Полет миллиардера Ричарда Брэнсона сделает космос доступнее

ЭкспертНаука

Эх, прокачу!

Полет миллиардера Ричарда Брэнсона на ракетоплане VSS Unity, разработанном в его собственной компании Virgin Galactic, не даст человечеству нового знания и технологий, но сделает космос доступнее для любителей неба и скорости. Наиболее состоятельных

Александр Астапов

AP Photo/Andres Leighton/ТАСС

«Это приключение всей моей жизни», — сказал Ричард Брэнсон в прямом эфире, разглядывая землю сквозь иллюминатор с высоты 88 километров. 71-летний миллиардер известен как «бизнесмен в стиле панк» (причем в прямом смысле — еще в молодом возрасте его звукозаписывающая компания не дала цензуре и истеблишменту убить легендарную группу Sex Pistols), так и эксцентричными выходками (и не эпатажа ради, а просто так он живет — ну, проиграл спор, пришлось весь день ходить в женском платье, а что такого?). И когда Америку в начале нулевых захлестнула мода на новые технологии, решил поступить по-своему: сделать полеты в космос пусть дорогой, но доступной забавой, вроде уличных гонок. Или, что еще ближе, коммерческих полетов на «демилитаризированных» самолетах (немало читателей «Эксперта» хоть раз в жизни, да прокатились в передней кабине L-39, а то и МиГ-29 — думаете, в Америке по-другому?).

По проторенной дорожке

Итак, суборбитальные полеты (по большинству регламентов официальная граница космоса — 100 км, так называемая линия Кармана, но некоторые классификации, например ВВС США, определяют границу ниже — на уровне 80 км) на ракетоплане, стартующем с самолета-носителя. Технически это было реализовано 62 года назад американской компанией North American. Ее экспериментальный ракетоплан Х-15 впервые отделился от крыла самолета (бомбардировщика В-52) 8 июня 1959 года. Всего три ракетоплана совершили 199 полетов, один закончился катастрофой (потеря управления с попаданием в плоский штопор на высоте 18,9 км и скорости около 5000 км/ч). Полеты выглядели так: после отделения от самолета-носителя на высоте около 15 км ракетоплан уходил вперед и вверх, после чего приземлялся на поверхность высохшего соляного озера. Длительность полета — около 15 минут, максимально достигнутая высота — 107 960 метров, максимальная скорость — 6206 км/ч. Программа Х-15 была закрыта NASA в пользу орбитальных полетов на ракетах, а один из ее участников, Нил Армстронг, стал первым человеком на Луне.

Закрытие программы отменило в 1963 году и ее продолжение, проект космического истребителя-бомбардировщика Х-20 — он должен был разгоняться уже до 25 тыс. км/ч на высоте около 160 км, а при пролете над целью «нырять» на 4560 км и осуществлять бомбометание. Чуть позже, в 1964 году, стартовала и советская программа, но уже полноценного орбитального самолета «Спираль» — спустя десяток лет экспериментов и пусков необитаемых аппаратов она была закрыта, чтобы дать старт известной программе «Энергия-Буран», выросшей как ответ американскому «Спейс Шаттлу», в свою очередь, «выросшему» из проекта Х-20.

Импрессионист от инжиниринга

Как видим, наработки в области «крылатого космоса» у человечества в изобилии. Но одно дело дорогостоящие эксперименты NASA и совсем другое — коммерческий проект для любителей экстрима. И тут они нашли друг друга — «бизнесмен в стиле панк» Брэнсон и Берт Рутан, роль которого в современном авиаинжиниринге можно сравнить лишь с ролью Малкольма Макларена, продюсера Sex Pistols, в популярной музыке… и с репутацией Брэнсона в мире бизнеса. Крошечный Quickie, облетевший вокруг света без посадки Voyager, гоночный Pond Racer — и эти, и десятки других разработок Рутана выделялись и нестандартной компоновкой (как следствие, непривычным, но всякий раз крайне «облизанным» видом), и технологическими новшествами. В 1930-е годы таких радикалов в авиаинжиниринге было много (в том числе в СССР — Калинин, Москалев, Бартини…), да и позже они встречались не раз, но последние полвека — «он такой один», возмутитель спокойствия, экспериментатор и импрессионист от инжиниринга Берт Рутан.

«Космическая» часть карьеры Рутана стартовала немногим позже авиационной: еще в 1990 году вышла на орбиту первая в истории космическая ракета-носитель Pegasus, разработанная с его участием. Она стала еще и первой космической ракетой, запущенной с борта самолета — и первым крылатым аппаратом, превысившим в атмосфере скорость 8000 км/ч. А в 2004 году полетел суборбитальный пилотируемый аппарат SpaceShipOne, разработанный на деньги Пола Аллена, сооснователя Microsoft. Напоминающий бочонок с крылышками аппарат отделялся от самолета-носителя (тоже созданного Рутаном) на высоте 14 км и продолжал вертикальный полет на собственном ракетном двигателе со скоростью около 3000 км/ч, в семнадцатом своем полете достигнув высоты 112 км. Приз X-Prize, учрежденный частным фондом, — 10 млн долларов тому, кто запустит в космос аппарат дважды подряд в течение двух недель, — был получен, и Рутан со товарищи решил более не рисковать. Приз, к слову, крошечный в сравнении со стоимостью проекта — но Пол и Берт гнались отнюдь не за деньгами.

