Как генерал имя сменил
Для атрибуции портретов имеет значение любая деталь. Порою самая мелкая из них может оказаться самой существенной и полностью изменить традиционное название картины. Именно так произошло с портретом генерала Моллера из собрания московского коллекционера Максима Кочерова.
Портрет принадлежит кисти Гавриила Ивановича Яковлева (1819–1862). Этот малоизвестный ныне художник в середине XIX века был довольно плодовит. Сегодня, к сожалению, известны лишь единицы из его произведений. Тем ценнее каждый сохранившийся портрет. Тем более такой — имеющий авторскую подпись и дату, которая читается как 1838.
На нем изображен генерал-майор в парадном мундире, воротник которого украшен сложным золотым шитьем. Такое шитье с 1817 года являлось отличием лейб-гвардии Егерского полка. О нем мы уже рассказывали в июньском номере «Дилетанта» в статье про портрет поручика Несветевича кисти Константина Маковского.
На первый взгляд, все вроде бы нормально. Александр Федорович фон Моллер действительно в 1838 году имел чин генерал-майора и командовал лейб-гвардии Егерским полком. Была у него в это время и звезда ордена Св. Станислава 1-й степени на груди, и крест Св. Владимира 3-й степени на шее, и белый георгиевский крест в петлице. Да и внешне, если судить по портрету из полкового музея, фон Моллер имел сходство с генералом на картине.
Я уже собирался проследовать дальше, но тут мой взгляд упал на почти незаметную деталь. По борту мундира у генерала выпущен крест ордена Св. Анны 2-й степени с Императорской короной. В самом по себе факте, что гвардеец имеет «Анну на шее», нет ничего удивительного. Но! Над верхним лучом орденского креста видны скрещенные мечи. Эта деталь полагалась тем наградам, низшие степени которых были получены за боевые отличия. То есть генерал сначала имел орден Св. Анны 3-й степени с бантом за военный подвиг, а уже после получил «Анну на шею» за мирные заслуги.
И все бы ничего, если бы только такие скрещенные мечи не установили лишь… 5 августа 1855 года! Зацепившись за эту деталь, я стал внимательнее рассматривать портрет. Сразу же выяснились и другие противоречия. У воротника мундира скошены края, тогда как при Николае I он наглухо застегивался на крючки. Из-под поясной портупеи вниз идет белая выпушка. То есть генерал одет не в мундир фрачного покроя, а в гвардейский полукафтан образца, принятого 28 мая 1855 года. Да и саму кавалерийскую портупею с саблей в железных ножнах присвоили гвардейским егерям лишь 14 сентября 1855 года.
Таким образом, перед нами портрет, написанный уже при Александре II! К этому времени почтенный фон Моллер был уже генерал-лейтенантом, кавалером многих высоких наград, включая орден Св. Александра Невского и прусский Красного орла с бриллиантовой звездой. Кроме того, выяснилось, что он и прежде имел другие знаки, чем показано на портрете. Так, Моллер носил почетное золотое оружие с надписью «За храбрость». На картине же сабля имеет вместо золотого совсем обычный эфес. Да и темляк повязан не из анненской или георгиевской ленты, а простой серебряный. То есть оружие у генерала вообще не наградное. «Анну на шее» Моллер успел получить еще с алмазными украшениями до того, как 28 декабря 1828 года их заменили Императорской короной, как у генерала на портрете. Польский знак «Virtuti militari», висящий на груди после всех медалей, был у Моллера 3-й степени, покрытый черной эмалью, а на картине он золотой 4-й степени. В общем, фон Моллер никак не может считаться персонажем Яковлева.