Продажи автомобилей в России опять начали сокращаться

ЭкспертАвто

Чип тормозит конвейеры и разгоняет цены

Продажи автомобилей в России опять начали сокращаться. Но уже не из-за падения спроса, а из-за растущего дефицита автомобилей: автопроизводители вынуждены останавливать конвейеры из-за нехватки чипов и других запчастей

Продажи легковых автомобилей в РФ по итогам августа упали на 17% по сравнению с августом прошлого года, до 114,1 тыс. машин, подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Месяцем ранее рынок сократился на 6,5%, до 132,64 тыс. машин (см. график). Однако если на статистику июля влияла высокая база второго летнего месяца 2020 года (тогда был снят локдаун, и продажи резко пошли вверх), то сейчас ситуация иная: август прошлого года не был ознаменован аномальным скачком, продажи тогда находились в рамках среднегодовых показателей. Основная причина нынешнего падения продаж непривычна для участников рынка и связана с производственными перебоями ведущих автопроизводителей, в том числе в России.

Нехватка электроники останавливает производства по всему миру

Возникший во второй половине прошлого года дефицит микроэлектроники негативно отразился на развитии автомобильной промышленности. Согласно исследованию Boston Consulting Group (BCG), если в первом квартале текущего года производственные потери мировых автопроизводителей составили примерно 1,4 млн автомобилей, то за период апрель—июнь было уже недовыпущено почти вдвое больше — 2,6 млн единиц. Аналитики прогнозируют, что до конца текущего года на производственных площадках будет «заморожено» еще до 5 млн штук, таким образом, в 2021 году из-за нехватки микрочипов склады автодилеров недосчитаются до 9 млн автомобилей, или порядка 13% их мирового производства.

В BCG говорят, что мировая нехватка чипов осложняется конкуренцией со стороны производителей других товаров (компьютеров, бытовой электроники), а восстановить их производство мешают новые вспышки коронавируса в разных странах. По подсчетам BCG, из-за нехватки чипов наиболее существенные потери в первую половину 2021-го понесли Ford (падение производства более чем на 700 тыс. штук), Stellantis (марки Chrysler, Citroën, Dodge, Fiat, Jeep и др. — падение почти на 600 тыс.), RenaultNissanMitsubishi (падение более чем на 415 тыс. штук).

Увы, этот кризис докатился и до российского автопрома: крупнейший российский автопроизводитель АвтоВАЗ в конце августа — начале сентября на три недели полностью останавливал производственные линии, из-за чего серьезно пострадал выпуск таких моделей, как Lada Granta, Niva, ХRay, а также Renault Logan, Sandero, Largus. Вынуждены работать с перебоями и некоторые другие российские автопроизводители. Например, в сентябре о задержках отгрузки автомобилей объявили представители столичного завода «Автофрамос», где выпускаются такие модели, как Renault Kaptur, Duster, Arkana.

Производственные перебои уже отражаются на статистике продаж: по итогам августа реализация машин АвтоВАЗа упала на 32% (до 19,4 тыс.), Renault — на 11% (до 9600). Помимо этих брендов в первой десятке самых продаваемых марок в августе серьезное падение пережил Volkswagen (минус 41%, 6700), Škoda (−39%, 5400), Nissan (−28%, 2700), Hyundai (−19%, 14,1 тыс.). Впрочем, с учетом низкой базы продаж новых автомобилей из-за локдауна весной прошлого года по итогам восьми месяцев продажи машин находятся в существенном плюсе: тот же АвтоВАЗ с начала года показывает прирост на 31% (251,6 тыс.), Hyundai — на 24% (118,5 тыс.), Renault — на 23% (90,9 тыс.), Škoda — на 19% (66,2 тыс.). А в целом российский авторынок по итогам восьми месяцев 2021 года вырос на 21,3%, до 1,067 млн единиц, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Электронные функции на потом

Сбои в производстве привели к тому, что возникший в конце прошлого года на российском рынке дефицит автомобилей еще больше усугубляется. По словам автодилеров, ходовых моделей в России сейчас приходится ждать по два-три месяца. «Дольше всего в сентябре текущего года придется ждать премиальных автомобилей и моделей топовых комплектаций, так как они требуют большего количества электронных компонентов, — констатирует Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto. — Однако трудности возникают и у автомобилистов, выбирающих наиболее востребованные авто, производство которых локализовано в России. Например, заказанную в начале августа Lada Granta в средней комплектации за 725 тысяч рублей покупатели не получили до сих пор, зато получили уведомление, что за время ожидания цена на нее возросла до 800 тысяч. В нашей компании мы по-прежнему ощущаем дефицит практически по всем маркам. Единственное исключение в портфеле составляет китайский бренд Сhery, который предоставляет хоть какую-то доступность автомобилей и активно завоевывает рынок, забирая долю, например, у корейских брендов».

