Западным брендам сказали «гочао»
Как меняется культура потребления в Китае
Бурный экономический рост и урбанизация в Китае привели к возникновению в обществе тенденций, которые россиянам хорошо знакомы. Популярностью среди китайцев стали пользоваться западная еда, бренды, кино и так далее. Но это оказалось временным явлением. В последние десять лет процесс вестернизации развернулся на 180 градусов.
Пришедшие с Запада
Почти за 50 лет после 1978 года, когда в Китае были запущены экономические реформы, экономика и общество КНР сильно трансформировались.
У населения выросли доходы, сформировалась широкая прослойка среднего класса. О китайцах заговорили как об обществе потребления и втором в мире рынке с потенциалом роста. Жители Китая стали ездить в страны Европы и США, потреблять продукты западной культуры. Все это не прошло бесследно для модели потребления китайцев. Возник запрос на западные товары, бренды и в целом стиль жизни. Начался сдвиг от коллективистских ценностей в сторону более индивидуалистических и большего желания людей к самовыражению.
Наиболее заметными стали изменения предпочтений китайцев в еде: произошла серьезная вестернизация рациона. Мясо, пищевые масла, молочные продукты, снеки, кондитерские изделия, вино, полуфабрикаты и так далее стали вытеснять традиционные для китайцев зерновые и овощи. Кофе стал считаться модным напитком.
Китайские потребители, особенно из расширяющегося среднего и высшего классов, воспринимали иностранные товары как символы качества, престижа и современности. Глубоко укоренившаяся в Китае социальная иерархия способствовала тому, что потребление западных брендов воспринималось как способ обозначения своего высокого социального статуса. Владение западной продукцией, особенно в таких категориях, как мода, электроника, автомобили и ювелирные украшения, выступало маркером социального статуса. Присущая китайской культуре концепция «лица» (по-китайски — 面子, «мяньцзы»), которая относится к социальному восприятию престижа или репутации человека, играет значительную роль в решениях потребителей. Китайцы нередко покупали западные предметы роскоши, чтобы сохранить или улучшить