История успеха наследия художника Казимира Малевича

ForbesКультура

«Простая геометрическая фигура»: какую историю пережил «Черный квадрат» Малевича

В издательстве «Слово» выходит в свет книга искусствоведа Армена Апресяна «Циничное искусствоведение», путеводитель по хитам искусства XIX и XX веков. В одной из глав автор разбирает историю успеха наследия художника Казимира Малевича. С разрешения издательства Forbes Life публикует главу «Казимир Малевич. Бесценная геометрия»

Редакция Forbes Life

У картины Казимира Малевича «Черный квадрат» (Фото Сергея Булкина / ТАСС)

Казимир Малевич — один из немногих отечественных художников, чье имя известно во всем мире. О нем говорят как о символе русского авангарда и как о величайшем мистификаторе. Вот уже более ста лет его творчество — в центре дискуссий, его картины стали предметом многочисленных исследований, как научных, так и наукообразных.

Справедливости ради стоит сказать, что творчество Малевича — еще и повод для бесконечных манипуляций, неиссякаемый источник вдохновения для доморощенных остроумцев, которые с упорством, заслуживающим лучшего применения, бесконечно пересказывают истории, вроде этой: для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петрограде 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и сгоряча замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал: «Гениально!» После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придал некий высший смысл своему «Черному квадрату».

Обложка книги
«Циничное
искусствоведение»

История, наверное, забавная, но не имеющая ни малейшего отношения к реальности. Не стоит забывать и о том, что речь идет о произведении, которое давно стало чем-то большим, чем просто картина. Для одних — это настоящая революция, случившаяся в истории искусства и во всех отношениях культовая работа, знаменующая собой разрыв с предметностью в живописи. Для других «Черный квадрат» — символ оболванивания публики, готовой поверить, что изображение геометрической фигуры может быть великим произведением искусства. Реакция третьих сводится к детскому «я тоже так могу».

Споры об этой картине не утихают уже больше сотни лет — с тех пор, как публика увидела «Черный квадрат», который висел на самом видном месте — словно икона, в углу выставочного зала. Влиятельнейший критик Александр Бенуа назвал «Черный квадрат» одним из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели.

Интересно, что произвело на знаменитого критика большее впечатление: сама выставка или текст манифеста «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм»? В этом — донельзя эпатажном — тексте Малевич писал, что мы увидим чисто живописное произведение, только когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение природы, мадонн и бесстыдных венер. Он вообще провозглашал вещи совершенно, с точки зрения классического искусства, возмутительные — вроде того, что воспроизводить облюбованные предметы и уголки природы все равно что вору восторгаться своими закованными ногами или что только тупые и бессильные художники прикрывают свое искусство искренностью. В искусстве нужна истина, но не искренность.

До сих пор непросто осознать, что «простая геометрическая фигура» была написана человеком, который верил (или, по крайней мере, декларировал), что передача реальных вещей на холсте есть искусство умелого воспроизведения, и только. А между искусством творить и искусством повторить — большая разница. Это «искусство творить», это господство чисто самодельных живописных форм над содержанием и вещами получило название «супрематизм».

Казимир Малевич, «Супрематическая композиция»

Не менее сложно принять, что для кого-то «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина или «Девятый вал» Ивана Айвазовского — это лишь искусство умелого воспроизведения, а вот «Черный квадрат» — настоящее творчество. И в какой восторг пришли скептики, когда в 2015 году сотрудники Третьяковской галереи сделали сенсационное заявление: выяснилось, что под «Черным квадратом» скрывается цветное изображение. И не одно, а два: кубофутуристическая и протосупрематическая композиции. Более того, под слоем краски обнаружились буквы, по мнению экспертов, написанные рукой Малевича. Буквы сложились в слова, слова— во фразу «Битва негров ночью», что позволило диванным искусствоведам выдвинуть еще пару умеренно остроумных теорий об истинной мотивации автора. Но даже те поклонники классического искусства, которым все-таки удалось примириться с «новым живописным реализмом» Малевича, не могут сдержать удивления, когда узнают, что самая дорогая картина, когда-либо написанная русским художником и проданная на открытых торгах, — это «Супрематическая композиция», созданная Малевичем в 1916 году, за которую заплатили более $85 млн. Для сравнения: самая дорогая картина куда более понятного и любимого отечественной публикой Айвазовского «Вид Константинополя и пролива Босфор» была продана чуть больше чем за $5 млн.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Завтрак с Сократом Завтрак с Сократом

Философия повседневной жизни

kiozk originals
Вспомнить всё! Вспомнить всё!

Активизируем работу мозга с помощью нейрогимнастики

Лиза
Лекарство от уныния: как философия помогает бороться с тревогой и внутренней пустотой Лекарство от уныния: как философия помогает бороться с тревогой и внутренней пустотой

Почему в мире бесконечных возможностей мы все чаще чувствуем тревогу, пустоту?

