История успеха наследия художника Казимира Малевича

ForbesКультура

«Простая геометрическая фигура»: какую историю пережил «Черный квадрат» Малевича

В издательстве «Слово» выходит в свет книга искусствоведа Армена Апресяна «Циничное искусствоведение», путеводитель по хитам искусства XIX и XX веков. В одной из глав автор разбирает историю успеха наследия художника Казимира Малевича. С разрешения издательства Forbes Life публикует главу «Казимир Малевич. Бесценная геометрия»

Редакция Forbes Life

У картины Казимира Малевича «Черный квадрат» (Фото Сергея Булкина / ТАСС)

Казимир Малевич — один из немногих отечественных художников, чье имя известно во всем мире. О нем говорят как о символе русского авангарда и как о величайшем мистификаторе. Вот уже более ста лет его творчество — в центре дискуссий, его картины стали предметом многочисленных исследований, как научных, так и наукообразных.

Справедливости ради стоит сказать, что творчество Малевича — еще и повод для бесконечных манипуляций, неиссякаемый источник вдохновения для доморощенных остроумцев, которые с упорством, заслуживающим лучшего применения, бесконечно пересказывают истории, вроде этой: для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петрограде 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и сгоряча замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал: «Гениально!» После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придал некий высший смысл своему «Черному квадрату».

Обложка книги
«Циничное
искусствоведение»

История, наверное, забавная, но не имеющая ни малейшего отношения к реальности. Не стоит забывать и о том, что речь идет о произведении, которое давно стало чем-то большим, чем просто картина. Для одних — это настоящая революция, случившаяся в истории искусства и во всех отношениях культовая работа, знаменующая собой разрыв с предметностью в живописи. Для других «Черный квадрат» — символ оболванивания публики, готовой поверить, что изображение геометрической фигуры может быть великим произведением искусства. Реакция третьих сводится к детскому «я тоже так могу».

Споры об этой картине не утихают уже больше сотни лет — с тех пор, как публика увидела «Черный квадрат», который висел на самом видном месте — словно икона, в углу выставочного зала. Влиятельнейший критик Александр Бенуа назвал «Черный квадрат» одним из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели.

Интересно, что произвело на знаменитого критика большее впечатление: сама выставка или текст манифеста «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм»? В этом — донельзя эпатажном — тексте Малевич писал, что мы увидим чисто живописное произведение, только когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение природы, мадонн и бесстыдных венер. Он вообще провозглашал вещи совершенно, с точки зрения классического искусства, возмутительные — вроде того, что воспроизводить облюбованные предметы и уголки природы все равно что вору восторгаться своими закованными ногами или что только тупые и бессильные художники прикрывают свое искусство искренностью. В искусстве нужна истина, но не искренность.

До сих пор непросто осознать, что «простая геометрическая фигура» была написана человеком, который верил (или, по крайней мере, декларировал), что передача реальных вещей на холсте есть искусство умелого воспроизведения, и только. А между искусством творить и искусством повторить — большая разница. Это «искусство творить», это господство чисто самодельных живописных форм над содержанием и вещами получило название «супрематизм».

Казимир Малевич, «Супрематическая композиция»

Не менее сложно принять, что для кого-то «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина или «Девятый вал» Ивана Айвазовского — это лишь искусство умелого воспроизведения, а вот «Черный квадрат» — настоящее творчество. И в какой восторг пришли скептики, когда в 2015 году сотрудники Третьяковской галереи сделали сенсационное заявление: выяснилось, что под «Черным квадратом» скрывается цветное изображение. И не одно, а два: кубофутуристическая и протосупрематическая композиции. Более того, под слоем краски обнаружились буквы, по мнению экспертов, написанные рукой Малевича. Буквы сложились в слова, слова— во фразу «Битва негров ночью», что позволило диванным искусствоведам выдвинуть еще пару умеренно остроумных теорий об истинной мотивации автора. Но даже те поклонники классического искусства, которым все-таки удалось примириться с «новым живописным реализмом» Малевича, не могут сдержать удивления, когда узнают, что самая дорогая картина, когда-либо написанная русским художником и проданная на открытых торгах, — это «Супрематическая композиция», созданная Малевичем в 1916 году, за которую заплатили более $85 млн. Для сравнения: самая дорогая картина куда более понятного и любимого отечественной публикой Айвазовского «Вид Константинополя и пролива Босфор» была продана чуть больше чем за $5 млн.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

С горячей головой: кардиолог о том, почему сложно работать в жару и как себе помочь С горячей головой: кардиолог о том, почему сложно работать в жару и как себе помочь

Как высокая температура влияет на работоспособность

Forbes
Мальчик и дерево Мальчик и дерево

Как важно держаться корней в прямом и переносном смысле

Men Today
«Император Святой Руси» «Император Святой Руси»

Что в XV-XVIII веках означало слово «чин»?

