Stellantis намерен в пять раз увеличить выпуск в России автомобилей класса LCV

ЭкспертАвто

Коммерческие авто рулят из-под Калуги на экспорт

Международный автомобильный альянс Stellantis намерен в пять раз увеличить выпуск в России автомобилей класса LCV и стать ведущим экспортером машин, а также двигателей в страны Европы, Африки, Латинской Америки

Алексей Грамматчиков

Раньше на «ПСМА Рус» собирали легкие коммерческие авто на платформе К0 (такие, как фургоны Peugeot Expert, на фото), а с конца прошлого года к ним присоединились модели на платформе В9 (Peugeot Partner, Citroёn Berlingo, Opel Combo Cargo и др.)

«Видите вон тот ящик в целлофане — это робот, который на конвейере без участия человека будет заниматься вальцовкой навесных дверей. А это запечатанное пока новое оборудование, которое будет задействовано в механической обработке заготовок для головки блока двигателей». На калужском автомобильном заводе «ПСМА Рус» готовятся к масштабной модернизации производственных линий. На больших подвесных конвейерах как бы парят в воздухе большие кузова фургонов Peugeot Boxer, Citroën Berlingo, Opel Vivaro. Вот на одной линии сваривают воедино пол, колесные арки, моторный отсек. Далее видно, как при помощи большого манипулятора вклеиваются ветровые стекла, вставляется передняя панель, добавляются элементы внутренней отделки. А вот и пост «свадьбы», где кузов соединяют с двигателем. Но интенсивность этих операций в ближайшее время повысится в разы. На прошлой неделе руководство завода на торжественной церемонии объявило, что на основе предприятия формируется экспортный хаб. Он станет самым крупным в России поставщиком за рубеж автомобильной продукции, по объемам обгонит даже АвтоВАЗ, а машины и моторы отсюда будут отправляться не только в страны ближнего зарубежья, но и в государства Евросоюза, Африки и Латинской Америки.

Вдохнуть новую жизнь

Расположенный под Калугой, в 180 километрах на запад от Москвы, в трех километрах от трассы М3 Москва — Киев близ старинного поселка Росва завод «ПСМА Рус» успел пустить прочные корни в российскую экономику. В 2006 году, уже фактически в другую эпоху мировой автомобильной промышленности, французская группа PSA Peugeot Citroën начала вести переговоры с российскими властями о возможном строительстве своего предприятия. Постепенно вырисовывались черты нового проекта, и весной 2008 года французы объявили, что договорились о сотрудничестве в создании нового завода с японской Mitsubishi Motors — своим близким партером по созданию кроссоверов и внедорожников.

В начале 2009 года было образовано «ПСМА Рус», совместное предприятие PSA Peugeot Citroën (70%) и Mitsubishi Motors Corporation (30%), которые согласились инвестировать 550 млн евро в строительство на территории площадью 145 га автомобильного завода мощностью 160 тыс. автомобилей в год. «ПСМА Рус» заработал в апреле 2010 года, и поначалу здесь выпускали автомобили в режиме крупноузловой сборки (SKD) — за два года на заводе было собрано 71,6 тыс. машин. С июля 2012 года предприятие перешло к мелкоузловой сборке (CKD), но у французских марок стали падать продажи в России, и производство на калужском заводе снизило темпы: за девять лет, с июня 2012 года по июнь 2021-го, здесь было выпущено 96,8 тыс. автомобилей марок Peugeot, Citroën, Opel, Mitsubishi, то есть в среднем чуть больше 10 тыс. автомобилей в год, и это очень низкий показатель (для сравнения: расположенный по соседству завод Volkswagen Rus за этот период добился объема выпуска около 150 тыс. машин в год).

В начале этого года PSA Peugeot Citroën в результате слияния с итальянско-американским автопроизводителем Fiat Chrysler Automobiles образовала транснациональную корпорацию Stellantis (см. «Освещенные звездами и грядущей оптимизацией», «Эксперт» № 6 за 2021 год). Руководство нового альянса решило вдохнуть новую жизнь в предприятие «ПСМА Рус» и придать ему статус не только значимого локального, но и международного производственного игрока.

