«Простая геометрическая фигура»: какую историю пережил «Черный квадрат» Малевича
В издательстве «Слово» выходит в свет книга искусствоведа Армена Апресяна «Циничное искусствоведение», путеводитель по хитам искусства XIX и XX веков. В одной из глав автор разбирает историю успеха наследия художника Казимира Малевича. С разрешения издательства Forbes Life публикует главу «Казимир Малевич. Бесценная геометрия»

Казимир Малевич — один из немногих отечественных художников, чье имя известно во всем мире. О нем говорят как о символе русского авангарда и как о величайшем мистификаторе. Вот уже более ста лет его творчество — в центре дискуссий, его картины стали предметом многочисленных исследований, как научных, так и наукообразных.
Справедливости ради стоит сказать, что творчество Малевича — еще и повод для бесконечных манипуляций, неиссякаемый источник вдохновения для доморощенных остроумцев, которые с упорством, заслуживающим лучшего применения, бесконечно пересказывают истории, вроде этой: для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петрограде 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин. Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и сгоряча замазал ее, нарисовав черный квадрат. В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал: «Гениально!» После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придал некий высший смысл своему «Черному квадрату».

«Циничное
искусствоведение»
История, наверное, забавная, но не имеющая ни малейшего отношения к реальности. Не стоит забывать и о том, что речь идет о произведении, которое давно стало чем-то большим, чем просто картина. Для одних — это настоящая революция, случившаяся в истории искусства и во всех отношениях культовая работа, знаменующая собой разрыв с предметностью в живописи. Для других «Черный квадрат» — символ оболванивания публики, готовой поверить, что изображение геометрической фигуры может быть великим произведением искусства. Реакция третьих сводится к детскому «я тоже так могу».
Споры об этой картине не утихают уже больше сотни лет — с тех пор, как публика увидела «Черный квадрат», который висел на самом видном месте — словно икона, в углу выставочного зала. Влиятельнейший критик Александр Бенуа назвал «Черный квадрат» одним из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения и которое кичится тем, что оно через гордыню, через заносчивость, через попрание всего любовного и нежного приведет всех к гибели.
Интересно, что произвело на знаменитого критика большее впечатление: сама выставка или текст манифеста «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм»? В этом — донельзя эпатажном — тексте Малевич писал, что мы увидим чисто живописное произведение, только когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение природы, мадонн и бесстыдных венер. Он вообще провозглашал вещи совершенно, с точки зрения классического искусства, возмутительные — вроде того, что воспроизводить облюбованные предметы и уголки природы все равно что вору восторгаться своими закованными ногами или что только тупые и бессильные художники прикрывают свое искусство искренностью. В искусстве нужна истина, но не искренность.
До сих пор непросто осознать, что «простая геометрическая фигура» была написана человеком, который верил (или, по крайней мере, декларировал), что передача реальных вещей на холсте есть искусство умелого воспроизведения, и только. А между искусством творить и искусством повторить — большая разница. Это «искусство творить», это господство чисто самодельных живописных форм над содержанием и вещами получило название «супрематизм».

Не менее сложно принять, что для кого-то «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина или «Девятый вал» Ивана Айвазовского — это лишь искусство умелого воспроизведения, а вот «Черный квадрат» — настоящее творчество. И в какой восторг пришли скептики, когда в 2015 году сотрудники Третьяковской галереи сделали сенсационное заявление: выяснилось, что под «Черным квадратом» скрывается цветное изображение. И не одно, а два: кубофутуристическая и протосупрематическая композиции. Более того, под слоем краски обнаружились буквы, по мнению экспертов, написанные рукой Малевича. Буквы сложились в слова, слова— во фразу «Битва негров ночью», что позволило диванным искусствоведам выдвинуть еще пару умеренно остроумных теорий об истинной мотивации автора. Но даже те поклонники классического искусства, которым все-таки удалось примириться с «новым живописным реализмом» Малевича, не могут сдержать удивления, когда узнают, что самая дорогая картина, когда-либо написанная русским художником и проданная на открытых торгах, — это «Супрематическая композиция», созданная Малевичем в 1916 году, за которую заплатили более $85 млн. Для сравнения: самая дорогая картина куда более понятного и любимого отечественной публикой Айвазовского «Вид Константинополя и пролива Босфор» была продана чуть больше чем за $5 млн.