Почему новая книга о пакте Молотова-Риббентропа не должна пройти мимо внимания

СНОБИстория

Вожди и дипломаты. О книге про «пакт Молотова-Риббентропа»

Лев Симкин

bf31936b33995878235366d523ee35a79de7fcac913d3e0d45b23eaf2b39a73d.jpg
Слева направо: Вячеслав Молотов (в очках), Алексей Шкварцев (с бумагами в руках), Иоахим фон Риббентроп и Иосиф Сталин. Подписание Договора о дружбе и границе между СССР и Германией, 1939. Фото: Bundesarchiv, Bild/Wikimedia Commons/CC-BY-SA 3.0

Книга историка и дипломата Артема Рудницкого «Верхом на тигре», вышедшая в ИД «Книжники», посвящена одному из самых темных и засекреченных эпизодов в истории ХХ века — заключению советско-германского договора о ненападении от 23 августа 1939 года.  Основываясь на новейших изысканиях в архивах российского МИДа, автор убедительно показывает, какая ситуация предшествовала подписанию документа и что за этим последовало. О том, почему новое исследование событий советской эпохи не должно пройти мимо внимания общества, размышляет доктор исторических наук и участник проекта «Сноб» Лев Симкин.

На тиграх, сказал Черчилль, ездят верхом диктаторы. «Верхом на тигре» — так историк и дипломат Артем Рудницкий назвал свою книгу, определив ее жанр как «дипломатический роман в диалогах и документах». А посвятил он свой роман  «советским дипломатам — жертвам сталинских репрессий». Тем, кто сразу после смещения Максима Литвинова, майской ночью 1939 года был вызван в Наркоминдел, на какое-то время превратившийся в пересыльный пункт. За тем, чтобы у дипломатов не было других вариантов судьбы, кроме лагеря и подвалов Лубянки, лично отвечал  сам Вячеслав Молотов и назначенный ему в замы бериевский палач Владимир Деканозов.

Среди тех, на кого арестованных дипломатов сменили, был и новый полпред в Германии Алексей Шкварцев. В недавнем прошлом — секретарь парткома в Московском текстильном институте, немного знавший немецкий язык и потому незадолго до назначения послом направленный в Наркоминдел по путёвке райкома партии. 3 Сентября 1939 года по прибытии в Берлин его встречали в рейх-канцелярии Гитлер, Геринг и Риббентроп. «Советско-германский договор о ненападении кладет прочную основу для дружественного и плодотворного сотрудничества двух великих европейских государств, — сказал он в своей речи, — и служит делу всеобщего мира». К тому моменту в Европе третий день шла мировая война.

Подарок Риббентропу

Вручение верительных грамот в день приезда — случай редкий в дипломатической практике. Впрочем, Шкварцев не больно-то разбирался в дипломатических тонкостях. Во всяком случае, коллегам он запомнился специфическим общением с иностранными дипломатами. «Ваша страна бедная, некультурная», — выговаривал он югославскому посланнику. А в разговоре со словацким — презрительно заметил: «Какая у вас там армия,наверное, один полк». 

Спустя год его сменил Владимир Деканозов. Первым делом он вручил Риббентропу ценный подарок от самого Сталина — портрет вождя. Нацистский министр иностранных дел обещал хранить этот портрет как воспоминание о встречах со Сталиным. Деканозов похвастался в докладе в Москву, что Риббентропу известно об особом доверии к нему со стороны Сталина и Молотова, и поэтому он был особенно рад приветствовать его на новом посту.

Вот из таких поразительных фактов состоит книга, и каждый из них абсолютно достоверен, все основаны на рассекреченных шифрограммах и других мидовских архивных документах.  

Казалось бы, известная дата — 17 сентября 1939 года, в тот день в соответствии с условиями «секретного протокола» Советский Союз ввел войска в восточные районы Польши. И, тем не менее, посмотрите, какой неожиданный отблеск на эту дату отбрасывает одно только письмо германского посла в СССР Вернера фон Шуленбурга. В нем он просит отсрочить поставки промышленного оборудования военного назначения. И, знаете, на каком основании? «Принимая во внимание те усилия, которые положила Германия во время войны с Польшей». Примечательна тут мотивировка: дескать, СССР особых усилий не проявил, отнял территорию у фактически поверженного противника и теперь, учитывая состояние германской экономики, ослабленной боевыми действиями, должен компенсировать ее вклад в общее дело. Зато советская сторона исправно выполняла свои обязательства по торговым соглашениям, снабжая рейх лесоматериалами, нефтью и редкими металлами, а Германия не торопилась, задерживала поставки до того времени, когда нападет на Советский Союз. 

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении