Эйзенштейн снял драму об Иване IV во время войны и попал в немилость к Сталину

Культура.РФИстория

Интересные факты о Сергее Эйзенштейне

Портал «Культура.РФ» совместно с проектом «Карта истории» публикует интересные факты о работе Сергея Эйзенштейна в 1940-е годы. Как режиссер поставил любимую оперу Гитлера, снял драму об Иване Грозном во время войны и попал в немилость к Сталину — читайте в нашем материале.

Автор: Евгения Ряднова

0:00 /
475.772
Сергей Эйзенштейн. Фотография: moiarussia.ru

Сергей Эйзенштейн поставил любимую оперу Гитлера

В августе 1939 года Советский Союз и Германия заключили пакт о ненападении. Страны стали налаживать культурные связи — в Германии собирались поставить оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя», а в России — оперу Рихарда Вагнера «Валькирия». Именно Эйзенштейну поручили постановку в Большом театре. Кстати, из-за этого пакта из проката изъяли предыдущую ленту режиссера — фильм «Александр Невский».

Эйзенштейн так писал о работе в театре: «Просматривая фотографии, изучая описание прежних постановок Вагнера на сцене, неизбежно ощущаешь одно: люди, выведенные на сцену, люди XIX века, — как бесконечно далеки они от людей мифа, легенд древних времен, в тайну которых сумел проникнуть Вагнер!

Буржуазный человек капиталистического XIX века — всегда один, изолирован, во враждебном отрыве от ближнего и среды, в раздоре с гармонией мира, в непримиримом разладе с человеческим обществом. Так выглядят и эти одетые в пернатые шлемы персонажи. <...> Победить этот разрыв, противопоставить ему единство первичной гармонии между человеком и средой — вот чего хотелось добиться в пластическом разрешении этого спектакля».

В итоге спектакль продержался всего шесть представлений — его сняли из репертуара еще до начала войны.

До фильма «Иван Грозный» Эйзенштейн хотел снять картину о самом громком дореволюционном деле

В 1940 году Сергей Эйзенштейн предложил экранизировать пьесу Льва Шейнина о скандальном судебном процессе 1913 года: фильм должен был рассказать о суде над евреем из Киева, которого обвинили в ритуальном убийстве ребенка.

Эйзенштейн писал к Сталину: «Эта тема увлекает не с точки зрения еврейской проблемы, отсутствующей в нашей стране, и не с точки зрения разработки фабулы самого процесса, а как тема о великом русском народе, ответившем на процесс массовой волной забастовок протеста. Этот же русский народ в лице крестьян, вошедших в состав присяжных… вынес оправдательный приговор, несмотря на огромное воздействие, которому подверглись присяжные заседатели».

Начальник кремлевского Управления пропаганды идею не одобрил.

Афиша художественного фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944). Фотография: my-ussr.ru

Когда Сталин предложил Эйзенштейну снять кино о царе-диктаторе Иване Грозном, режиссер думал неделю

Это был государственный заказ, который поступил не только Эйзенштейну. Алексею Толстому, например, заказали пьесу, а Дмитрию Шостаковичу — оперу.

Режиссер не сразу ответил на предложение — он размышлял неделю. К работе над сценарием Эйзенштейн приступил перед самым началом войны. Он изучил летописи, фольклор и труды по истории.

«Создавая образ Грозного в концепции нашего времени, я из биографии его беру те эпизоды, из которых сложилась моя концепция и мое понимание. Те факты, которые я считаю «характерными», ибо «характерен» не сам факт по себе, но наличие его в концепции исторического понимания и «освещения» факта определенным историческим сознанием». Сергей Эйзенштейн

Кадр из художественного фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944)

Роль Елизаветы I Эйзенштейн собирался отдать мужчине

Для сцены с королевой Елизаветой I Сергей Эйзенштейн хотел позвать своего друга, режиссера Михаила Ромма. К сожалению, сниматься ему запретил Комитет кинематографии — там не могли допустить, чтобы Глава художественных фильмов играл женщину.

На роль Ефросиньи Старицкой Эйзенштейн позвал Фаину Раневскую. Однако пробы так и не назначил. «Может быть, Вы меня отлучили от ложа, стола и пробы? Будет мне очень это горестно, т.к. я люблю Вас, Грозного и Ефросинью!» — писала Раневская. Утверждать актрису на эту роль не рекомендовал министр кинематографии Иван Большаков: «Семитские черты Раневской очень ярко выступают, особенно на крупных планах».

