Возможное будущее гражданской авиации

Популярная механикаHi-Tech

Верхом на вихре

Высокие океанские волны могут выбросить судно на берег, размыть пляж, а то и погубить невезучего купальщика. Но есть такие сорвиголовы, которые умеют ловко вскакивать на гребни этих громадных волн и мчаться с ветерком, получая бездну адреналина. Вот такая аналогия возникает в уме, когда думаешь о возможном будущем гражданской авиации.

Текст: Олег Макаров

Как нам сообщили 9 сентября нынешнего года, «компания Airbus подписала соглашения с авиакомпаниями French Вee, SAS Scandinavian Airlines, Главным управлением аэронавигации Франции, Национальной службой управления воздушным движением Великобритании и Евроконтролем (Европейской организацией по безопасности воздушной навигации) о сотрудничестве по проекту fello’fl y, который направлен на повышение экологичности воздушного транспорта». Звучит нейтрально, да и появившиеся потом комментарии разъясняли смысл этого события довольно туманно. Что ж, попробуем расшифровать

Улетающая энергия

Аэродинамический полет в атмосфере невозможен без крыла. Крыла фиксированного, как у самолета, или вращающегося, как у вертолета. В момент обтекания крыла набегающим потоком воздуха формируются две области давления – повышенного (под крылом) и пониженного (над крылом). Более плотный воздух толкает крыло в сторону более разреженного, то есть вверх. Создается подъемная сила. Но крыло не может быть бесконечно длинным. А там, где оно заканчивается, воздух под высоким давлением пытается, обогнув законцовку крыла, перетечь в область низкого давления, то есть снизу вверх. В этот момент образуется вихрь – он срывается с законцовки и тянется за самолетом в виде спиралевидного жгута плотного движущегося воздуха. Эти жгуты (их называют спутным следом), порождаемые, кстати, не только крылом, но и горизонтальными стабилизаторами, разлетаются на многие километры, пока не израсходуют свою энергию и давление внутри потока не сравняется с окружающим атмосферным.

Еще и опасно

С точки зрения авиации это явление считалось и считается отрицательным, неизбежным злом. Почему? В первую очередь потому, что вихрь увеличивает лобовое сопротивление летательного аппарата, заставляя тратить больше топлива для поддержания заданной скорости. По сути, энергия спутного следа – это энергия сожженного в камерах сгорания лайнера авиакеросина, который потрачен впустую.

Во-вторых, возникающая за самолетом турбулентность опасна для других самолетов. В Сети можно найти, например, кадры крушения самолета малой авиации, который попытался сесть на полосу и попал в спутный след вертолета, только что взлетевшего после разбега. Если же речь идет о крупном лайнере, то авиадиспетчеры аэродромов всегда учитывают наличие у этих самолетов мощного спутного следа и делают все необходимое, чтобы другие машины в него не попали.

Лучшая помощь в полете

Но нельзя ли как-то оказаться на месте того несущегося по волнам серфера, который разрушительную мощь обращает к собственному удовольствию? Вспомним про больших перелетных птиц, которые преодолевают трансконтинентальные расстояния, передвигаясь в остроконечных формациях – клином или стаей. Птицы, конечно, это не самолеты – хотя бы потому, что крыло у них выполняет роль не только аэродинамической плоскости, а еще и движителя, – однако общее все же есть. На кончиках крыльев гусей и журавлей тоже образуются вихри, создающие спутный след. Тяжелее всего тому, кто летит во главе клина: эта птица тратит на движение и поддержание себя в воздухе максимальное количество

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Робот-буровик и атомный катамаран Робот-буровик и атомный катамаран

Как уникальный опыт России поможет продвинуться в изучении Арктики

Популярная механика
10 композиторов советского кино: от лучшего к самому лучшему 10 композиторов советского кино: от лучшего к самому лучшему

Как прекрасно звучала музыка в советских фильмах

Maxim
Тайна форсажного пламени Тайна форсажного пламени

Что такое форсаж?

Популярная механика
Как живётся в Арктике белым медведям и людям Как живётся в Арктике белым медведям и людям

Каково это — работать на Крайнем Севере, и как ведется изучение белых медведей?