Fiat Scudo

Ставка на коммерческие перевозки

В своей стратегии в России Stellantis будет в первую очередь делать ставку на выпуск легких коммерческих автомобилей (LCV). В свое время французские марки, увы, не справились с конкуренцией в нише массовых легковых авто, производство в России таких легковых моделей С-класса, как Peugeot 408 и Citroёn C4 седан под Калугой все еще ведется, но их продажи мизерны и исчисляются сотнями. А вот ниша LCV оказалась для французов более удачной: в текущем году их легкие коммерческие авто демонстрируют рекордную в своем сегменте динамику прироста продаж. В частности, Peugeot поднялась на пятую строчку рейтинга самых продаваемых LCV в России: по данным «Автостата» за первые пять месяцев текущего года ее продажи выросли более чем в два с половиной раза, до 2400 единиц (+160%). Неплохо набирает скорость и Citroën — продажи марки в сегменте LCV за этот же период выросли почти вдвое (1300 штук, +96%). К наступлению на нишу коммерческих авто подключается и марка Opel (она стала частью PSA в 2017 году), продажи которой на российском рынке за первые пять месяцев этого года почти достигли 500 единиц.

Opel Vivaro

Безусловно, PSA на внутреннем российском рынке LCV далеко до доминирующего здесь российского ГАЗа, который, по данным «Автостата», сейчас контролирует около 42% продаж. Но все же в сумме доля PSA и Stellantis сейчас на нашем рынке LCV уверенно приближается к 10%, и в ближайшее время в этой нише автоконцерн вполне способен пойти на обгон продаж таких компаний, как Ford (после закрытия продаж легковых автомобилей в РФ эта американская марка тоже решила сконцентрироваться на коммерческих авто), а также отечественных Lada и УАЗ.

Развитие завода «ПСМА Рус» решено было начать с расширения выпускаемого здесь модельного ряда. В дополнение к производимым ранее машинам на платформе К0 (Peugeot Expert, Citroën Jumpy, Opel Vivaro) с ноября по апрель 2020 года на заводе запущено производство большого семейства моделей на платформе В9 — это мини-фургоны Peugeot Partner, Citroёn Berlingo, Opel Combo Cargo, а также компактвэны Peugeot Partner Crossway, Citroёn Berlingo Multispace, Opel Combo Life. Следующим шагом станет выпуск легких коммерческих автомобилей марки Fiat, о чем было объявлено на прошлой неделе. Первая в этом ряду — модель легкого коммерческого авто Scudo, начало ее выпуска ознаменует в том числе возвращение марки Fiat на российский рынок после десяти лет отсутствия из-за разрыва сотрудничества с российской компанией «Соллерс».

Представители Stellantis заявляют, что Fiat Scudo начнет выпускаться под Калугой в следующем году, и эта модель, скорее всего, больше будет ориентирована на экспорт. А уже в этом году за рубеж с российского завода начинаются поставки как Peugeot Expert, Citroën Jumpy, Opel Vivaro. «Мы уже отправили пробные партии этих машин в ряд европейских стран, и, например, в Германии российское качество сборки получило высокие оценки, это настоящий прорыв для нас», — рассказал на пресс-конференции Алексей Володин, управляющий директор Peugeot, Citroën и Opel в России.

Peugeot Partner

Двигатель торговли

В дополнение к готовым автомобилям Stellantis намерен сделать калужский завод крупным поставщиком автомобильных двигателей. Для выпуска на мощностях «ПСМА Рус» был выбран дизельный мотор DV6 рабочим объемом 1,6 л и мощностью 90 л. с. Исторически Peugeot славится своими дизельными силовыми агрегатами (считается, что именно он впервые в 1921 году установил дизельный двигатель на легковой автомобиль), моторы семейства DV6 выпускаются на заводе Société Mécanique Automobile de l'Est (SMAE) близ городка Тремери на востоке Франции с 2003 года. Этот силовой агрегат, зарекомендовавший себя как неприхотливая и надежная «рабочая лошадка», под Калугой собирается с мая текущего года методом крупноузловой сборки. Однако совсем скоро его производство будет локализовываться: до конца года на российском заводе будет введена такая операция, как механическая обработка блока цилиндров. А один из ключевых элементов мотора — литье головки блока из алюминия будет поставляться российской компанией из Нижнего Новгорода. Всего же, по словам представителей завода, двигатель DV6 состоит из 180 компонентов и в настоящее время составляются списки возможных российских поставщиков.

