраля в Сочи пройдет XII Зимний международный фестиваль искусств под артистическим руководством Юрия Башмета. Мировыми премьерами станет целый ряд концертов и музыкальных проектов, которые будут представлены зрителям в рамках фестиваля на сцене Зимнего театра. Среди них совместный с Русским музеем проект «Параллельные миры. Русское искусство XX век. Часть 2. 1945–1956 годы», который объединит русскую музыку, живопись и поэзию тех лет. В концерте «Россия и карта мира» вместе с камерным ансамблем «Солисты Москвы» и Юрием Башметом примут участие музыканты из разных частей света — со своими национальными инструментами: бандонеоном, волынкой, пипой, домрой, гитарой и т. д.

Помнит мир спасенный

Выставка «Спасители» в Музее Москвы продлится до 4 февраля. Вход на нее свободный. Пресс-служба РЕК

В Музее Москвы проходит мультимедийная выставка «Спасители», которая рассказывает обо всех 206 российских праведниках народов мира (в том числе о ныне живущих) более чем из двадцати регионов страны — людях разных национальностей, которые, рискуя жизнью, укрывали евреев на оккупированных территориях. При помощи современных технологий и инсталляций посетители смогут узнать истории спасения и героизма и даже включиться в диалог спасителей и спасенных.

Выставка «Спасители» была инициирована пятнадцатилетними московскими школьницами, которые объехали Россию и Израиль, чтобы взять интервью у евреев, спасенных в годы войны.

Прекрасным принцем нам является балет

Режиссер и хореограф-постановщик — заслуженный деятель искусств России Николай Андросов. Государственный кремлевский дворец

В Государственном Кремлевском дворце 12 и 13 февраля состоится премьера спектакля «Бал сказок», в котором примут участие звезды мирового балета Николай Цискаридзе, Фарух Рузиматов, Иван Васильев, примы-балерины и премьеры ведущих театров России, а также учащиеся Академии русского балета имени А. Я. Вагановой. В спектакль войдут сцены из балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Жар-птица», «Корсар» на музыку П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, И. Стравинского и других композиторов в постановке Мариуса Петипа и Михаила Фокина.

Полосу подготовил Вячеслав Суриков

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Яндекс» сейвит, чтобы сплитовать «Яндекс» сейвит, чтобы сплитовать

«Яндекс» развивал свой сервис «Сплит», а теперь открывает накопительные счета

Эксперт
Купите это немедленно! Купите это немедленно!

Как нас заставляют приобретать ненужные вещи в «черную пятницу»?

Лиза
Джим лежа Джим лежа

Героические истории со съемок первых фильмов великих режиссеров

Правила жизни
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Два часа на «открытом воздухе» Два часа на «открытом воздухе»

«Бульдозерная» выставка — переломное событие в истории отечественного искусства

Дилетант
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России Мама-предприниматель: какой бизнес чаще выбирают женщины в России

Почему в современном мире женщинам не нужно выбирать между семьей и карьерой

Inc.
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль Куда вложить деньги, чтобы они приносили прибыль

Варианты для инвестиций и пассивного дохода

VC.RU
8 самых красивых японских внедорожников в истории 8 самых красивых японских внедорожников в истории

Невероятные японские внедорожники, не получившие должного внимания

4x4 Club
Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника Что такое речевой дресс-код и как вызвать доверие у собеседника

Как и по каким параметрам корректировать свою речь в зависимости от ситуации

РБК
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца От Рахманинова до рок-группы на ВДНХ: Артемий Артемьев о пути в музыку, учебе у Лукаса и сохранении наследия отца

Сын Эдуарда Артемьева — о влиянии отца и продолжении музыкальной династии

СНОБ
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
Гигантские шершни добрались до Европы Гигантские шершни добрались до Европы

Южных гигантских шершней заметили в Испании

N+1
Как человеческий мозг может быть таким большим Как человеческий мозг может быть таким большим

Для чего человеческому мозгу такие активные нейроны?

ТехИнсайдер
Для чего просвещенный бельгийский монарх Леопольд II устроил апокалипсис в Африке Для чего просвещенный бельгийский монарх Леопольд II устроил апокалипсис в Африке

Как король бельгийцев завоёвывал Африку

Forbes
Сибирский центр притяжения Сибирский центр притяжения

Чем Новосибирская область удивит своих гостей?

Отдых в России
Успешная диверсификация: как и зачем создавать новые направления бизнеса Успешная диверсификация: как и зачем создавать новые направления бизнеса

Действительно ли стартап необходимо запускать новые бизнес-юниты?

Inc.
Вышел из тени Вышел из тени

С какими тенями борется актер Борис Хвошнянский?

Men Today
Мое тело: совершенствование VS принятие Мое тело: совершенствование VS принятие

Можно ли найти гармонию с собственным телом, если мы им недовольны?

Psychologies
Темные звезды: почему токсичные сотрудники подрывают работу и как этому противостоять Темные звезды: почему токсичные сотрудники подрывают работу и как этому противостоять

Стоит ли закрывать глаза на агрессию, если человек приносит компании прибыль?

Forbes
ДвуАлександрие ДвуАлександрие

«ДвуАлександрие»: реформы, контрреформы, масоны, декабристы и большевики

Знание – сила
Человек в темной комнате Человек в темной комнате

Как Леонардо Ди Каприо оказался последней голливудской звездой

Weekend
Лимфома, удар ножом, ВИЧ и вера: почему чемпионы уходили из спорта и как возвращались Лимфома, удар ножом, ВИЧ и вера: почему чемпионы уходили из спорта и как возвращались

Как величайшие спортсмены уходили на пенсию?

Forbes
Огонь царей Огонь царей

Переосмысление истории предков, чтобы избавиться от семейного проклятья

Grazia
«Она была актрисою» «Она была актрисою»

О своих страхах и надеждах, красоте и эпохе рассказала актриса Ангелина Стречина

OK!
Эффект Матильды: как и почему женщины в науке остаются незамеченными Эффект Матильды: как и почему женщины в науке остаются незамеченными

Почему достижения женщин в науке оставались и остаются незамеченными?

ТехИнсайдер
Культурное наследие Культурное наследие

Авторы, которые в своем творчестве обращаются к историческим корням

Grazia
Открыть в приложении