Помимо спонсоров «на проект» у Рутана и его авиаинжиниринговой компании Scaled Composites с 1982 года был постоянный инвестор и меценат, не менее известный и эксцентричный миллиардер, летчик и воздухоплаватель, обладатель многих рекордов Стив Фоссет, И именно Фоссет сразу после закрытия проекта SpaceShipOne вовлек в космическую авантюру Брэнсона. А заодно и в другой проект — одиночный беспосадочный кругосветный перелет (конечно же, за штурвалом Фоссет, а машина разработки Рутана). Вокруг света за 80 часов (точнее, 41,7 тыс. км за 76 часов) были пройдены в феврале 2006-го. Но через полтора года Фоссет разбился на прогулочном самолете, и Рутан с Брэнсоном остались без общего друга, но по-прежнему в одной компании, названной Virgin Galactic.

Ричард Брэнсон остался доволен тем, как прошел первый в истории человечества культурно-развлекательный полет в космос. Susan Montoya Bryan/AP/TASS

Второе рождение авиаматки

Прототип будущего космолета был показан в 2009 году. И удивил своей консервативностью. По меркам Рутана, конечно. Дозвуковой самолет-носитель (в СССР 1930-х это называлось «авиаматкой») — четырехмоторный, двухфюзеляжный, к высокорасположенной средней консоли (соединяющей фюзеляжи) снизу подвешивался собственно ракетоплан — одномоторная бесхвостка с дельтовидным крылом и двумя килями на концах плоскостей. Но внешность обманчива: за почти традиционным силуэтом скрываются оригинальная схема торможения при входе в атмосферу (хвостовые балки складываются, после чего аппарат становится похожим на волан) и ракетный двигатель, использующий в качестве топлива твердый полибутадиен, а окислителя — газообразную закись азота (прямо как у стритрейсеров!). Да и перфорированный множеством круглых иллюминаторов дизайн — фирменный почерк Рутана. И напоминает скорее футуристический бизнес-джет, чем космический корабль. В том числе внутри: шесть кресел с широким проходом между ними и большими иллюминаторами по бортам и поменьше — на крыше созданы явно не для аскетов-экстремалов.

Но за первой выкаткой последовали долгие испытания и доводка машины, и на это ушли многие годы. К 2011-му стоимость проекта уже превысила 400 млн долларов и продолжала расти (по разным оценкам, в программу уже вложено от 1,1 до 2,5 млрд долларов, в том числе сторонними инвесторами). Ударом для команды стала катастрофа первой машины (как выяснилось, по причине человеческого фактора) в 2014 году. Рутан в отчаянии подал в отставку и сложил с себя полномочия СЕО, согласившись остаться лишь главным техническим директором. Но работы продолжались. Подлеты, полеты, первое включение «ракеты» в воздухе… И лишь после двух «полноценных» суборбитальных (на высоту выше 80 км) полетов в декабре 2018-го и феврале 2019 года стало ясно: машина получилась, можно и пассажиров на борт.

Легкая прогулка в космос

Что было дальше — все мы видели в прямом эфире. Брэнсон приехал в свой космопорт на велосипеде (предварительно позавтракав в компании Илона Маска), после чего занял место позади двух пилотов в пассажирской кабине рядом с тремя пассажирами разного пола и цвета кожи. Без скафандров и гермошлемов, в обычных комбинезонах, подобно пассажирам авиарейсов столетней давности. Взлет носителя, отделение на 15 км ракетоплана, 20 минут суборбитального полета на скорости около 4000 км/ч и успешное приземление в штатном режиме.

Так продолжилась, но отнюдь не завершилась, наверное, самая мечтательная история в мире космоса, исследований и технологий. Скоро за четверть миллиона долларов стать ее частью сможет каждый. Да и очереди будут не такими и большими: в планах Virgin Galactic флот из пяти космических… катеров.

А 20 июля мы ожидаем полет в космос другого миллиардера, основателя Amazon Джеффа Безоса. Тоже суборбитальный, тоже на многоразовом аппарате — но уже классической, ракетной, конструкции. И тоже созданном для прогулок над земным шариком для всех богатых и влюбленных в небо.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ловушка для богатых Ловушка для богатых

Как бездомные меняют американскую экономику

Эксперт
Почему креативность — ключевой навык будущего Почему креативность — ключевой навык будущего

Почему работодатели стали обращать внимание именно на креативность сотрудников?