«Дефицит комплектаций и опций присутствует по всем нашим брендам, — соглашается Андрей Терлюкевич, генеральный директор группы компаний “АвтоСпецЦентр”. — В массовом сегменте на многие импортные модели, особенно в хороших комплектациях, очередь уже перешла на 2022 год. Автомобили локальной сборки найти проще, но чем дороже комплектация, тем больше вероятность дефицита».

В свою очередь, производители в сложившейся ситуации пытаются гибко корректировать свои производственные планы. Например, представители марки Hyundai рассказывают, что из-за дефицита чипов на своем заводе под Санкт-Петербургом они могут временно сократить выпуск автомобилей определенных комплектаций — скажем, поставить вперед выпуск автомобиля без электрического привода багажника или другой опции. «Пока проблема нехватки чипов не коснулась нашего завода, но мы готовы к тому, чтобы гибко реагировать на возможное неблагоприятное развитие этой ситуации», — говорит Татьяна Моисейченко, пресс-секретарь завода Nissan в России.

На ряде интернет-форумов появились сообщения, что некоторые дилеры даже предлагают забирать из салона недоукомплектованные машины, а недостающие детали поставить на них потом. Однако автопроизводители и дилеры опровергают эту информацию, признавая, впрочем, что машин с более значимым набором электроники стало меньше. «Недоукомплектованные автомобили мы не продаем, — говорит Андрей Каменский, директор по маркетингу автомобильной группы “Авилон”. — В связи с дефицитом микрочипов, чтобы сократить сроки поставок, производители ввели ограничения на некоторые опции. Например, в зависимости от бренда и модели покупателям временно недоступны панорамные крыши, камеры кругового обзора, дисплеи. Автодилер информирует клиента о существующих сложностях с комплектующими и ограничениями на конкретные опции еще на этапе подбора оснащения машины. Клиенту также сообщают о возможных рисках касательно изменений в комплектации и сроках поставок, так как сегодня они не регламентированы производителями».

Аналитики прогнозируют, что на спад проблема производственных сбоев может пойти не раньше середины следующего года. «Мы ожидаем выхода предложения микрочипов на уровень, когда оно сможет удовлетворить спрос отрасли, не ранее второго полугодия 2022 года, — говорит Владислав Бутенко, председатель BCG в России и СНГ, руководитель направления автомобилестроения. — Мы также видим, что производители других компонентов начинают задумываться о корректировке объема производства ввиду вынужденного падения спроса со стороны автоиндустрии. Если это произойдет без плотного взаимодействия между сторонами, появится возможность возникновения системного и довольно долгосрочного сбоя в цепочках поставок».

«Сами производители новых авто не ожидают восстановления поставок полупроводников до середины 2022 года, что будет увеличивать срок ожидания и стоимость новых автомобилей и дальше, — соглашается Денис Мигаль. — В августе уже 25 автобрендов обновили прайсы, увеличив цены на свои модели в среднем на один-четыре процента, к концу года к этому может добавиться еще десять процентов. Таким образом, исходя из сегодняшних прогнозов производства автомобилей на четвертый квартал, можно утверждать, что большинству производителей не удастся справиться с нехваткой комплектующих и дефицит до конца года сохранится. При этом производители, у кого будет больший доступ к комплектующим, будут более успешны и смогут увеличить свою рыночную долю».

Фото: предоставлено компанией Nissan

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Инвесторов зажало между НАТО и инфляцией Инвесторов зажало между НАТО и инфляцией

Рынки акций ждут тяжелые времена

Эксперт
«Три толстяка» в пятнадцати пунктах «Три толстяка» в пятнадцати пунктах

Краткая история первой советской сказки «Три толстяка»

Weekend
Когда наши поезда поедут быстро Когда наши поезда поедут быстро

Александр Либеров: как создать в России высокоскоростные железные дороги

Эксперт
8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой 8 самых интересных фильмов и сериалов с Любовью Аксеновой

Самые запоминающиеся роли Любови Аксеновой

Maxim
Ненастоящий царь Ненастоящий царь

В отечественной традиции свергнутый правитель воспринимается как слабый

Дилетант
«Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане «Конклав»: политический триллер о выборах Папы Римского и интригах в Ватикане

Чем впечатляет и разочаровывает «Конклав» Эдварда Бергера?

