Интервью с актером и художественным руководителем Gogol School Ильей Ромашко

РБКОбщество

Основатель Gogol School — о том, чем актерское мастерство поможет в жизни

Актер и художественный руководитель Gogol School Илья Ромашко рассказал главному редактору «РБК Стиль», зачем бизнесменам учиться управлять собственным телом и почему выход на сцену может заменить поход к психоаналитику.

Евгений Тихонович

756143390557842.jpg

Кто-то в поисках себя отправляется на Бали, кто-то записывается к психоаналитику, а кто-то штудирует мотивационную литературу лайф-коучей всех мастей. Но есть способ менее тривиальный и определенно рабочий — записаться в творческую лабораторию Gogol School, где актеры и режиссеры «Гоголь-центра» помогают студентам раскрыть внутренний потенциал, научиться управлять эмоциями и телом, а заодно освоить навыки актерского мастерства. Которые пригодятся и в бизнесе, и в жизни.

— Начну с такого вопроса. Название Gogol School рождает прямую и очень стойкую ассоциацию с театром «Гоголь-центр», и человеку непосвященному кажется, что это более-менее одно и то же. Что объединяет школу и театр и что между ними разного?

— Когда только-только начинался этот проект, в Gogol School работали исключительно актеры и режиссеры «Гоголь-центра»: Семен Штейнберг, Один Байрон, Филипп Авдеев, Саша Горчилин, Женя Сангаджиев. Вроде никого не забыл. Сейчас в Gogol School осталось пять актеров «Гоголь-центра»: Гоша Кудренко, Игорь Бычков, Ира Выборнова, Ваня Фоминов и я. Остальные — это действующие актеры и режиссеры, и это одно из внутренних правил школы, что педагоги обязательно должны выходить на сцену сами, чтобы не было отрыва от профессии. Не должно быть духоты, а свежесть в этом смысле — это когда человек сам что-то делает, что-то преподает, чтобы не было отрыва от реальности.

— Но Gogol School — это все равно отдельная институция?

— Да, именно так. С «Гоголь-центром» у нас общие ценности, мне кажется, общие взгляды, какое-то общее культурное поле. Пожалуй, что так. 

756143391262659.jpg
Фото: пресс-служба

— Как известно, Кирилл Серебренников ушел с поста худрука «Гоголь-центра», и в этом смысле мой вопрос обретает еще дополнительный оттенок. Как вы в целом разводите два этих учреждения? То есть люди приходят, говорят: «Сейчас поучусь у вас, глядишь, и на сцену "Гоголь-центра" попаду»?

— Такое было раньше, но как-то довольно быстро сошло на нет. И в понимании ребят, которые к нам приходят, есть совершенно четкое разделение, что есть «Гоголь-центр» как театр и есть Gogol School как творческая лаборатория. Наши студенты принимали участие в некоторых постановках, но как актеры массовых сцен. Gogol School — это не путь в «Гоголь-центр» и в целом это — пока, во всяком случае, не знаю, как будет через четыре-пять лет, — не путь в профессию. Gogol School — это про работу с самим собой, это путь к себе.

— А под массовыми сценами что вы имеете в виду? Сыграть дерево?

— Нет, не сыграть дерево и не сыграть мох. (Смеются.) Помню, на одном из судов по делу «Седьмой студии» допрашивали Артема Шевченко (актера «Гоголь-центра». — «РБК Стиль») как свидетеля: «Вы принимали участие в спектаклях "Платформы"?» «Да, принимал». — «В каких?» Он отвечает: в таких, таких и таких. «А вот в этом спектакле что вы делали?» А он в этом спектакле очень долго лежал и был накрыт раскатываемым натуральным газоном. И он сказал: «Я играл травяной холмик». И в целом это была правда.

Иногда случается, что театр просит наших студентов на какие-то спектакли, где нужно много живых людей, актеров массовых сцен. Так было с «Похоронами Сталина», так было с «Барокко». Если ребятам это интересно, мы их зовем, и они принимают участие.

— У вас на сайте в описании есть уже ставшая знаменитой фраза: «В Gogol School летают». Если конкретизировать эту фразу, расшифровать для людей, которые вообще не знакомы со школой, чем занимаются в Gogol School сегодня, в 2021 году?

— Черт его знает… Я как-то одно время переживал, что у меня нет какой-то «пластинки», с которой можно куда-то прийти, поставить ее и сказать: «Вы знаете, Gogol School конкретно сегодня работает…» А сейчас я думаю, что это хорошо, потому что, когда вы мне задаете такой вопрос, он в очередной раз всплывает передо мной самим.