Углубление локализации выпуска двигателей — заметный тренд в российском автопроме. Свои моторы в России уже выпускают концерн Volkswagen под той же Калугой, Mazda на Дальнем Востоке, в ближайшее время заводы моторов обещают ввести в строй корейская HyundaiKia под Санкт-Петербургом, а также китайская Haval под Тулой. Однако на заводе «ПСМА Рус» подчеркивают, что выпускаемый здесь DV6 пока единственный в России дизельный мотор, который за счет своей экономичности особенно подходит для использования в больших пробегах коммерческого транспорта. «Востребованность у потребителей дизельного двигателя объемом 1,6 литра, который собирается производить “ПСМА Рус”, не вызывает сомнений, — говорит Алексей Ермилов, директор по маркетингу и рекламе автодилера “АвтоСпецЦентр”. — Небольшой расход топлива — первое преимущество таких малолитражных моторов, большая приспособленность к эксплуатации в пробках и отсутствие перегрева в связи с этим — плюсы дизеля для автомобилистов. Однако высокая стоимость по сравнению с бензиновыми аналогами может стать помехой для большого спроса на новый продукт PSA. В случае, если автоконцерн поставит демократичную цену на свою продукцию, доля продаж может увеличиться».

Пока дизельные двигатели собираются методом крупноузловой сборки, но скоро часть деталей начнет поступать от российских поставщиков — в частности, алюминиевые заготовки для головки блока будет отливать компания из Нижнего Новгорода

В чем выгода локализации?

Представители Stellantis ставят перед собой амбициозные задачи в развитии производства под Калугой. Если в 2019 году на «ПСМА Рус» было выпущено 4400 автомобилей (без учета выпуска автомобилей Mitsubishi), а в 2020 году — 5900, то по итогам текущего года планируется почти утроить эти показатели — до 17,6 тысячи. Далее, в 2022 году предполагается достигнуть отметки 20 тыс. автомобилей, а к 2023 году выйти на уровень 30 тыс., основная часть которых будет отправляться на экспорт (см. график 1). Примерно на такой же показатель, 30 тыс. двигателей, российское предприятие рассчитывает выйти в течение ближайших двух лет и основную часть этого выпуска тоже отправлять на экспорт.

География зарубежных поставок, по словам представителей Stellantis, предполагается самая обширная. Это будут такие страны ЕС, как Германия, Испания, Франция. Концерн также намерен осуществлять поставки в страны Северной Африки (например, в Марокко), где традиционно сильны позиции французских автомобильных марок, и в страны Южной Америки (например, в Аргентину), где у PSA также традиционно хорошие рыночные позиции. Чтобы реализовать эти планы, «ПСМА Рус» намерен в ближайшее время увеличить число сотрудников почти на треть, расширив штат из двух тысяч работников до трех тысяч.

Столь значимые планы наращивания объемов производства на первый взгляд выглядят нереалистично. Но представители Stellantis утверждают, что достигнуть таких результатов они смогут за счет нескольких факторов. Начать с того, что глобально в настоящее время растет спрос на легкие коммерческие автомобили. «Бурный рост электронной коммерции, который поднялся на фоне пандемии, резко повысил спрос на легкие коммерческие автомобили, которые особенно удобны для доставки товаров в больших мегаполисах», — рассказал «Эксперту» Ксавье Дюшан, старший вице-президент Stellantis, глава региона Евразии.

Второй фактор — это растущая привлекательность российских условий производства. «В России мы видим высокую эффективность производства, — продолжает Ксавье Дюшан. — В частности, здесь есть высококвалифицированная рабочая сила, которая более доступна по цене, чем в других странах. Мы рассматривали развитие производства на наших разных производственных площадках в Испании, Польше, Франции. И российский завод выиграл эту конкуренцию — производство здесь получается выгодным при возможности поддерживать высокое качество».

