Сказочная повесть — фантастика с просветительской задачей

Наука и жизньКультура

Наука в фантастике: эпизоды истории

Антон Первушин

Лев Александрович Тихомиров (1852—1923), русский общественный деятель, публицист, в молодости — член партии «Народная воля». Фотопортрет мастерской «Шенфельд и Ко». 1870-е годы. Из коллекции Государственного музея политической истории России, Санкт-Петербург. Источник: goskatalog.ru

В фантастике есть особое жанровое направление — сказочный рассказ или повесть. Принципиальное отличие этих произведений от классической сказки в том, что они содержат значительный элемент популяризации, будь то изложение научных представлений о явлениях природы, описание более прогрессивного общества или освещение старой мифологии в современном антураже. Направление возникло не на пустом месте. Оно сформировалось в ходе литературно-идеологической борьбы за умы подростков, которые родились в эпоху всеобщего образования.

Сказка с былью

В 1965 году альманах «Мир приключений» опубликовал на своих страницах небольшую повесть «Девочка, с которой ничего не случится. Рассказы о жизни маленькой девочки в XXI веке, записанные её отцом». Её сочинил востоковед Игорь Всеволодович Можейко, пробовавший свои силы в фантастике под псевдонимом Кир Булычёв. Повесть состояла из нескольких новелл, объединённых приключениями, в которые вольно или невольно попадает девочка Алиса — юная гражданка будущего коммунистического общества. Она дружит с марсианином Бусом, сириусянином Шушей и выращенным в инкубаторе динозавром Бронтей; она случайно открывает древнюю цивилизацию, спасает японского профессора от последствий неудачного эксперимента с телепортацией, вступает в контакт с цивилизацией микроскопических существ и отправляется в прошлое, где встречает писателя-фантаста Аркадия.

Пройдёт совсем немного времени, и Алиса станет одним из самых популярных персонажей советской фантастики: Булычёв напишет десятки рассказов и повестей о ней, по сюжетам этих историй будет снят телевизионный сериал «Гостья из будущего» (1985) и мультипликационный фильм «Тайна третьей планеты» (1981), которые пользуются популярностью у юного зрителя даже сегодня.

Если оценивать «Девочку...» формально, то её следует отнести к научной фантастике, ведь в ней присутствует весь набор атрибутов, типичных для жанра: инопланетяне, оживлённые динозавры, эксперименты с телепортацией и путешествия во времени. И всё же повесть Булычёва — не фантастика, а сказка, что понимаешь с первой страницы. Её можно читать самым маленьким детям, которые пока ещё даже не знают, где находятся Марс и Сириус, но прекрасно поймут, о чём идёт речь. Можно сказать, что «Девочка...» — квинтэссенция раздела внутри современной сказки, соединившего передовые научные представления, бытовые зарисовки и волшебное повествование.

Разницу между сказкой и художественным повествованием с элементами мифов, волшебства или мистики любой взрослый человек понимает интуитивно — вне зависимости от того, знаком он с национальной культурой, её породившей, или нет. Персонажи сказки и сам мир, в котором они «живут», намеренно упрощены — можно сказать, сконструированы, чтобы герой прошёл определённые испытания и получил вознаграждение: добрый герой — принцессу или полцарства, злой — погибель или вечные страдания. В сказке не бывает ничего лишнего, а сюжет развивается по чёткой схеме. Здесь нет места случайностям, кроме «счастливого случая», который для хорошего героя придуман изначально. У персонажей сказки отсутствует свобода воли, даже если формально им предлагается выбор. Они почти лишены психологии, рефлексии и характеров. Мир сказок описывается абстрактно, с применением шаблонных эпитетов: «лес тёмный», «земля сырая», «терем высокий» и тому подобное.

Взрослому читателю сказки обычно не слишком интересны. Детям же, которые пока не разбираются в нюансах сложных человеческих взаимоотношений и мало что знают о реальном мире, они нужны для формирования морально-нравственных ориентиров, помогая уяснить, «что такое хорошо и что такое плохо», ознакомиться с принятыми в обществе запретами и поощрениями, пройти начальную социализацию. Недаром Александр Сергеевич Пушкин писал: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».

Тем не менее в дореволюционной России — в силу малой образованности большинства людей и действия цензуры — сказка часто становилась одним из способов пропаганды прогрессивных идей. Николая Ивановича Кибальчича, который принял участие в покушении на императора Александра II, впервые арестовали в октябре 1875 года как раз за распространение «Сказки о четырёх братьях и об их приключениях» (1868) общественного деятеля и публициста Льва Александровича Тихомирова. Её сюжет достаточно прост. Жили-были в дремучем лесу четыре брата. Вышли они в мир, чтобы поискать место, где можно «как сыр в масле кататься». Отправились по сторонам света, но попали в разные передряги, — их поймали и сослали в Сибирь. Братьям удалось вырваться из неволи, после чего они стали агитаторами революции: «С той поры они ходят по русской земле, они будят везде мужиков-крестьян, их зовут они на кровавый пир».