Наука и жизнь
Подписание акта о капитуляции Японии Подписание акта о капитуляции Японии

Токийский залив, борт линкора «Миссури», 2 сентября 1945 года

Дилетант
Смехотерапия: хохотать, чтобы стать счастливее Смехотерапия: хохотать, чтобы стать счастливее

Заставляя себя улыбаться, мы запускаем процессы, которые делают нас счастливыми

Psychologies
Корабль, рожденный в «цифре» Корабль, рожденный в «цифре»

Модель имперского звездного разрушителя из кубиков LEGO весит почти 20 кг

Популярная механика
Весомый аргумент Весомый аргумент

TRX обращает вес тела в его силу

GQ
Убийственный «гипер» Убийственный «гипер»

Все об аэродинамике самого перспективного оружия

Популярная механика
Абрау-Дюрсо: путешествие со вкусом игристого Абрау-Дюрсо: путешествие со вкусом игристого

Путешествие в столицу российского шампанского – Абрау-Дюрсо!

Домашний Очаг
Поля морей Поля морей

Новые технологии сельского хозяйства: фермы в океане

Популярная механика
Личная эффективность по-настоящему Личная эффективность по-настоящему

Как победить стресс и начать жить с удовольствием

СНОБ
Ниже солнца, выше воды Ниже солнца, выше воды

Беспилотное судно с почти неограниченным запасом хода

Популярная механика
Почему немецкие автоматы называют «Шмайссером», если это не «Шмайссер» Почему немецкие автоматы называют «Шмайссером», если это не «Шмайссер»

Я стреляю, он стреляет, они стреляют…

Maxim
В ожидании космического отпуска В ожидании космического отпуска

Самые реальные варианты космического туризма

Популярная механика
Игорь Пальчицкий. Дотянуться до звезды Игорь Пальчицкий. Дотянуться до звезды

Двадцатого ноября Майе Плисецкой исполнилось бы девяносто пять лет

Караван историй
Кубик Осипова Кубик Осипова

Самая ожидаемая и самая крутая головоломка десятилетия

Популярная механика
Битва дискаунтеров: как «Магнит» и X5 Retail Group конкурируют на рынке супердешевых товаров Битва дискаунтеров: как «Магнит» и X5 Retail Group конкурируют на рынке супердешевых товаров

Через пять лет на жесткие дискаунтеры будет приходиться 10% розницы

Forbes
Меняю автомат на беспилотник Меняю автомат на беспилотник

Первое боестолкновение, где решающую роль сыграли беспилотные дроны

Популярная механика
«Остров дядюшки Сэма» «Остров дядюшки Сэма»

Слава Алькатраса вышла далеко за пределы США

Дилетант
Античный герой Античный герой

Кого люди будут вспоминать через столетия?

Популярная механика
Шпалера со смыслами Шпалера со смыслами

Фламандская шпалера середины XVI века

Дилетант
Армия 2020 Армия 2020

Ежегодная выставка «Армия» в парке «Патриот»

Популярная механика
Сын уборщицы и работника завода: как воспитывали родители Лионеля Месси Сын уборщицы и работника завода: как воспитывали родители Лионеля Месси

Лионель Месси родился в семье, где все были немного увлечены футболом

Cosmopolitan
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Отрывок из книги Патриции Черчленд «Совесть. Происхождение нравственной интуиции» Отрывок из книги Патриции Черчленд «Совесть. Происхождение нравственной интуиции»

Глава из книги Патриции Черчленд, посвященная равновесию в суждениях

СНОБ
Голоса. Как учат разговаривать голосовые помощники Голоса. Как учат разговаривать голосовые помощники

Как из машины делают личность

Популярная механика
Глобальное изменение климата обнажило историю культурного освоения норвежского ледника Глобальное изменение климата обнажило историю культурного освоения норвежского ледника

Оказалось, люди охотились на оленей в высокогорье больше 1000 лет назад

N+1
Иллюзия успеха Иллюзия успеха

Четыре истории о талантливых мастерах пускать пыль в глаза

Популярная механика
9 советов, как лучше запоминать новую информацию (это полезно в любом возрасте) 9 советов, как лучше запоминать новую информацию (это полезно в любом возрасте)

Учиться никогда не поздно, но как делать это эффективно

Playboy
Открыть в приложении