Игры, в которые играют люди
Психология человеческих взаимоотношений
В книге 1964 года «Игры, в которые играют люди» исследуется удивительный мир психологических игр, где игроки бессознательно манипулируют друг другом, заставляя другого действовать во вред себе. Эрик Берн анализирует, что скрывается за этими играми, а также показывает, как от них отказаться и установить в отношениях настоящую близость.
Для кого эта книга?
Книга «Игры, в которые играют люди» неспроста стала классикой психоанализа. Она откроет вам глаза на то, почему вы ведете себя тем или иным образом. И что самое ценное – поможет разорвать порочный круг нездоровых манипуляций, к которым все мы иногда прибегаем. Вы сможете понять, чего на самом деле от вас хочет жена или начальник и почему вы никак не можете добиться желаемого. Если вы примените советы Эрика Берна на практике, то сможете жить более осознанной жизнью и научиться действовать по ситуации.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Игры, в которые играют люди» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Узнайте всё об играх, в которые играют люди.
Вы играете в игры? Вы можете этого и не осознавать, но, почти наверняка, вы это делаете. Однако, прочитав эту книгу, вы сможете немного лучше понять себя и других. Опираясь на свои бесценные знания о психологии человеческих взаимоотношений, Эрик Берн поможет нам понять, как обнаружить игры, в которые играет каждый из нас.
Из этого обзора вы узнаете:
- в какие игры начинают играть пары сразу после медового месяца;
- почему люди играют в игру «Ну что, попался, негодяй!»;
- и о возможностях, которые предлагает жизнь без игр.
Согласно трансакционному анализу, в каждом из нас можно выделить три эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок.
Несмотря на то, что, в целом, в поведении людей наблюдается хаос, Эрик Берн заметил, что существуют определенные повторяющиеся поведенческие паттерны.
Наблюдая за тысячами пациентов, он предположил, что при взаимодействии друг с другом, люди выбирают одно из трех состояний своего «Я» – Родитель, Ребенок или Взрослый. Эти эго-состояния включают в себя определенные чувства, мысли и поведение и развиваются в течение всей жизни. То, в каком состоянии пребывает ваше «Я» в данный момент, зависит как от вашего прошлого, так и от настоящего.
Например, в процессе взросления каждый ребенок подражает тем, кто его воспитывал, отсюда и происходит эго-состояние Родителя. Допустим, ваша мать сердилась на вас, когда вы делали что-то не так, и демонстрировала свое недовольство, крича на вас. Став взрослым, вы можете бессознательно перенять этот шаблон поведения, и каждый раз, когда ваш ребенок плохо себя ведет, повышать на него голос. Конечно, действия вашего Я-Родителя не обязательно должны быть негативными, это просто повторение действий кого-то из ваших родителей (или их обоих).
Эго-состояние Взрослого – это источник рационального мышления. Оно развивается по мере того, как мы накапливаем опыт, и позволяет нам принимать решения, основанные на том, с чем мы сталкиваемся здесь и сейчас. В этом состоянии информация обрабатывается, а значит, для решения проблем используется логическое мышление. Состояние Я-Взрослого обычно возникает, когда в кинотеатре вы просите кого-то не хрустеть попкорном, или когда вы изучаете сломанный двигатель, чтобы понять, что нужно исправить.
И, наконец, эго-состояние Ребенка характеризуется спонтанным поведением, которое было свойственно нам в младенческом возрасте. Это источник наших эмоций, творческих порывов и близких отношений. Со временем ваш Внутренний Ребенок может оказаться под давлением Родителя и Взрослого, но у вас всегда остается возможность освободить его от их влияния и вернуться к состоянию естественного Ребенка. Например, в состоянии Ребенка мы часто пребываем во время секса, которому родители, конечно же, не учат своих детей и которому вообще не учатся специально.
Игры – это предсказуемые взаимодействия между разными эго-состояниями.
Итак, у людей есть разные состояния «Я», и что из этого следует? Понимание эго-состояний является основой понимания многих видов игр, в которые играют люди.
Всякий раз, когда вы общаетесь с кем-то, вы взаимодействуете с ним, находясь в одном из состояний вашего «Я». Например, вы можете действовать как Родитель, а ваш собеседник будет реагировать как Ребенок. Либо вы оба можете взаимодействовать как Взрослые.
Так происходит, например, когда вы ругаете своего партнера за то, что он не моет посуду (ситуация взаимодействия «Родитель–Ребенок»), или, когда вы планируете поездку с другом (ситуация взаимодействия «Взрослый–Взрослый»). В обоих случаях состояние ваших «Я» и ваши цели ясны. Но иногда вам кажется, что вы действуете, находясь в одном эго-состоянии, тогда как на самом деле вы находитесь в другом. И то, что на поверхности выглядит как цель, на самом деле целью не является. Когда такое происходит, вы играете в игру.
Представьте себе мужчину, флиртующего с женщиной. В конце вечера он говорит, что хотел бы показать ей свою коллекцию пластинок. Она отвечает, что любит пластинки. Даже если на первый взгляд это выглядит так, будто двое Взрослых ведут невинный разговор, на деле это два Ребенка, которые наслаждаются флиртом. А цель посмотреть коллекцию пластинок скрывает настоящее намерение – секс.
В этом случае и мужчина, и женщина знают, в какую игру они играют. Но так бывает не всегда. Во многие игры люди включаются бессознательно, и никто из игроков не знает, что происходит, и почему он играет в игру. Вот почему только поняв игры, в которые играют люди, вы можете освободиться от тех, в которые вас втягивают.