Пробы Михаила Ромма на роль Елизаветы I в художественный фильм Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944). Фотография: museikino.ru

Несмотря на войну и урезанный бюджет, в «Иване Грозном» удалось воссоздать богатые палаты Кремля и боярских дворов

Съемки начались в 1943 году в Алма-Ате — туда эвакуировали «Мосфильм». Декорации строили из подручных материалов. Когда закончилась фанера, щиты стали изготавливать из местного кустарника — чия. Эскизы костюмов режиссер делал сам. Он также лично контролировал и пошив одежд.

Из Москвы возили реквизит — златотканые ризы, огромные подсвечники, алтари. Предметы для фильма собирали и по Казахстану. Начальник цеха реквизитов Глеб Шандыбин вспоминал: «Сергей Михайлович приходил к нам с художником Шпинелем, разбирался в реквизите, отбирал нужное и часами объяснял нам значение каждой вещи для картины. Мелочей для него не было, всему, чему суждено было попасть в кадр, он уделял исключительное внимание, каждая деталь реквизита играла в фильме свою роль, имела свой «голос» в кадре».

Кадр из художественного фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944)

За первую серию Эйзенштейну присудили Сталинскую премию I степени, а вот за вторую — вызвали в Кремль

Съемки завершили в 1944 году, а 20 января 1945 года первую серию «Ивана Грозного» показали в кинотеатре «Ударник». Фильм имел ошеломляющий успех.

Чарли Чаплин писал: «Фильм Эйзенштейна «Иван Грозный», который я увидел после второй мировой войны, представляется мне высшим достижением в жанре исторических фильмов. Эйзенштейн трактует историю поэтически, а это, на мой взгляд, превосходнейший метод ее трактовки».

Практически сразу фильму присудили Сталинскую премию I степени. Однако вторую серию правительство раскритиковало. Сталин говорил: «Или другой фильм — «Иван Грозный» Эйзенштейна, вторая серия. Не знаю, видел ли кто его, я смотрел, — омерзительная штука! Человек совершенно отвлекся от истории. Изобразил опричников как последних паршивцев, дегенератов, что-то вроде американского Ку-клукс-клана».

В феврале 1947 года Сергея Эйзенштейна и Николая Черкасова, который сыграл Грозного, вызвали в Кремль. Сталин указал на ошибки, в частности ему не понравился образ Грозного: его он сравнил с нерешительным Гамлетом. Эйзенштейн спорить не стал и с правками согласился. Однако внести их не успел: режиссер умер в 1948 году от инфаркта.

Кадр из художественного фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944)

Вторую серию все-таки показали, но уже после смерти Сталина

Николай Черкасов вместе с режиссером Владимиром Петровым хотели доработать и выпустить вторую серию фильма. Но посмотрев материал, они поняли, что фильм дополнить нельзя — можно только переснять заново. В 1958 году вторую серию выпустили в черновом варианте Эйзенштейна.

Съемки художественного фильма Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» (1944). Фотография: museikino.ru

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Дамы-этнографы царской России Дамы-этнографы царской России

В эпоху турнюров и корсетов они пускались в рискованные экспедиции

Культура.РФ
Ловец хакеров: как программист Юрий Максимов без сторонних инвестиций создал компанию по кибербезопасности с миллиардной стоимостью Ловец хакеров: как программист Юрий Максимов без сторонних инвестиций создал компанию по кибербезопасности с миллиардной стоимостью

Программист, который самостоятельно создал компанию с миллиардной стоимостью

Forbes
Микроглия и астроциты разделили обязанности при поедании мертвых нейронов Микроглия и астроциты разделили обязанности при поедании мертвых нейронов

Микроглия и астроциты разделяют обязанности при удалении мертвых нейронов

N+1
Толкование сновидений Толкование сновидений

Главная работа отца психоанализа

kiozk originals
Юлия Михалкова: «Я пример для детей» Юлия Михалкова: «Я пример для детей»

Интервью с актрисой и телеведущей Юлией Михалковой

Лиза
Отрывок из книги Элены Ферранте «Незнакомая дочь» Отрывок из книги Элены Ферранте «Незнакомая дочь»

Первые главы книги Элены Ферранте «Незнакомая дочь»

СНОБ
Возвращение волков в Йеллоустон помогло ивам стать выше Возвращение волков в Йеллоустон помогло ивам стать выше

Реинтродукция волков в Йеллоустон привела к восстановлению ивовых зарослей

N+1
Медвежья заслуга Медвежья заслуга

Сорок лет назад наша страна на неделю забежала прямо в будущее

Tatler
Живу с мужем, но мечтаю о других Живу с мужем, но мечтаю о других

Что такое комплекс Рыцаря и Негодняя, как он влияет на семейную жизнь?

