Образы людей и богов в искусстве от Древнего мира до наших дней

kiozk originalsИстория

Цивилизации

Образы людей и богов в искусстве от Древнего мира до наших дней

Автор: Мэри Бирд – профессор истории Древнего мира Кембриджского университета, член Британской академии и Американской академии искусств и наук, автор бестселлеров. Часто ее называют «самым известным в Британии специалистом по античности». Бирд регулярно участвует в теле- и радиопередачах и ведет популярный блог в Твиттере. Среди ее книг: «SPQR: История Древнего Рима» и «Женщины и власть. Манифест»

0:00 /
1535.342

Для кого эта книга?

Язык – орудие поэта, или же поэт – орудие языка? Что первично – означаемое или означающее? Эти вопросы справедливы в отношении всех видов искусства. Мы формируем искусство, причём и создавая, и воспринимая его, а искусство формирует нас. Книга Мэри Бирд не только отвечает на эти вопросы, но и содержит море интересной информации о самых разных культурах – от Древнего Египта до современности, и рассказывает захватывающие истории о тех, кто жил до нас. Ведь именно благодаря искусству поддерживается связь времён, а значит, мы можем вступить в диалог с теми, кто жил тысячи лет назад, и увидеть мир их глазами.

Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Цивилизации» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?

Что искусство может рассказать о цивилизации?

Искусство формирует наше понимание окружающего мира. Иногда оно делает это с размахом, как в случае с пирамидами Древнего Египта, которые четко указывают, кто здесь был главным. Порой это происходит менее масштабно. Например, портрет на стене – очень мощное напоминание о самых важных для нас людях.

Искусство, таким образом, является прекрасной отправной точкой для понимания других сфер человеческой жизни в разные периоды времени. Оно может помочь нам раскрыть ценности и идеи разных цивилизаций. Точно так же, как инсталляция Дэмьена Хёрста многое говорит о нашем постмодернистском обществе, древний охлаждающий сосуд для вина или средневековая мечеть могут дать множество подсказок о том, во что люди верили в прошлом.

Именно такой подход использует известный историк Мэри Бирд в своей увлекательной книге об истории художественных образов в мировом искусстве. От Египта эпохи фараонов до буддийской Индии и Англии времен Реформации – автор рассказывает о том, как люди изображали окружающий мир и что означали эти изображения.

Из этого обзора вы узнаете:

  • почему итальянские художники эпохи Возрождения изображали библейских персонажей в современной им одежде;
  • как в цивилизациях, запрещавших изображать людей и животных, представляли божественное начало;
  • и почему первый китайский император был похоронен вместе с 7000 терракотовых солдат.

Смысл произведений искусства определяется тем, как люди взаимодействуют с ними.

Если мы хотим увидеть искусство, особенно древнее, мы обычно идем в музей или библиотеку. Но это не те места, где большинство художников прошлого рассчитывали увидеть свои работы. Дело в том, что смысл многих художественных произведений формировало то, как с ними взаимодействовали люди.

Возьмем две статуи египетского фараона Аменхотепа III в Фивах: их значение определялось тем, что люди отправлялись в древний город, чтобы увидеть эти памятники своими глазами.

Одна из статуй в древности была известной достопримечательностью. Ее главным достоинством была способность «петь» (как она это делала, сейчас не ясно); возможно, это была лишь шутка местных озорных детей, а может быть, просто звук воздуха, выходящего через трещины в каменной кладке.

Поскольку пение статуи зависело от погоды (или от маленьких шалунов), нельзя было знать наверняка, услышите вы его или нет. И довольно скоро современники стали воспринимать этот звук как доброе предзнаменование.

Одним из путешественников, посетивших статую Аменхотепа III, был римский император Адриан. В 130 году н. э. придворная дама Юлия Бальбилла описала это событие в стихах, которые позже были начертаны на левой ноге и ступне каменного изваяния.

В стихотворении поэтесса утверждает, что Адриан слышал пение статуи и что это был явный знак благосклонности богов!

Таким образом, становится ясно, что искусство в древнем мире несло не только декоративную функцию, и прекрасным примером в этом отношении служит афинская керамика.

Возьмем, к примеру, охлаждающий сосуд для вина, изготовленный в V веке до нашей эры. Он украшен изображениями пьяных обнаженных сатиров – мифических созданий, наполовину людей, наполовину животных. Сатиры показаны в момент безумного веселья: один из них на своем эрегированном пенисе пытается удержать кубок, другому прямо в рот льется вино из бурдюка.

Может показаться, что это изображение повествует о торжестве гедонизма, но первое впечатление часто бывает обманчиво. Истинный его смысл куда глубже.

В то время, когда был изготовлен этот сосуд, афиняне занимались строительством городов, формировали свои правила и обычаи, а также размышляли над тем, что значит жить в городском сообществе. Их беспокоил вопрос, где провести границу между цивилизацией и варварством.

Изображения сатиров должны были служить напоминанием о том, что отныне подобные сцены возможны только на поверхности сосудов для вина.