Положа руку на сердце, мне сложно описать, что такое Gogol School и что мы там делаем. Это или уйдет в какие-то общие фразы, или станет душным, если его зацементировать и выложить на сайт как такое единственно верное описание. Мы работаем с сензитивностью, с чувственностью, с чувствительностью человека, мы работаем с его эмпатией. То есть с тем, как человек воспринимает и принимает этот мир (это сензитивность) и как он на этот мир реагирует (это эмпатичность), как он с ним взаимодействует на психоэмоциональном уровне, на уровне ощущений, на чувственном уровне. И как на этих же уровнях и этими же инструментами человек взаимодействует с самим собой, как он самого себя ощущает.

756143394047894.jpg
Фото: пресс-служба

— То есть это не в чистом виде школа актерского мастерства?

— Я бы сказал, что это вообще не школа актерского мастерства. У нас куча театральных и актерских технологий, но через эти технологии мы идем не в профессию, через эти технологии мы идем к личностям наших ребят, наших девчат. Пожалуй, что так.

— Для того чтобы пойти заниматься, чтобы стать вашим студентом, наверное, нужно иметь какой-то четкий запрос, понимать, что я хочу. А вот то, что вы описываете, для людей общие, немножко даже эзотерические, возможно, категории.

— Да ни фига. Радость, гнев, грусть, отвращение, страх — в этом нет никакой эзотерики, в этих пяти базовых эмоциях. У нас, как правило, с этими эмоциями такой вполне себе опосредованный контакт. Мы живем в социуме, нас воспитывали в социуме, нам много чего можно, а много чего нельзя. Мальчикам нельзя бояться и плакать, а девочкам нельзя сердиться и кричать. Куча вопросов по поводу того, что такое сексуальность и как она стыкуется с социумом. Куча вопросов к самому себе: а кто я такой, настоящий ли я в контексте этих социальных норм? Это не значит, что надо идти все разрушать, протестовать, красить волосы, делать еще что-то. Ну, если очень хочется покрасить волосы, то ради бога, нет проблем.

К нам приходят ребята за переосмыслением самих себя: кто я такой? Вот мне сейчас, условно, столько-то лет, я достиг (я достигла) чего-то, и вдруг начинается какая-то внутренняя непонятность и поднимается какая-то очень плодотворная муть, которая в целом может быть кристаллизована одним вопросом: кто я такой (кто я такая) сейчас, зачем я делаю все то, что я делаю? Вот, во всех тех социальных ролях, в которых я как личность представлен, во всем этом где я? Я во всем этом какой? Я во всем этом насколько настоящая? Вот с этим запросом приходят, и начинается перестройка и переосознание себя самого уже как состоявшейся личности. Что-то хочется поменять, а что-то хочется дополнить, а что-то где-то чешется, и непонятно, блин, что там такое чешется, но очень-очень чешется.

— Почему эту задачу не может решить, скажем, психоаналитик?

— Может.

— Тогда почему нужно идти к вам, а не к психоаналитику?

— Вы меня ставите в ситуацию войны с психоаналитиками. Я не хочу воевать с психоаналитиками, они прекрасные люди. (Смеется.) Просто есть разные и разное. Психоанализ решает кропотливо задачи вдолгую. Психоаналитик анализирует, как и почему. Мы предпочитаем действовать и что-то как-то делать. То есть через творчество, взаимодействие с кем-то вдруг может за пять минут прилететь какой-то огромный инсайт, который потом еще полгода будет внутри тебя жить и как-то разбираться.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Писательница Чухе Ким — о правках, тиграх и Анне Карениной Писательница Чухе Ким — о правках, тиграх и Анне Карениной

Южно-корейская писательница Чухе Ким — о своей любви к Толстому и животным

РБК
Узорчатые костюмы и очки с цветными линзами: главные составляющие стиля Махершалы Али Узорчатые костюмы и очки с цветными линзами: главные составляющие стиля Махершалы Али

Махершала Али знает, как привлечь к себе внимание на красных дорожках

Esquire
Третий не лишний: как работают семейные медиаторы и доулы по разводам Третий не лишний: как работают семейные медиаторы и доулы по разводам

Медиаторы по разводам: что это за профессия, насколько она пользуется спросом?

Forbes
В главных ролях В главных ролях

Московская квартира с авангардными принтами для художницы по костюмам

AD
Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить Типы старения лица и кожи: какие бывают и как их определить

Какие типы старения лица и организма существуют?

РБК
Ад каннибалов: какой получилась игра-хоррор Little Nightmares II Ад каннибалов: какой получилась игра-хоррор Little Nightmares II

Little Nightmares II — продолжение игры мире, где взрослые охотятся на детей

Esquire
Как стать бизнесменом: подробное руководство для тех, кто хочет зарабатывать Как стать бизнесменом: подробное руководство для тех, кто хочет зарабатывать

Рассказываем, как стать бизнесменом с нуля и не облажаться по полной программе.