N+1
Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы Почему поколение Z уходит из корпораций и выбирает франшизы

Почему зумеры выбирают вместо корпоративной стабильности предпринимательство?

Forbes
5 ключей к разумному оптимизму 5 ключей к разумному оптимизму

Как видеть в жизни хорошее, не вступая в противоречие со здравым смыслом

Psychologies
Владимир Потанин: «Деньги — это просто строительный материал» Владимир Потанин: «Деньги — это просто строительный материал»

Владимир Потанин о жизни, главных качествах бизнесмена и жадности

Men Today
Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол Саша Золотовицкий: Я борец за иронию и прикол

Саша Золотовицкий — о том, в чем разница между абсурдом и безумием в театре

Ведомости
Истина Шредингера: почему физики не могут договориться об устройстве мира Истина Шредингера: почему физики не могут договориться об устройстве мира

Почему взгляды ученых на природу реальности драматически расходятся?

Forbes
Лидер в эпоху перемен Лидер в эпоху перемен

Как стать лидером, за которым пойдут остальные

Men Today
Где на Руси отдыхать хорошо Где на Руси отдыхать хорошо

Лучшие места в России по версии Men Today

Men Today
В зоне степей и полупустынь В зоне степей и полупустынь

Сергей Богун о проблемах защиты редких степных видов

Знание – сила
«Когда-нибудь, возможно»: как потеря близкого человека меняет отношения в семье «Когда-нибудь, возможно»: как потеря близкого человека меняет отношения в семье

Отрывок из книги «Когда-нибудь, возможно» — как говорить о потере близкого

Forbes
Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»… Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»…

Беседа с Константином Кедровым о немецком философе Гегеле

Знание – сила
«Мы не боимся, рынок большой»: экспорт удобрений вырос на фоне европейских пошлин «Мы не боимся, рынок большой»: экспорт удобрений вырос на фоне европейских пошлин

Почему российские удобрения выглядят пока неуязвимыми для санкций

Forbes
Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков Социология утопии, или Почему у Стругацких в их «Мире Полудня» нет котиков и попугайчиков

Почему на Прекрасной Земле Будущего полностью отсутствуют домашние питомцы

Знание – сила
Мост в небесах Мост в небесах

Некоторые современные мосты сооружают только для того, чтобы заинтриговать

Знание – сила
Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста Какое пиво лучше с оливье, борщом, окрошкой: ответ специалиста

Крайне необычный варианты гастрономической пары к пиву

Maxim
Без паники Без паники

Как не дать гиперответственности превратить жизнь в постоянный стресс

Лиза
Бесплатные приложения для планирования: какое выбрать Бесплатные приложения для планирования: какое выбрать

Бесплатные приложения-планировщики: чем отличаются и какое стоит попробовать?

Inc.
Молодой Цезарь Молодой Цезарь

Карьера Цезаря могла бы оборваться, едва начавшись, равно как и его жизнь...

Знание – сила
Убить Лумумбу Убить Лумумбу

Патрис Лумумба был одним из самых мужественных лидеров своего поколения

Знание – сила
Диета одного дня Диета одного дня

Сутки в неделю без животных продуктов – в чем польза

Лиза
Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать Приманка для зумера: почему у молодежи меняется мотивация и как с этим работать

Как работодателям правильно воспринимать новые тенденции мотивации сотрудников

Forbes
В своем праве В своем праве

Как вернуть деньги за некачественный товар или услугу

Лиза
«Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние «Налоговая лазейка» и верные клиенты: как Джеффри Эпштейн сделал свое состояние

Хотите узнать способ, благодаря которому Джеффри Эпштейннакопил свое состояние?

Forbes
Токсик, и? Токсик, и?

Илья Соболев об отношениях с адреналином

Men Today
Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы Животные Камчатки и трудничество на Валааме: где в России есть волонтерские программы

Волонтерские программы в России: от Камчатки до Санкт-Петербурга

Forbes
Дрофа – степной реликт Дрофа – степной реликт

Все ли знают о самой крупной птице России? Это дрофа

Знание – сила
Зеленый доктор Зеленый доктор

Чем больше «травы» – тем меньше вес

Лиза
Где дружба — система, а помощь — профессия! Где дружба — система, а помощь — профессия!

Зачем успешным людям идти в благотворительность?

Men Today
Открыть в приложении