Правительственные чиновники справедливо рассматривали «Сказку...» как сочинение, направленное «к возбуждению бунта или явного неповиновения власти верховной», а те, кто её распространял, считались государственными преступниками. Однако арест Кибальчича «за сказку» привёл к тому, что он стал сторонником тактики индивидуального террора и занялся изготовлением взрывчатки для радикальной группы «Свобода или смерть».

Безусловно, текст, написанный Тихомировым и стилизованный под народное предание, нельзя отнести к традиционной сказке: в повествование введены вполне реальные, а не вымышленные злодеи: царь, министры, помещики, фабриканты, офицеры, солдаты, монахи, — и проливается кровь простых людей.

Таким образом, можно сказать, что в новых сказках уже в те годы появилось пропагандистское содержание: детскую литературу (или литературу, которая имитирует принадлежность к детской) стали использовать как средство идеологической борьбы.

Сказочные разногласия

Большевики прекрасно помнили опыт распространения политизированных сказок и собирались использовать его после захвата власти. 17 февраля 1918 года газета «Правда» опубликовала статью Л. Кормчего «Забытое оружие. О детской книге». Под этим псевдонимом печатался литератор Леонард Юлианович Пирагис — участник революционного движения с 1905 года, который время от времени и сам писал сказки с пропагандистским содержанием. В программной статье Кормчий утверждал, что детская литература — один из важнейших инструментов воспитания, она влияет на формирование характера, морали и убеждений читателя. Детскую литературу следует монополизировать, а государство должно взять на себя ответственность за её обновление. Главная цель — воспитание «свободного от предрассудков и суеверий» поколения людей, которые станут «прочным фундаментом для будущего созидания здания свободы и красоты жизни».

Обложка «Книги былин» издательства А. Д. Ступина. Художник — Александр Прохоров. 1893 год. Источник: nebdeti.ru

Кормчий даже возглавил издававшийся до революции и восстановленный в 1919 году журнал «Красные зори», чтобы «воспитывать в детях начала социализма и пролетарской культуры, а также дать здоровый материал для чтения взамен старой детской книги, вливавшей в детскую душу яд рабства и лжи». Однако позднее литератор разошёлся с советской властью, в 1920 году уехал в Латвию и там стал ярым антисоветским публицистом.

Обложка книги Анны Хвольсон «Новый Мурзилка. Удивительные приключения и странствия маленьких лесных человечков». Художник — Палмер Кокс. 1913 год. Источник: charmingrussia.ru

Всерьёз детской литературой в СССР занялся другой и намного более известный писатель — Максим Горький (Алексей Максимович Пешков). Своё представление о ней он изложил в статье «О новом и старом» (1927): «Любить детей — это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их — это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни. Сказать ребёнку на вопрос его: „Подожди, вырастешь — узнаешь” — значит гасить его стремление к знанию. Толково ответить на вопрос ребёнка — большое искусство, и оно требует осторожности... О прошлом, которое теперь уходит, чтобы не возвратиться, книги расскажут детям лучше, умнее, чем отцы и матери. Книга не только расскажет, как плохо жили, но и объяснит, почему это было так, а не иначе. Родители далеко не всё умеют объяснить. Особенно теперь, когда жизнь на переломе и ещё много есть людей, которые, неясно представляя будущее, побаиваются завтрашнего дня и всё ещё хватаются за старенькое, за всё то, что десять лет тому назад угнетало и мучило их».

Максим Горький (1868—1936), писатель, классик русской литературы, поэт, прозаик, драматург, журналист, общественный деятель и публицист. Фотопортрет неустановленного авторства. 1927 год. Из брошюры: М. Горький в портретах и фотографиях (к 35-летию литературной деятельности). — М.: Огонёк, 1927.

Горький всячески поддерживал авторов, желающих писать для детей. В 1918 году он издал альманах «Ёлка», для которого среди прочего сам подготовил две сказки: «Самовар» и «Про Иванушку-дурачка», — а через год возглавил журнал «Северное сияние». В обращении «Слово к взрослым» Горький писал: «В предлагаемом журнале мы по мере сил наших будем стремиться воспитывать в детях дух активности, интерес и уважение к силе разума, к поискам науки, к великой задаче искусства — сделать человека сильным и красивым».

Иллюстрация Юрия Анненкова к сказке Максима Горького «Самовар» из сборника «Ёлка. Книжка для маленьких детей». 1918 год.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Ландышевое дерево Ландышевое дерево

Ландышевое дерева, или халезия, — украшение майского сада

Наука и жизнь
5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали 5 фактов из истории пива, которые вы скорее всего не знали

Что пили российские императоры и кто придумал пиво со вкусом борща?