Playboy
Миллиардер Рубен Варданян инвестировал в сервис знакомств на основе ИИ iris Dating Миллиардер Рубен Варданян инвестировал в сервис знакомств на основе ИИ iris Dating

Бизнесмен Рубен Варданян стал акционером сервиса для знакомств iris Dating

Forbes
Тюркские юрты, саамский футбол, хоомей и тихий Дон: куда поехать, чтобы познакомиться с культурой народов России Тюркские юрты, саамский футбол, хоомей и тихий Дон: куда поехать, чтобы познакомиться с культурой народов России

Пять российских этнопарков, раскрывающих разные стороны России

Forbes
Люк Бессон Люк Бессон

Правила жизни Люка Бессона

Esquire
Складчатогубы поднялись до 1600 метров на восходящих потоках воздуха Складчатогубы поднялись до 1600 метров на восходящих потоках воздуха

Считалось, что рукокрылые не могут передвигаться на восходящих потоках воздуха

N+1
Как убрать синяк: 8 научно обоснованных способов Как убрать синяк: 8 научно обоснованных способов

Несколько способов, как предотвратить образование гематомы

РБК
На два фронта На два фронта

Что делать женщине, если ее муж – «двоеженец» и не собирается ничего менять?

Лиза
Не только баскетбол и кроссовки: посмотрите, как Майкл Джордан играл в гольф и превосходно одевался для этого Не только баскетбол и кроссовки: посмотрите, как Майкл Джордан играл в гольф и превосходно одевался для этого

Как хобби может идти рука об руку с безупречным стилем

Esquire
Необычные блюда: треска в соусе мисо, шоколадный пирог и суп из потрохов Необычные блюда: треска в соусе мисо, шоколадный пирог и суп из потрохов

Алексей Зимин делится классными рецептами приготовления небанальных блюд

Cosmopolitan
Мировой уровень Мировой уровень

Пять глобальных предпринимателей из России, известных далеко за пределами Рунета

Forbes
Все, что вы хотели знать о полиамории, но стеснялись спросить Все, что вы хотели знать о полиамории, но стеснялись спросить

Разбираемся, что такое полиамория и к чему надо быть готовым в таких отношениях

Psychologies
За триллион лет до Большого взрыва За триллион лет до Большого взрыва

У теории Большого взрыва есть сильный конкурент – циклическая теория

Популярная механика
Второе пришествие суборбитальной баллистики Второе пришествие суборбитальной баллистики

Какие полеты изменят этот век?

Наука
Прошла любовь: 10 звездных разводов, которые заставили нас плакать Прошла любовь: 10 звездных разводов, которые заставили нас плакать

Вспоминаем, чьи разводы тронули нас до глубины души.

Cosmopolitan
Пауки с острова Кокос научились плести разные сети для охоты у воды и высоко над землей Пауки с острова Кокос научились плести разные сети для охоты у воды и высоко над землей

Пауки освоили множество способов охоты с использованием паутины

N+1
Чек-ап для женщин Чек-ап для женщин

Какие анализы нам нужно сдавать и в каком возрасте?

Лиза
«Без везения не обошлось. Но должно быть что-то больше, чем везение»: Юрий Мильнер о принципах, инвестициях и космосе «Без везения не обошлось. Но должно быть что-то больше, чем везение»: Юрий Мильнер о принципах, инвестициях и космосе

Главное из большого интервью Юрия Мильнера проекту «Русские норм»

VC.RU
Как никуда не торопиться и все успевать: совет начинающим мамам Как никуда не торопиться и все успевать: совет начинающим мамам

Мама должна быть рядом, мама должна кормить, мама должна... А должна ли?

Psychologies
Эффект Netflix: как сериалы делают модными шахматы и помогают продавать кроссовки Эффект Netflix: как сериалы делают модными шахматы и помогают продавать кроссовки

Современные сериалы могут поднять продажи чего угодно

Forbes
Из бутадиена сделали потенциально перерабатываемый пластик Из бутадиена сделали потенциально перерабатываемый пластик

Пока удалось переработать только пять процентов, но считают, что это не предел

N+1
«Мозги и тело остаются здоровыми»: Хейли Бибер раскрыла секрет тонкой талии «Мозги и тело остаются здоровыми»: Хейли Бибер раскрыла секрет тонкой талии

Модель Хейли Бибер поделилась своими бьюти-лайфхаками

Cosmopolitan
Что такое устойчивая архитектура, и почему «зеленые» здания не всегда покрыты растениями Что такое устойчивая архитектура, и почему «зеленые» здания не всегда покрыты растениями

Изменение климата заставляет многие сферы жизни человека «зеленеть»

Популярная механика
Ровер NASA Perseverance совершил посадку на поверхность Марса — он впервые соберёт образцы грунта для доставки на Землю Ровер NASA Perseverance совершил посадку на поверхность Марса — он впервые соберёт образцы грунта для доставки на Землю

Perseverance совершил посадку в кратере Езеро спустя семь месяцев после запуска

VC.RU
Термоядерные реакторы: есть ли у них будущее Термоядерные реакторы: есть ли у них будущее

Вторая половина XX века была периодом бурного развития ядерной физики

Популярная механика
Открыть в приложении