На своем магнитном поле
Компания Philips первой среди транснациональных игроков локализовала в России производство высокопольных магнитно-резонансных томографов. Это позволит компании увеличить продажи по госзакупкам и решить логистические проблемы
На прошлой неделе с конвейера российского разработчика и производителя медоборудования компании «Амико» сошел первый высокопольный магнитно-резонансный томограф (МРТ) — на базе его предприятия «Рентгенпром» в Подмосковье нидерландская компания Philips локализует собственное производство. Для серийного выпуска выбрана универсальная модель Ingenia 1.5T, которая подходит для проведения широкого спектра исследований. Томографы такого типа позволяют получать цифровые МР-изображения наиболее высокого качества при коротком времени процедуры. Новое медоборудование Philips вскоре поступит в клиники и, как поясняют в самой компании, оно ничем не уступает по качеству аппаратам, поставленным из-за рубежа.
В России до настоящего времени аппараты МРТ с высокой напряженностью поля в 1,5 тесла (Тл) серийно не производились. Пару лет назад о создании первого высокопольного отечественного МРТ «Престиж-15» (1,5 Тл) заявила компания «Мип-Нано», планируя выпустить новинку в тираж, но в настоящее время информации об этом нет. Другие российские разработчики и производители медицинского оборудования в нашей стране серийно производят лишь несколько моделей низкопольных МРТ (мощность поля ниже 0,5 Тл), и их можно перечесть по пальцам одной руки — помимо компании «Амико» это предприятия «С. П. Гелпик», «Аз», «МТТ Контролл», предприятие Казанского физико-технического института.
Впрочем, сейчас конкуренция среди игроков на российском рынке аппаратов МРТ усиливается. В локализации собственного производства заинтересована не только Philips, но и другие международные игроки, которые на данном этапе импортируют высокоточное медоборудование в нашу страну, — американский General Electric (GE), немецкий Siemens. И, к примеру, если планируемые инвестиции Philips в производство аппаратов МРТ в России в ближайшие пять лет составят около пяти миллионов долларов, то суммарный объем инвестиций в проект GE Healthcare и АО «Русатом Хэлскеа» (интегратор госкорпорации «Росатом» в области радиационных технологий в медицине и промышленности) превысит 8,5 млн долларов. Обе транснациональные компании — Philips и GE — с 2022 года намерены выпускать по 50 высокопольных аппаратов МРТ в год.
Пять МРТ на миллион
Для международных производителей аппаратов МРТ собственное производство в России становится уже необходимостью. За время ковида потребность медицинского рынка в системах для быстрой и точной диагностики резко выросла. При этом серьезно возросли проблемы с международной логистикой: из-за пандемии участились задержки на таможне при трансграничных поставках.
График 1: В России аппараты МРТ в дефиците
График 2: Цены на аппараты МРТ растут
Локализация также дает производителям преимущество при участии в госзакупках. Если в 2021 году минимальная квота для тендеров по закупке отечественных медизделий, согласно распоряжению правительства, составит 30%, то в 2022–2023 годах она должна вырасти до 50%. При этом МРТ входит в перечень оборудования для переоснащения онкоклиник и медучреждений первичного звена по нацпроекту «Здравоохранение», на дополнительное оснащение государство в прошлом году, по данным портала Vademecum, суммарно потратило 550 млрд рублей.
В настоящее время в России существует большой дефицит магнитно-резонансных томографов: на миллион россиян приходится всего 5,1 аппарата МРТ. Для сравнения: самая высокая оснащенность в мире аппаратами МРТ — в Японии (55,2 на один миллион жителей) и США (40,5 на миллион). В Европе показатели в каждой из стран сильно варьируются, но в целом они примерно в четыре раза выше, чем в России (см. график 1).
Новый проект Philips по локализации производства оборудования — далеко не первый опыт компании на российском рынке в этом направлении. Еще в начале 1990-х Philips наладила в Санкт-Петербурге выпуск лицензионных линейных ускорителей (используются для лучевой терапии в онкологии). С 2017 года Philips стал сотрудничать с компанией «Амико» по договору контрактного производства. В этом партнерстве были выпущены ультразвуковые (УЗ) системы высокого и экспертного класса, затем компьютерные томографы (КТ), теперь же появились аппараты МРТ.
Произвести магнитно-резонансный томограф сложнее, чем КТ, где используется рентгеновское излучение. «В нашем оборудовании МРТ очень высокое магнитное поле. Для справки: одна тесла — это единица измерения силы напряженности магнитного поля, что составляет десять тысяч гаусс. А один гаусс — это магнитное поле Земли, которое двигает стрелку компаса. Теперь представьте, какова сила напряженности в нашем оборудовании. Это создает существенные инженерные сложности, которые необходимо решить при производстве аппаратов МРТ», — рассказывает глава направления систем медицинской визуализации компании Philips в России и СНГ Михаил Гончаров.