Перспективной с точки зрения бизнеса представители Stellantis называют и локализацию своего производства в России. Безусловно, прежде всего локализация дает иностранной компании в России значимые льготы: летом прошлого года PSA Group подписала с Минпромторгом специнвестконтракт (СПИК), где взяла обязательство по углублению локализации на «ПСМА Рус» в обмен на льготы по налогам, таможенным платежам, возврат утилизационного сбора и другие преференции. Но наряду с этим в Stellantis указывают, что закупка российских деталей у местных поставщиков может получаться выгоднее по цене, чем зарубежные поставки. Таким образом, по словам Ксавье Дюшана, если ранее степень локализации выпускаемых машин на «ПСМА Рус» составляла 2025%, то сейчас она превышает 40%. Всего в настоящее время завод имеет более 60 местных поставщиков деталей, к которым относятся как российские компании, так и международные, которые развивают в России выпуск комплектующих. Например, канадская компания Magna, которая еще в 2010 году открыла под Калугой свой завод по выпуску пластиковых деталей, обеспечивает «ПСМА Рус» бамперами и другим пластиковым обвесом. Помимо этого, по словам представителей завода, российские поставщики поставляют на конвейер сиденья, выхлопные системы, колесные узлы, тормозные трубки и другие детали.

Что же касается сотрудничества с Mitsubishi Motors, то «ПСМА Рус» намерен его продолжать, выполняя договоренности 12-летней давности о создании СП. И это несмотря на пикантность ситуации, заключающейся в том, что Mitsubishi Motors теперь входит в альянс с Renault Group — главным глобальным конкурентом концерна Stellantis (альянс Renault с Nissan существует с 1999 года, а в 2017-м к нему присоединилась Mitsubishi).

Но даже возможные происки конкурентов и другие трудности, скорее всего, не помешают Stellantis реализовывать производственные планы в России. «С учетом модельного ряда, который планируется выпускать на заводе “ПСМА Рус”, объявленные здесь планы наращивания производства волне реалистичны, с экономической точки зрения я не вижу здесь каких-то завышенных целей, которые останутся только на бумаге, — главное, чтобы не было проблем политического плана, — комментирует Александр Груздев, эксперт автомобильного бизнеса, глава аналитической компании Gruzdev-Analyze. — В ближайшее время в Европе потребуется освободить производственные площади для производства электромобилей. Но полностью и сразу перейти на электромобили во всех странах будет проблематично, если не сказать невозможно. И хотя ЕС собирается полностью перейти на электромобили к 2035 году, Россия, страны ближайшего зарубежья, а также государства с развивающимися экономиками вряд ли введут такой же запрет с той же даты, а значит, потребуется производство двигателей внутреннего сгорания для этих рынков. Ну и очевидная выгода сейчас для переноса производства в Россию — стоимость рабочей силы. Обычный автомеханик в Германии сейчас получает в среднем 3700 долларов в месяц, в Китае — 1700, а в России всего 680 долларов (см. график 2. — “Эксперт”). При такой разнице уже значительно выгоднее делать производство в России, нежели в Китае. Даже несмотря на санкции и прочие политические риски».

Москва — Калуга

Фото: Алексей Грамматчиков; предоставлено пресс-службой Stellantis (3);

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Будем летать на своих Будем летать на своих

Российское авиастроение получит серьезную господдержку

Эксперт
Юлдус Бахтиозина Юлдус Бахтиозина

Русская художница Юлдус Вильдановна Бахтиозина делает локальное глобальным

Собака.ru
Хомяки против кукловодов Хомяки против кукловодов

Инвесторы думали, что устроили революцию, но помогли заработать своим врагам

Эксперт
Родила от бывшего мужа звезды! Судьбы Костенко, Бирюковой и других россиянок Родила от бывшего мужа звезды! Судьбы Костенко, Бирюковой и других россиянок

Звездные красотки создали семьи и родили детей

Cosmopolitan
Гидрофойл для миллионов Гидрофойл для миллионов

Гидрофойл – доска на подводных крыльях для серфинга

Популярная механика
Суперкар на воде: как создавалась скоростная яхта Tecnomar for Lamborghini 63 Суперкар на воде: как создавалась скоростная яхта Tecnomar for Lamborghini 63

Как итальянская верфь и Lamborghini создали суперкар на воде

Forbes
Холодный пуск Холодный пуск

Автопрому требуется кардинальная перезагрузка

Эксперт
Рюкзачки с GPS-трекерами помогли опровергнуть гипотезу о миграции новозеландских ежей Рюкзачки с GPS-трекерами помогли опровергнуть гипотезу о миграции новозеландских ежей

Оказалось, что новозеландские ежи проводят круглый год в альпийской зоне

N+1
Античный герой Античный герой

Кого люди будут вспоминать через столетия?