Forbes
Унесенные облаком Унесенные облаком

Как информационные технологии сменяют друг друга в нашей жизни

Эксперт
Секс и скорость: 5 лучших фильмов с крутыми тачками и сексуальными девушками Секс и скорость: 5 лучших фильмов с крутыми тачками и сексуальными девушками

Вспоминаем крутые фильмы с горячими девушками

Maxim
«Если никто не спрашивает, то и отвечать не нужно» «Если никто не спрашивает, то и отвечать не нужно»

Карл Густав Юнг о том, что он узнал о людях

Weekend
Авторское право как бизнес: как работает экономика интеллектуальной собственности Авторское право как бизнес: как работает экономика интеллектуальной собственности

Отрывок из книги «Кто владеет словом» о тонкостях авторского права

Inc.
Органический радикал нарушил правило Каши Органический радикал нарушил правило Каши

Анион-радикал замещенного арена может нарушать правило Каши

N+1
Каннибалы 5600 лет назад съели в Атапуэрке 11 человек Каннибалы 5600 лет назад съели в Атапуэрке 11 человек

Ученые проанализировали многочисленные человеческие кости из пещеры Эль-Мирадор

N+1
Запpетный лот сладок Запpетный лот сладок

Мир большого коллекционирования — это поле азарта и страсти

СНОБ
Альбина Мухаметзянова: «Ярко» — это драйв, гибкость и семимильные шаги!» Альбина Мухаметзянова: «Ярко» — это драйв, гибкость и семимильные шаги!»

О том, как создаются современные мультфильмы и почему Волк в них больше не курит

Караван историй
Бактерию обвинили в гибели миллиардов морских звезд у западного побережья Северной Америки Бактерию обвинили в гибели миллиардов морских звезд у западного побережья Северной Америки

Биологи выяснили, что было возбудителем истощающей болезни морских звезд

N+1
Свиньи как свиньи Свиньи как свиньи

История «Скотного двора», главной сказки холодной войны, в вопросах и ответах

Weekend
Яхты Яхты

Яхты — эталонные образцы элегантности, помноженные на технические инновации

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Восстание из пепла: публичные личности, которым удалось реабилитировать свою карьеру Восстание из пепла: публичные личности, которым удалось реабилитировать свою карьеру

Каким публичным личностям удавалось вернуть себе былой успех после провала?

ТехИнсайдер
Как Гарвард придумал систему отбора из-за неприязни к евреям и зачем ему спортсмены Как Гарвард придумал систему отбора из-за неприязни к евреям и зачем ему спортсмены

Какие механизмы ведут к сдвигам в поведении и убеждениях людей?

Forbes
Что наша жизнь — стрельба Что наша жизнь — стрельба

Случаи в истории кинематографа, когда пуля оказалась умной и настоящей

Weekend
OpenAI впервые за пять лет выпустила языковые модели с открытыми весами OpenAI впервые за пять лет выпустила языковые модели с открытыми весами

Компания OpenAI выпустила две большие языковые модели с открытыми весами

N+1
Как выбрать мясорубку и не превратить кухню в филиал мясокомбината Как выбрать мясорубку и не превратить кухню в филиал мясокомбината

Как выбрать идеальную мясорубку, чтобы она не стала пылесборником на полке

ТехИнсайдер
Искусство детям Искусство детям

Как говорить с ребенком об искусстве, не усыпив его скучными терминами

Grazia
Геометрия роскоши Геометрия роскоши

Как художник Эрте сформировал стиль Harper’s Bazaar и отточил каноны ар-деко

Вокруг света
10 самых мозговыносящих фильмов всех времен и народов 10 самых мозговыносящих фильмов всех времен и народов

Настоящие кинематографические торнадо, которые выворачивают вашу реальность

Maxim
Одежда-антистресс Одежда-антистресс

Что включить в дофаминовый гардероб

Лиза
Гейдельбергский человек из Петралонской пещеры умер не меньше 277 тысяч лет назад Гейдельбергский человек из Петралонской пещеры умер не меньше 277 тысяч лет назад

Как ученые установили датировку древнего черепа из пещеры Петралона

N+1
«Графиня де Монсоро» и «Граф Монте-Кристо»: лучшие экранизации произведений Александра Дюма «Графиня де Монсоро» и «Граф Монте-Кристо»: лучшие экранизации произведений Александра Дюма

Самые удачные экранизации произведений Дюма, которые вы могли не видеть

ТехИнсайдер
Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»… Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»…

Беседа с Константином Кедровым о немецком философе Гегеле

Знание – сила
Почему миллениалы и зумеры ненавидят друг друга Почему миллениалы и зумеры ненавидят друг друга

Почему между зумерами и миллениалами разгорелся настоящий поколенческий конфликт

Maxim
Контуры постсанкционного мира Контуры постсанкционного мира

Можно ли возобновить энергетическое сотрудничество России и США

Монокль
Тратить здесь и сейчас Тратить здесь и сейчас

Обсудили тему финансов с «самым знаменитым зумером в Сети» Максимом Лутчаком

Psychologies
Крепкий иммунитет к переменам: почему мы сопротивляемся новому и как это изменить Крепкий иммунитет к переменам: почему мы сопротивляемся новому и как это изменить

Как работает психологический механизм под названием «иммунитет к переменам»

Forbes
Открыть в приложении