Maxim
Уроки географии Уроки географии

РГО: от императорского указа до современных экспедиций

Отдых в России
Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол

Саша Золотовицкий — о том, в чем разница между абсурдом и безумием в театре

Ведомости
Новая загадка старого шедевра Новая загадка старого шедевра

Даже через полтора века открываются всё новые тайны картины «Неравный брак»

Дилетант
Диета одного дня Диета одного дня

Сутки в неделю без животных продуктов – в чем польза

Лиза
Австралиец нашел прижизненные фотографии вымершего почти сто лет назад бандикута Австралиец нашел прижизненные фотографии вымершего почти сто лет назад бандикута

Куратор музея обнаружил в архивах черно-белые фотографии бандикута

N+1
Биологи прочитали геном вымерших японских морских львов Биологи прочитали геном вымерших японских морских львов

Генетики проанализировали ДНК вымерших японских морских львов

N+1
«Не слияние, а бордель»: как создатели «Южного парка» стали миллиардерами «Не слияние, а бордель»: как создатели «Южного парка» стали миллиардерами

Как мультсериал для взрослых о четырех мальчиках стал прибыльным феноменом?

Forbes
Как не выбесить коллег  в рабочем чате: новый цифровой этикет Как не выбесить коллег  в рабочем чате: новый цифровой этикет

Как решить рабочий вопрос в мессенджере, не раздражая коллег?

Inc.
Меньше не значит хуже: как и зачем развивать бизнес в малых городах. Опыт компьютерного клуба Меньше не значит хуже: как и зачем развивать бизнес в малых городах. Опыт компьютерного клуба

Малые города: зачем бизнесу заходить на такие территории и как с этим работать?

Inc.
«Кто придумал землю? Путеводитель по геофилософии от Делёза и Деррида до Агамбена и Латура» «Кто придумал землю? Путеводитель по геофилософии от Делёза и Деррида до Агамбена и Латура»

Правильно ли противопоставлять природу и культуру

N+1
Тихоходное транспортное средство: что такое и каким знаком обозначается Тихоходное транспортное средство: что такое и каким знаком обозначается

Что именно считается тихоходом и какие правила обгона действуют?

РБК
IFA против ЗИЛ: в чем сила грузовиков-конкурентов из СССР и ГДР IFA против ЗИЛ: в чем сила грузовиков-конкурентов из СССР и ГДР

Какой грузовой автомобиль был главным в советские годы: ЗИЛ-130 или IFA W 50?

ТехИнсайдер
Мы станем родителями Мы станем родителями

Как оригинально сообщить мужу о беременности

Лиза
Марсоход Perseverance побил рекорд на Марсе — такого еще не делал ни один робот Марсоход Perseverance побил рекорд на Марсе — такого еще не делал ни один робот

Марсоход NASA Perseverance вышел на «открытую дорогу» Марса

Inc.
Палеогенетики уточили популяционную историю Таримской впадины Палеогенетики уточили популяционную историю Таримской впадины

Как ученые анализировали геномы древних людей из Таримской впадины

N+1
Исследование: мозг пользователей TikTok работает иначе в рискованных ситуациях Исследование: мозг пользователей TikTok работает иначе в рискованных ситуациях

У пользователей TikTok и Reels возрастает склонность к импульсивным решениям

Inc.
Вторую межзвездную комету заподозрили в рекордной старости Вторую межзвездную комету заподозрили в рекордной старости

Какие свойства у открытого межзвездного объекта — кометы 3I/ATLAS

N+1
Величавый коровяк Величавый коровяк

Величавый коровяк: высокий, стройный, мощный, прочно вросший в землю

Наука и жизнь
У Татьяны Замировской вышла книга «Свечи апокалипсиса». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок У Татьяны Замировской вышла книга «Свечи апокалипсиса». MAXIM публикует эксклюзивный отрывок

Книга про самый дорогогой свечной бутик в Нью-Йорке основана на реальном опыте

Maxim
Фальшивый минимум Фальшивый минимум

Причины снижения количества фальшивых денег и способы распознавания подделок

Ведомости
9 неожиданных фактов про еду 9 неожиданных фактов про еду

Факты про еду, которые точно удивят каждого!

Maxim
Closer Closer

Молодая команда Saro и Closer меняет гастросцену Петербурга и задаёт тренды

Собака.ru
Камерно и точечно Камерно и точечно

Софья Синицына и ее год положительной трансформации

OK!
Сироп от кашля защищает мозг от слабоумия Сироп от кашля защищает мозг от слабоумия

Появилось доступное средство для замедления прогрессирования деменции

ТехИнсайдер
Пришёл танцевать Пришёл танцевать

Владислав Лантратов — о мужской конкуренции и о будущем танца

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Елена Царева: «Препятствий для выхода наших вин на международную арену нет» Елена Царева: «Препятствий для выхода наших вин на международную арену нет»

О развитии виноделия в России, новых нишах и росте спроса на безалкогольное вино

Ведомости
Олег Фомин: «Абдулов говорил коллегам: «Да ладно, расслабьтесь, Фома все придумает» Олег Фомин: «Абдулов говорил коллегам: «Да ладно, расслабьтесь, Фома все придумает»

Я понимал, что надо рыть носом землю, пока есть силы и здоровье

Коллекция. Караван историй
В именьи близ столицы В именьи близ столицы

Почему крестьяне из Мурина получили свободу раньше?

Санкт-Петербургский университет
Открыть в приложении