Psychologies
Что любил есть Тургенев? Что любил есть Тургенев?

Иван Тургенев был большим ценителем русской кухни

Культура.РФ
Маска, я тебя знаю: история противогаза Маска, я тебя знаю: история противогаза

Первая мировая породила не только химическое оружие, но и защиту от него

Популярная механика
Можно ли стирать кроссовки в машинке и еще 5 вопросов про одежду — ищем ответы Можно ли стирать кроссовки в машинке и еще 5 вопросов про одежду — ищем ответы

Разгадываем главные "головоломки", связанные с одеждой

Cosmopolitan
Эксклюзив Cosmo: Айза Анохина о романе с Олегом Майами, разводе и новом шоу Эксклюзив Cosmo: Айза Анохина о романе с Олегом Майами, разводе и новом шоу

Мы расспросили Айзу о разводе, отношениях с Олегом Майами и сложностях в семье

Cosmopolitan
5 ответов на важные вопросы о родинках на нашем теле 5 ответов на важные вопросы о родинках на нашем теле

Профессор-онколог ответил на самые распространенных вопросы о невусах

РБК
Близкие люди Близкие люди

Иногда мы откладываем добрые дела, потому что думаем, что это сложно

Лиза
«Ожидаем новый передел»: глава группы «Везёт» о том, почему сделку с «Яндексом» нужно одобрить «Ожидаем новый передел»: глава группы «Везёт» о том, почему сделку с «Яндексом» нужно одобрить

Гендиректор «Везёт» Андрей Лукашевич рассказывает о сделке с «Яндекс.Такси»

Forbes
5 невероятно дорогих и странных опций для автомобилей 5 невероятно дорогих и странных опций для автомобилей

Список, дорогих вещей для авто, о которых большинство даже не слышало

Maxim
Отрывок неопубликованного романа Владимира Ермолаева из цикла «Случайная книга» Отрывок неопубликованного романа Владимира Ермолаева из цикла «Случайная книга»

Начало неопубликованного романа Владимира Ермолаева из цикла «Случайная книга»

СНОБ
Разрубить Гордиев узел референдума Разрубить Гордиев узел референдума

В пользу стратегии «голосовать» — опыт Белоруссии, Собчак и Македонского

СНОБ
Зиннят Акбашев: «Не нужно разбрасываться гостями» Зиннят Акбашев: «Не нужно разбрасываться гостями»

Зиннят Акбашев никогда не мечтал о карьере в ресторанном бизнесе

Bones
Фрол Буримский Фрол Буримский

Модный специалист Фрол Буримский предвосхитил тренд на внутренний туризм

Собака.ru
Шнекоходы: самые редкие вездеходы Шнекоходы: самые редкие вездеходы

Почему шнекоходы так и не получили должного распространения?

Популярная механика
Открыть огонь! Открыть огонь!

Приготовление кебаба — почти священнодействие

Вокруг света
No Kidding Press No Kidding Press

Как зарабатывает издательство, выпускающее только феминистские книги

Inc.
Затаил обиду? 4 техники, помогающие научиться прощать Затаил обиду? 4 техники, помогающие научиться прощать

Не держи чувство обиды в себе

Playboy
Посмертные приключения тела: что происходит с останками знаменитостей Посмертные приключения тела: что происходит с останками знаменитостей

Некоторым знаменитостям удалось продолжить свое посмертное существование

Популярная механика
Фотопроект: что берут с собой в дорогу нелегальные мигранты из Латинской Америки Фотопроект: что берут с собой в дорогу нелегальные мигранты из Латинской Америки

Вещи, которые берут с собой нелегальные мигранты из Латинской Америки

Esquire
Простая жизнь Простая жизнь

Эта вилла на юге Италии, в регионе Апулия, сделана по принципу al fresco

SALON-Interior
12 людей, поневоле ставших известными писателями 12 людей, поневоле ставших известными писателями

Иногда, чтобы стать классиком, достаточно сломать ногу

Maxim
Открыть в приложении