СНОБ
Коммерческие авто рулят из-под Калуги на экспорт Коммерческие авто рулят из-под Калуги на экспорт

Stellantis намерен в пять раз увеличить выпуск в России автомобилей класса LCV

Эксперт
Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку Страстная пятница: чем заняться в этот день неверующему человеку

Чем можно заняться в Страстную пятницу тем, кто далек от религии?

Psychologies
Хомяки против кукловодов Хомяки против кукловодов

Инвесторы думали, что устроили революцию, но помогли заработать своим врагам

Эксперт
Сопротивление — полезно Сопротивление — полезно

Ученые из Новосибирска создали мемристоры для перезапуска компьютерной индустрии

Монокль
Турецкий друг: здесь скрыт кинжал за каждою улыбкой Турецкий друг: здесь скрыт кинжал за каждою улыбкой

Чем обернутся отношения России и Турции в результате войны в Нагорном Карабахе

Эксперт
Солнечный друг Солнечный друг

5 вопросов врачу по безопасному загару

Лиза
Ремонт без границ Ремонт без границ

Как Leroy Merlin меняет стратегию развития и трансформирует бизнес

Эксперт
На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу На ее книгах вырос Стивен Кинг: как Ширли Джексон превращала свои страхи в литературу

История писательницы, на романах которой вырос Стивен Кинг

Forbes
Рубль упал, цены выросли, бюджет заработал Рубль упал, цены выросли, бюджет заработал

Почему государство продолжает накапливать, а не тратить?

Эксперт
Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей Как получить предупреждение вместо штрафа. Инструкция для водителей

Когда можно отделаться беседой с сотрудником ГИБДД и что нужно говорить

РБК
Штраф за щедрость Штраф за щедрость

Кто самый богатый бизнесмен в мире с учетом трат на благотворительность

Forbes
Мясные лидеры наращивают долю рынка Мясные лидеры наращивают долю рынка

Участники девятого рейтинга «Агроинвестора» продолжили наращивать производство

Агроинвестор
«Тишина на площадке»: как дети подвергались домогательствам на проектах Nickelodeon «Тишина на площадке»: как дети подвергались домогательствам на проектах Nickelodeon

«Тишина на площадке»: самая показательная история о цене подростковой славы

Forbes
Екатерина Великая в Москве Екатерина Великая в Москве

Екатерина Великая не любила Москву, но так ли всё однозначно?

Знание – сила
Почти как люди: почему и как растет рынок товаров для питомцев в России и зарубежом Почти как люди: почему и как растет рынок товаров для питомцев в России и зарубежом

Чем обусловлен рост рынка зоотоваров?

Inc.
Евгеника: хотели как лучше... Евгеника: хотели как лучше...

Как евгеника стала синтезом теории вырождения, теории Дарвина и научного расизма

Знание – сила
6 книг, которые помогут «прокачать» мозг 6 книг, которые помогут «прокачать» мозг

Книги, которые помогут расширить представление о природе сознания

Psychologies
Таинственный кот Палласа – манул Таинственный кот Палласа – манул

Если спросить любого, – кто таков Палласов кот, вряд ли кто ответит правильно

Знание – сила
Сомнительные пошлины Сомнительные пошлины

К чему могут привести ограничения на ввоз российской сельхозпродукции в ЕС

Агроинвестор
«От дам-патронесс до женотделовок: История женского движения России» «От дам-патронесс до женотделовок: История женского движения России»

Как появилось высшее женское медицинское образование

N+1
Закон цифровых джунглей Закон цифровых джунглей

В России появится цифровой кодекс — об этом сказано в стратегии развития

Цифровой океан
«Реальная история Уиннер»: фильм о девушке, выступившей против государственной машины «Реальная история Уиннер»: фильм о девушке, выступившей против государственной машины

Как разговорное кино, в котором нет действия, оказывается напряженной драмой

Forbes
«Ведая пространство земель нашей империи…» «Ведая пространство земель нашей империи…»

Как Екатерина Великая решала проблемы демографии и освоения пустынных территорий

Знание – сила
Сейсмограф князя Голицына Сейсмограф князя Голицына

О вкладе Бориса Голицына в мировую науку — беседа с Георгием Голицыным

Знание – сила
Почему у некоторых собак хвост колечком? Зачем вообще собакам хвост? Почему у некоторых собак хвост колечком? Зачем вообще собакам хвост?

Почему природа для каждого бобика придумала разные хвосты?

ТехИнсайдер
Ментальное здоровье домашних животных: как справиться с расстройством пищевого поведения Ментальное здоровье домашних животных: как справиться с расстройством пищевого поведения

Как бороться с извращенным аппетитом у питомцев?

Psychologies
Глубокоуважаемый вагоноуважатый Глубокоуважаемый вагоноуважатый

По уже Петербургу ездит больше двухсот трамваев, в которых за дорогой следит ИИ

Цифровой океан
Темная лошадка Темная лошадка

Нейросеть — это программа, поведение которой определяется коэффициентами

Цифровой океан
Открыть в приложении