Дар неудачи
Отпустите детей – они сами справятся
В своей книге «Дар неудачи», вышедшей в 2015 году, Лэйхи настоятельно призывает родителей снизить контроль над своими детьми и позволить им столкнуться с трудностями. Этот подход, по мнению автора, дает детям уникальную возможность сформировать собственные приоритеты, почувствовать свою компетентность, развить самостоятельность, ответственность и уверенность в себе.
Для кого эта книга
Насколько сильно вы любите своего ребенка? Абсурдный вопрос, не правда ли? Конечно же вы обожаете его больше всех в мире и готовы для него или нее на все. Между тем, в этой готовности кроется большая опасность – ведь вы можете поддаться искушению делать все за свое чадо и во всем ему помогать. «Что же тут плохого?» – спросите вы. Об этом и расскажет Джессика Лэйхи в своем бестселлере «Дар неудачи». Из этой книги вы узнаете, что порой самая большая помощь – это не мешать. Автор поможет вам найти баланс: с одной стороны, дать ребенку пространство для развития, а с другой – не пустить его жизнь на самотек.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Дар неудачи» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Неудачи – лучший дар для вас и ваших детей!
Почти всегда, когда мы делаем что-то в первый раз, нас ожидает провал. В этом нет ничего плохого – ведь так мы получаем важнейший опыт, который помогает стать лучше. Однако сегодня многие родители отказывают собственным детям в праве на ошибку.
Гиперопека имеет более серьезные последствия, чем может показаться на первый взгляд. Не позволяя детям самостоятельно разобраться в сложившейся ситуации, мы фактически лишаем их навыков, которые понадобятся им в дальнейшей жизни. Давайте поговорим о том, как чрезмерный контроль в воспитании и обучении дает эффект прямо противоположный тому, к которому мы стремимся.
Из этого обзора вы узнаете:
- что обезьяны могли бы рассказать нам о демотивации;
- почему не всегда полезно хвалить ребенка;
- а также как обязанности по дому могут помочь младшему поколению.
Ретроспектива взглядов на детей и их воспитание
Сегодня доминирующим является стиль воспитания, который предполагает опеку детей до тех пор, пока они не выпорхнут из семейного гнезда. Но так было далеко не всегда.
В прошлом цель воспитания состояла в развитии ранней самостоятельности ребенка. К примеру, в XVII веке в Новой Англии приоритетным считалось получение трудовых навыков, образованию же придавалось куда меньшее значение. Из-за плохого здоровья и низкого уровня жизни многие дети умирали, а выжившие с самого нежного возраста должны были помогать своим родителям по хозяйству. Детский труд считался совершенно рядовым явлением: как только человек был способен работать, он обязан был это делать, чтобы помочь семье прокормиться.
Примерно тогда же философ Джон Локк советовал современникам не мешать младшему поколению совершать собственные ошибки и сталкиваться с их последствиями. По его мнению, гиперопека лишь убивает в детях инициативу и препятствует новым попыткам достичь цели после неудачи.
В течение последующих столетий жизнь детей оставалась тяжелой. В Америке XIX века почти каждый шестой ребенок в возрасте от 10 до 15 лет работал, причем преимущественно на фабричных производствах. На подростка смотрели не как на развивающуюся личность с нежной психикой, а как на дешевую рабочую силу.
Позже развитие медицины, изменения в условиях труда и семейном укладе позволили родителям в большей степени сосредоточиться на своем потомстве. Трагические случаи, связанные с эксплуатацией детской рабочей силы на производстве, обусловили формирование законодательства, запрещавшего нанимать на работу подростков до достижения ими определенного возраста.
«Полезность» детей для семьи существенно снизилась. Число разводов, наоборот, увеличилось, как и возраст, в котором люди стали решаться на родительство. Многодетные семьи теперь редкость, а воспитание ребенка в большей степени нацелено на заботу о развитии его личности.
Постепенно набирают популярность книги о воспитании детей; к примеру, бестселлер Натаниэля Брандена «Психология самоуважения», изданный в 1969 году. В данной работе автор утверждает, что чувство собственного достоинства играет крайне важную роль в поведении ребенка. По мнению другого психолога, Джин Твендж, сосредоточенность на своей персоне повысила уровень самооценки американского общества, но в то же время превратила людей в нарциссов.
Внутренняя мотивация вместо подарков
Борьба за выживание, в которую дети были вовлечены сотни лет назад, уступила место борьбе за хорошие оценки. И хотя система баллов была изобретена для измерения успехов в учебе и формирования успеха в будущем, у нее есть существенный недостаток: она не дает детям внутреннее мотивации.
С самого первого дня в школе от учеников требуют хороших оценок. Их убеждают, что без высоких баллов за успеваемость им будет недоступен достойный уровень жизни и уважение общества. Это заставляет детей всеми силами стремиться к тому, чтобы в аттестате стояли сплошные пятерки. Других вариантов у них нет.