В компании «Амико» подтверждают, что производство аппаратов МРТ требует более высокой квалификации персонала, значительного количества компонентов и максимальной точности операций. По словам директора компании «Амико» Николая Блинова, чтобы подготовить российскую площадку, Philips поставила на его завод прецизионное сборочное оборудование и инструменты, а также провела тренинги с работниками. К примеру, новым процессом для отечественных производителей была работа с криогенной системой магнита, которой оснащены высокопольные МРТ.
Курс на бюджеты регионов
МРТ-аппараты — дорогостоящее оборудование. По данным Единой информационной системы в сфере закупок, средняя цена одного аппарата МРТ в России по итогам первого полугодия 2021 года составляет 80–180 млн рублей (в зависимости от диаметра тоннеля и мощности магнитного поля, 60 и 70 сантиметров, 1,5 Тл и 3,0 Тл соответственно). К примеру, если аппараты МРТ в 1,5 Тл с диаметром тоннеля 60 см стоят 80 млн рублей, то аппараты в 70 см продают уже за 170 млн рублей. Соответственно, аппараты МРТ 3,0 Тл аналогичных диаметров оцениваются в 110 и 180 млн рублей (в основном их закупают для онкодиагностики — чем выше напряженность поля, тем качественнее изображение, оно более точное). Впрочем, в последнее время производители стали снижать стоимость аппаратов на российском рынке (прежде всего для частного бизнеса). «Сегодня мы обсуждаем покупку МРТ-аппарата за 600 тысяч долларов (порядка 45 миллионов рублей)», — говорит владелец сети частных МРТ-центров. Какова себестоимость МРТ-аппаратов, узнать не удалось, однако, по словам наших собеседников, чистая прибыль крупных медицинских компаний — производителей оборудования может составлять пять-шесть процентов в год.
Основные покупатели высокоточных аппаратов МРТ — государственные медицинские учреждения. Причем закупки государства в рамках квот динамично растут: за первое полугодие 2021-го в бюджетные медучреждения России было закуплено порядка ста аппаратов МРТ, тогда как за весь минувший год приобретено 138 аппаратов МРТ.
Однако, по имеющимся оценкам, число частных и государственных учреждений томографической диагностики (всего около двух с половиной тысяч) примерно сопоставима — многие частные клиники из-за дороговизны приобретают бывшие в употреблении аппараты МРТ, как правило из европейских стран. Поэтому точно определить численность имеющегося парка оборудования очень сложно.
Philips при реализации локализованного оборудования намерена ориентироваться на бюджетные клиники, причем более 90% выпущенного оборудования будет отправляться в регионы — столичный рынок близок к насыщению, и здесь, несмотря на платежеспособный спрос, будет сложно окупить затраты на оборудование.
Срок окупаемости аппаратов МРТ для их покупателей составляет в среднем три-пять лет — это зависит преимущественно от бизнес-модели клиники, тарифа ОМС. Срок эксплуатации аппарата МРТ до необходимости его замены составляет не менее десяти лет при условии ежегодного технического обслуживания и регулярного апгрейда.
Чем сложнее, тем выгоднее
В компании «Амико» считают, что новые аппараты на рынке смогут конкурировать за счет их универсальности — когда оборудование подходит для широкого спектра исследований, качества — соответствия как российским требованиям, так и международным стандартам, а также возможности кастомизации, чтобы машинный интерфейс можно было адаптировать под нужды конкретной больницы-заказчика. Что, впрочем, скорее всего гарантируют своим покупателям и другие производители.
«Для медицинских клиник аппараты МРТ в 1,5 тесла наиболее экономически оправданны. Высокопольные машины позволяют решить львиную долю диагностических вопросов за разумное время и деньги, получив при этом хорошее качество изображения. Качество низкопольных аппаратов не подходит для принятия серьезных лечебных тактических решений. Тогда как сверхвысокопольные машины (3 тесла) предназначены для более сложных исследований, и это, скорее, удел высокоспециализированных федеральных центров», — комментирует руководитель отделения лучевой диагностики сети медицинских центров «Медскан» Кирилл Петров.
В среднем стоимость стандартного исследования МРТ для конечных потребителей сегодня составляет порядка пяти тысяч рублей. Цены разнятся в зависимости от региона и клиник. При этом пациенты, не зная всех тонкостей, могут лишь обращать внимание на скорость проведения исследования: на аппаратах с низкой напряженностью магнитного поля они будут проводиться от сорока минут до часа, на высокопольном аппарате МРТ — 7–15 минут. У низкопольных аппаратов более открытая конструкция, так как они построены на магните другого типа. Их предлагают пациентам с большим весом или используют в ветеринарии, при сканировании животных. Некоторые частные клиники очень активно позиционируют эту открытость среди страдающих клаустрофобией пациентов, поэтому нередко цены на исследования на низкопольных аппаратах МРТ лишь на 10–15% ниже, чем на более высокотехнологичном оборудовании.