Популярная механика
Иностранцы и дочь миллионера: возлюбленные победителей шоу «Точь-в-точь» Иностранцы и дочь миллионера: возлюбленные победителей шоу «Точь-в-точь»

У главных звезд проекта Первого канала «Точь-в-точь» удивительная личная жизнь

Cosmopolitan
Как продать все, не имея ничего Как продать все, не имея ничего

Дропшипперы, сервисные партнеры и селлеры. Кто реально продает на маркетплейсах

Эксперт
Купальник с медведем и кроссовки Nike: что запрещали носить спортсменам Купальник с медведем и кроссовки Nike: что запрещали носить спортсменам

Какие запреты, связанные с экипировкой, вошли в историю мирового спорта

РБК
Тепло технологического лидерства Тепло технологического лидерства

Что для России открывает новые возможности экспорта технологий

Эксперт
Туннельный синдром: почему возникает и что будет, если не лечить Туннельный синдром: почему возникает и что будет, если не лечить

Ты когда-нибудь испытывала неприятные ощущения в руке при нажатии на клавиатуру?

Cosmopolitan
«Рост оплаты труда происходит, когда повышается его сложность» «Рост оплаты труда происходит, когда повышается его сложность»

Александр Широв — о производительности труда и о том, как ее считать и повышать

Эксперт
Красота на любителя Красота на любителя

Социальные сети призывают нас принимать себя любыми

Robb Report
Когда ценам жарко Когда ценам жарко

Обвинения России в газовом шантаже Европы несостоятельны

Эксперт
У тебя получится! У тебя получится!

Четыре девушки с инвалидностью рассказали о том, как нашли свой спорт

Домашний Очаг
Компьютерный мозг Компьютерный мозг

Как работают настоящие нейроморфные микросхемы

Популярная механика
Последний писк: модные тенденции, заданные фильмами Последний писк: модные тенденции, заданные фильмами

Самые яркие образы из кино, надолго запомнившиеся зрителям и повлиявшие на моду

Cosmopolitan
После «оттепели». «Способ неопасного диссидентства» После «оттепели». «Способ неопасного диссидентства»

Юлию, оставшуюся фактически сиротой, удочерили старшие Хрущёвы

Дилетант
Какую музыку слушать (и под какую танцевать) до конца лета: советуют Cream Soda и Feduk Какую музыку слушать (и под какую танцевать) до конца лета: советуют Cream Soda и Feduk

Feduk рассказывает о работе с Cream Soda и делится любимыми летними треками

Esquire
На солнечной стороне На солнечной стороне

Дом архитектора Александра Дорохова, руководителя бюро «AD Project»

Seasons of life
Жены и мужья звезд сериала «Год культуры»: Бондарчука, Медынич, Яценко и других Жены и мужья звезд сериала «Год культуры»: Бондарчука, Медынич, Яценко и других

Личная жизнь актеров, сыгравших в сериале «Год культуры»

Cosmopolitan
Не покупает рекламу, не продаёт акции, не повышает цены: как производитель соуса Huy Fong занял 10% рынка США Не покупает рекламу, не продаёт акции, не повышает цены: как производитель соуса Huy Fong занял 10% рынка США

Основатель Huy Fong Дэвид Тран достиг выручки в $150 млн без торговой марки

VC.RU
Зачем в космосе нужны цветы Зачем в космосе нужны цветы

Какие земные растения уже побывали на орбите, и зачем они там понадобились?

Популярная механика
Очарование легенды Очарование легенды

Наполеон сделал многое, чтобы придать своей личности образ сверхчеловека

Дилетант
«Проклятые экономики» «Проклятые экономики»

Отрывок из книги «Проклятые экономики» об экономических катастрофах разных эпох

N+1
13 полезных советов для выстраивания коммуникации с венчурными инвесторами 13 полезных советов для выстраивания коммуникации с венчурными инвесторами

Базовые правила для построения коммуникации с инвесторами

Inc.
Препарат для терапии болезни Паркинсона помог от кошмаров и флешбэков при ПТСР Препарат для терапии болезни Паркинсона помог от кошмаров и флешбэков при ПТСР

Блокатор ацетилхолиновых рецепторов тригексифенидил помог устранить кошмары

N+1
Открыть в приложении