Forbes
​​​​​​​«Азербайджанцы ехали как в мирное время: ни завалов, ни разрушений, ни минных заграждений» ​​​​​​​«Азербайджанцы ехали как в мирное время: ни завалов, ни разрушений, ни минных заграждений»

Виктор Мураховский — о том, почему Армения проиграла войну за Карабах

Эксперт
Новая эклектика Новая эклектика

Уникальные пространства разноуровневой квартиры в Санкт-Петербурге

SALON-Interior
Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней Как перестать заслуживать и выпрашивать любовь и избавиться от постоянного чувства голода по ней

Как удовлетворить свою потребность в любви?

VOICE
Флаг Чехова Флаг Чехова

«Мелихово» — один из главных музеев, посвященных Антону Чехову

Отдых в России
«Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной» «Скелеты в шкафу: Как наша тайная жизнь управляет явной»

В какой момент младенцы начинают хранить тайны лучше шимпанзе

N+1
Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять! Этот всеми любимый напиток повышает риск развития деменции в 3 раза: лучше не злоупотреблять!

У людей, употребляющих этот напиток ежедневно, наблюдается снижение памяти

ТехИнсайдер
Тимур и его столица Тимур и его столица

Как Тимур стал эффективным сити-менеджером

Вокруг света
Экономика падения Берлинской стены Экономика падения Берлинской стены

Поспешная интеграция Восточной Германии в Западную обошлась очень дорого

Монокль
ДвуАлександрие ДвуАлександрие

«ДвуАлександрие»: реформы, контрреформы, масоны, декабристы и большевики

Знание – сила
Умирающая хромосома Умирающая хромосома

Y-хромосома — cамая маленькая в человеческом геноме, она продолжает уменьшаться

ТехИнсайдер
Сергей Снежкин: «Режиссерский голос над всем пространством съемочной площадки должен звучать как гром небесный» Сергей Снежкин: «Режиссерский голос над всем пространством съемочной площадки должен звучать как гром небесный»

Я взошел на трибуну и водрузил диктофон прямо у микрофона. Повисла пауза

Коллекция. Караван историй
«Фотокасса» сэкономит еду «Фотокасса» сэкономит еду

В России активно внедряются первые в мире умные весы на основе нейросети

Монокль
Река невидимой мощи – контактная сеть Река невидимой мощи – контактная сеть

На железной дороге не обойтись без систем СЦБ и рельсовых цепей

Наука и техника
Кочевые племена Кочевые племена

Хотите ли вы узнать, что ощущали русские землепроходцы?

Отдых в России
От Винни-Пуха до биткоина От Винни-Пуха до биткоина

9 вещей, которые запрещены в Китае

Лиза
Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях Одиночество вдвоем или семейное выгорание: как распознать и преодолеть кризис в отношениях

Живете с партнером под одной крышей, но чувствуете себя одиноко?

VOICE
Гриша и школа Гриша и школа

Как помочь детям с опытом сиротства адаптироваться к школе? История Гриши

Новый очаг
Почему мы ездим на электро, а не на био: кто придумал моду на электромобили Почему мы ездим на электро, а не на био: кто придумал моду на электромобили

Почему Nissan в нулевые как проклятый пахал именно над электромобилем Leaf?

ТехИнсайдер
Философия зрения: вчера, сегодня, завтра Философия зрения: вчера, сегодня, завтра

Философия зрения начинается там, где мы перестаем доверять видимому

Знание – сила
Семейные ценности Семейные ценности

Уютный загородный дом для большой семьи из трех поколений

SALON-Interior
Зеленый свет Зеленый свет

Сегодня многие верфи разобрались в том, что же такое sustainability

Y Magazine
Прорыв в будущее ядерной энергетики Прорыв в будущее ядерной энергетики

Задача создания устойчивой ядерной энергосистемы может быть решена в десятилетия

СНОБ
Внутри рубина лазерный луч может отбрасывать тень при облучении другим лазером Внутри рубина лазерный луч может отбрасывать тень при облучении другим лазером

Световые мечи из «Звездных войнов» — не просто фантастика

ТехИнсайдер
Менкипинг: как жены становятся «бесплатными психологами» для мужей и почему так происходит Менкипинг: как жены становятся «бесплатными психологами» для мужей и почему так происходит

Почему мужчины обращаются к своим женам, а не к психологам?

Psychologies
Открыть в приложении