Высокопольные аппараты интересны клиникам и по экономическим причинам, так как наибольшую выгоду диагностическим центрам приносят сложные исследования. Как правило, «ходовые» МРТ-исследования — поясницы, головы, шеи и сосудов, которые у всех болят и зажаты, — достаточно дешевы на рынке. И их предлагают все и везде. А вот исследования сложные, которые требуют чаще всего контрастного усиления (исследование брюшной полости, малого таза, мягких тканей — допустим, при онкологических заболеваниях) сложнее в исполнении и интерпретации. Они требуют на 20–30% больше времени на сбор данных, но и средний чек за такие исследования может быть в два-три раза выше. Однако для таких исследований требуется не только высокоточное оборудование, но и экспертиза самих сотрудников клиники.
К тому же для успешной окупаемости оборудования очень важна организация системы потока пациентов — оборудование должно постоянно работать. «Наибольшая потеря времени не в МРТ, а вокруг него. У вас должно быть минимизировано время простоя между пациентами. Аппарат не должен простаивать. Банальный просчет в количестве доступных раздевалок может сильно ухудшить пропускную способность отделения — как бы эффективно там ни работали лаборанты и какой бы МРТ-аппарат вы ни купили», — отмечает Кирилл Петров.
За те же деньги
На данном этапе Россия выступает только площадкой для локализации производств крупнейших западных игроков. Но не исключено, что уже в краткосрочной перспективе усилится не только конкуренция среди транснациональных компаний — весь отечественный рынок аппаратов МРТ ждет качественный рывок. Нечто подобное уже произошло с рынком аппаратов КТ. Еще недавно на нем тоже присутствовали в основном иностранные производители, но сейчас большая часть рентгеновского оборудования не импортируется, а выпускается внутри страны. Впрочем, рынок КТ тоже еще не насыщен, поэтому в планах той же Philips — развивать компетенции и на этом поприще.
Производственная площадка Philips в России, мощности которой можно расширить до ста аппаратов МРТ, интересна компании и для дальнейшего выхода на экспорт, например в страны Таможенного союза, — потребность в аппаратах МРТ там также велика. Что касается выпуска сверхвысокопольных аппаратов МРТ (напряженность поля более 3 Тл), которые требуются для глубоких анализов и научных целей, то пока в компании не планируют их локализацию и будут по-прежнему завозить в нашу страну.
Текущее углубление локализации компаний осложняется дефицитом компонентов для производства (так как с их поставками тоже проблемы) и слабой конкурентоспособностью отечественных производств компонентов, которые проигрывают конкурентам из Китая — из-за больших производственных объемов себестоимость китайских компонентов оказывается ниже.
На сегодняшний день локализация производств МРТ ведущими компаниями не изменит сложившуюся ценовую конъюнктуру: стоимость оборудования, произведенного у одного и того же игрока в России и за рубежом, не будет сильно различаться. Экономия для покупателей может достигаться за счет сокращения расходов на поставку аппаратов, но по сравнению с общей стоимостью эти затраты невелики.
В настоящее время, как рассказывают участники рынка МРТ-исследований, проблема не в дороговизне аппаратов, а в дефиците квалифицированного медперсонала. Конечно, компании-производители предлагают воспользоваться услугами по типу телемедицины — к новейшим аппаратам МРТ уже не требуются операторы: вся информация о сканировании передается в любую точку земного шара и снимки анализируются удаленно. Однако для медицинских учреждений это дополнительная опция при покупке аппарата, которая может значительно увеличить его стоимость. И вопрос утечки персональных данных пациентов тоже в этом случае остается открытым.
Как и вопрос локализации интеллектуальной собственности. В новом производстве компании «Амико» все программы будет обеспечивать сама Philips. Очевидно, что локализация производств без создания интеллектуальной собственности — это путь в никуда для развития отрасли. Впрочем, в Philips говорят, что российский научный потенциал и производственная база дают возможность не только выпускать продукцию, но и проводить новые разработки. Например, в Сколково вот уже четыре года работает научно-исследовательская лаборатория Philips, результаты которой транслируются как в нашей стране, так и за рубежом (впрочем, конкретные примеры не были приведены).
В качестве позитивного примера в компании Philips приводят партнерство с шведской компанией Elekta. Вместе они создали на глобальном рынке уникальный аппарат, совмещающий в себе МРТ 1,5 Тл и линейный ускоритель, — это позволяет на одном аппарате не только диагностировать заболевания, но и проводить лечение. В дальнейшем схожие инновационные проекты, уверены в Philips, можно создать и на российском рынке.
Фотографии предоставлены компаниями
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl