Генерал по лицею
Когда речь заходит о Царскосельском лицее, то сразу возникает образ Пушкина и первых лицеистов. Но время романтизма, овеянное славой великого поэта, довольно быстро завершилось. В 1822 году лицей передали в систему управления военно-учебными заведениями, и вскоре в Царское Село на пост директора прибыл седой генерал.
В собрании петербургского коллекционера Михаила Миронова хранится портрет пожилого генерала. Изящную акварель исполнил в 1848 году австриец Карл Шрейнцер, получивший художественную славу в России. Три звёздочки на эполетах ветерана указывают чин генерал-лейтенанта. Левую сторону его груди украшают звёзды орденов Белого орла и Святого Владимира. По борту мундира выпущены Владимирский крест 2-й степени и крест ордена Святой Анны 1-й степени. В петлице белеет крест ордена Святого Георгия 4-й степени и бронзовая дворянская медаль в память Отечественной войны 1812 года. Ниже их приколот прямоугольный знак за 50 лет беспорочной службы. То есть генерал начал свою карьеру ещё в конце XVIII века!
Несмотря на долгую службу, высокий чин и награды, седой ветеран не имеет серебряных медалей за походы против Наполеона в 1812–1814 годах, а также за войны с Персией, Турцией и Польшей в начале царствования Николая I. То есть во всех этих боевых действиях генерал не участвовал, что уже само по себе примечательно.
На первый взгляд, ветеран изображён в обычном общем генеральском вицмундире. Но при Николае I каждая деталь формы имела значение. Если присмотреться, то по внешним краям красного воротника можно заметить тёмно-зелёную выпушку. Кроме того, золотые эполеты имеют подбой не из красного, а из жёлтого сукна. Эти нюансы указывают, что на самом деле генерал одет в мундир Дворянского полка — военно-учебного заведения, располагавшегося в Петербурге. В ходе дальнейших поисков стало понятно, что на акварели изображён генерал-лейтенант Фёдор Григорьевич Гольтгойер. Он стоял у истоков создания Дворянского полка, и в память об этом 22 мая 1836 года Николай I зачислил его в полковые списки с правом ношения мундира.
Фридрих Агатус Гольтгойер (Holthoer) родился 14 марта 1771 года в Люнебурге в семье аптекаря. Но с отрочества вся его жизнь прошла в России, где он получил православное имя Фёдор Григорьевич. Правда, по-русски он до конца жизни говорил с акцентом. 19 апреля 1785 года юный Гольтгойер поступил сержантом в Артиллерийский и инженерный шляхетный корпус. С этим учебным заведением, переименованным 10 марта 1800 года во 2-й кадетский корпус, оказались связаны следующие три десятка лет его биографии. Закончив образование в 1788 году, Гольтгойер остался в столице учить кадет и, ни разу не слышав свиста вражеских пуль, постепенно дослужился при корпусе до генерал-майора и даже получил за выслугу орден Святого Георгия.
В начале царствования Александра I войны с Францией, Турцией, Персией, Швецией потребовали срочного усиления русской армии. Но для этого нужны были тысячи новых офицеров. В 1807 году император велел присылать бедных провинциальных дворян в Петербург, из которых при 2-м кадетском корпусе сформировали два батальона. С 1811 года они составили Дворянский полк. Поскольку все военно-учебные заведения подчинялись тогда младшему брату царя великому князю Константину Павловичу, то командиром полка он назначил своего любимца Дмитрия Куруту. Но тот с 1812 года всё время находился при цесаревиче сначала на войне, а затем в Польше. Реально же руководил полком командир 1-го батальона майор Гольтгойер. В конце концов такое положение узаконили в 1815 году, когда Курута стал шефом Дворянского полка, а Гольтгойер его командиром.