Сальто над пропастью
Лучший экспромт — хорошо подготовленный. Лучший риск — хорошо организованный, особенно если опасность превращается в работу. В Акапулько профессиональные ныряльщики, клавадисты, каждый день бросаются в океан с 35-метровой скалы. «Вокруг света» поговорил с одним из них
Океан, похоже, чем-то рассержен: волны цвета индиго разбиваются о подножие скал с каким-то особым неистовством. Скала Ла-Кебрада, всемирно известная достопримечательность Акапулько, в лучах послеполуденного солнца играет острыми рельефами и складками. На самом верху — человек, который кажется размером с игрушечного пупса. Площадка для зрителей расположена на скале поменьше, которую от Ла-Кебрады отделяет узкая, всего семь метров в ширину, заводь — в нее-то и ныряют клавадисты. Народу на площадке много: высокий сезон. Я приехала за 20 минут до начала представления, чтобы занять место получше, а те, кто пришли за несколько минут, предпочли подождать следующего шоу.
Чуть переминаясь с ноги на ногу, клавадист смотрит вниз, на воду. Вот-вот прыгнет, но почему-то медлит — минуту, другую, третью… Наконец дайвер медленно поднимает руки и ныряет в бездну…
Три секунды с ветром
Виктор, ты так долго стоял наверху, как будто не решался прыгнуть. Это из-за страха?
Дело в том, что узкая заводь, в которую мы прыгаем, еще и довольно мелкая. В среднем ее глубина колеблется от 3,5 до 4,5 метра, иногда достигает пяти. Все зависит от приливов и отливов, к тому же постоянно меняется из-за волн. Поэтому, прежде чем прыгнуть, необходимо дождаться, когда глубина станет максимальной, то есть когда возникнут самые комфортные условия для прыжка. А страх — он есть всегда, перед каждым прыжком. Несмотря на то что я ныряю уже много лет, сейчас мне так же страшно, как и в первый раз. Но я рисковый человек.
О чем ты думаешь, когда летишь вниз?
От момента прыжка до погружения в воду проходит примерно три секунды. И, если честно, в это время я не думаю ни о чем. Только всем телом ощущаю ветер и слышу его шум: ш-ш-ш-ш-ш… И когда я вижу, что вода уже близко, главная задача — сконцентрироваться, правильно сгруппироваться, прижать голову к телу руками и войти в воду ногами, не коснувшись скалистого дна. Есть еще одна опасность, которую надо учитывать с самого начала: сама скала неровная и расположена к морю под углом больше 90°, и, чтобы не удариться о выступы, нужно как следует оттолкнуться.
Та-а-ак, о каких еще «подводных камнях» следует знать, прежде чем прыгнуть с Ла-Кебрады?
Есть одно природное явление, которое мы называем mar de fondo, когда волны могут схлестываться друг с другом, и это очень некомфортный момент для ныряния. Усложняет прыжки сильный ветер: он может отклонить клавадиста от нужной траектории, к тому же из-за вращения в воздухе существует вероятность удариться о воду животом. Разумеется, сложно прыгать в дождь, но если зрители собрались, то надо…
Ваше шоу идет по расписанию?
Наше шоу идет круглый год, пять раз в день — в 13:00, 19:30, 20:30, 21:30 и в 22:30. Расписание составлено с учетом привычного графика туристов: время до и после обеда они проводят на пляжах, а дневное шоу могут увидеть из ресторана со смотровой площадкой. Вечером пляжи закрываются, и туристы ищут развлечений в городе. Два последних шоу проходят в темноте, для большего эффекта в 21:30 мы прыгаем в бликах костра, который разжигают на скале, а в 22:30 — с факелами в руках. Поздно вечером прыгать сложнее, поскольку внизу почти ничего не видно, к тому же факелы в полной темноте слепят.
На бога надейся…
На Ла-Кебраду по выступам забираются три ныряльщика — удивительно быстро и ловко, безо всякой страховки. Они выходят на платформу и встают перед двумя небольшими гротами, выкрашенными снаружи голубой и белой краской. Двое крестятся и буквально через полминуты спускаются чуть ниже для прыжка, третий остается наверху. Клавадист быстро припадает к гроту что поменьше, затем подходит ко второму, молится и встает на край скалы. Через объектив фотокамеры со смотровой площадки можно разглядеть по женской статуэтке внутри каждого грота.
Как вообще зародилась традиция прыжков с Ла-Кебрады?
Первыми это стали делать местные рыбаки. Им часто приходилось прыгать в воду с прибрежных скал, чтобы вытащить застрявшие в скалистом дне рыболовные крючки. В начале 1930-х четыре брата-тинейджера по фамилии Апак Риос: Рохеберто, Альфонсо, Энрике и Сальвадор — придумали не просто доставать крючки, а соревноваться, кто прыгнет с большей высоты. Победитель получал весь улов. В 1934 году их заметил швейцарский импресарио Тедди Штауффер, который устраивал выступления музыкантов с танцами на террасе отеля El Mirador рядом с ЛаКебрадой. Штауффер решил организовать шоу ныряльщиков, набрал команду и стал проводить несколько представлений в день. Сначала в каждом из них участвовало по одному клавадисту, который прыгал с 35-метровой высоты. Сейчас мы прыгаем с высоты 35 и 28 метров по несколько человек: по очереди, вдвоем и втроем. Каждое шоу длится полчаса.