Изображения людей издавна использовались для того, чтобы сохранить память об умерших и помочь нам примириться с потерей.

Когда смерть забирает у нас любимых людей, мы часто обращаемся к фотографиям, чтобы дорогие сердцу образы не стерлись из памяти. Но фотография была изобретена относительно недавно – а что же люди делали раньше?

Раньше на помощь приходило искусство.

Греческая статуя Фрасиклея является ярким примером того, как художественные произведения когда-то помогали людям хранить память об ушедших близких.

Эта погребальная статуя, обнаруженная в окрестностях Афин в 1970-е годы, отмечает место захоронения знатной девушки, жившей в древней Греции. Скульптор подробно изобразил мельчайшие детали облика прекрасной Фрасиклеи. На поверхности изваяния все еще можно видеть следы красного пигмента, который некогда покрывал его.

Необыкновенное впечатление производит прямой взгляд девушки – зритель просто не может не встретиться с ней глазами. Это чрезвычайно личная работа. Девушка держит в руке цветок, а надпись на постаменте сообщает нам от первого лица, что Фрасиклея умерла перед свадьбой.

Древнее искусство было связано не только с сохранением памяти. Оно также лечило от горечи потери близкого человека.

Рассмотрим, например, египетские портреты во времена, когда Египет был провинцией Римской империи.

Спустя несколько столетий после безвременной кончины Фрасиклеи портретная живопись стала важной частью римских траурных ритуалов.

Это были чрезвычайно образные картины, при написании которых использовался эффект игры светотени. Но их не вешали на стены, как мы это делаем сейчас, – они использовались для украшения саркофагов. Некоторые источники указывают на то, что саркофаги оставались в домах скорбящих в течение некоторого времени, прежде чем умершего хоронили.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Бесцветный» «Бесцветный»

История комика Тревора Ноя: ужасы, которые пережил «бесцветный» ребенок в ЮАР

kiozk originals
Миф о красоте Миф о красоте

Стереотипы против женщин

kiozk originals
Нация умных людей Нация умных людей

История израильского экономического чуда

kiozk originals
Победа «томского пациента»: как Навальный изменил политический ландшафт на последних выборах Победа «томского пациента»: как Навальный изменил политический ландшафт на последних выборах

Прошлогодний успех «Умного голосования» на выборах не был случайностью

Forbes
Планета нервных Планета нервных

Как жить в мире процветающей паники

kiozk originals
Фетиш невинности. Зачем говорить с детьми о сексе Фетиш невинности. Зачем говорить с детьми о сексе

Как фильм «Милашки» пытается начать важный разговор о сексуальных желаниях

СНОБ
Краткая история времени Краткая история времени

От Большого взрыва до черных дыр

kiozk originals
Мир по «Звездным войнам» Мир по «Звездным войнам»

Что «Звездные войны» могут рассказать нам о мире, в котором мы живем

kiozk originals
Завтрак с Сократом Завтрак с Сократом

Философия повседневной жизни

kiozk originals
Оксана Карас: «Когда смотришь фильм, последнее, о чем стоит думать, — что его сняла женщина» Оксана Карас: «Когда смотришь фильм, последнее, о чем стоит думать, — что его сняла женщина»

Оксана Карас сняла фильм «Доктор Лиза» о благотворительнице Елизавете Глинке

Glamour
Сколько можно спать? Сколько можно спать?

Еще несколько сотен лет назад европейцы спали дважды за сутки

Популярная механика
5 реальных мегамашин, которые выглядят так, будто их создали дети 5 реальных мегамашин, которые выглядят так, будто их создали дети

Крутые и серьезные мегамашины с дизайном, который легко придумали бы дети

Популярная механика
Homo Deus Homo Deus

Краткая история будущего

kiozk originals
Пруст и кальмар Пруст и кальмар

История и наука читающего мозга

kiozk originals
20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
Как разлюбить плюшки Как разлюбить плюшки

Как сделать, чтобы плюшек не хотелось вовсе?

Худеем правильно
Мифология Мифология

Бессмертные истории о богах и героях

kiozk originals
«Я работаю на два или три года вперёд и очень редко бываю в сегодняшнем дне». Джефф Безос — о фокусе на клиентах, а не конкурентах, и безусловной любви «Я работаю на два или три года вперёд и очень редко бываю в сегодняшнем дне». Джефф Безос — о фокусе на клиентах, а не конкурентах, и безусловной любви

Джефф Безос — о связи инноваций с долгосрочным планированием

Inc.
Критика чистого разума Критика чистого разума

Революционная классика философской мысли о пределах человеческого разума

kiozk originals
Сметаной — нельзя, медом — можно. Что делать при разных видах ожогов Сметаной — нельзя, медом — можно. Что делать при разных видах ожогов

Как себя вести и что делать при ожогах разной степени тяжести?

РБК
11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
Правила успешного питчинга Правила успешного питчинга

Что такое питчинг, для чего он нужен и как презентовать свою идею спонсору

СНОБ
6 признаков глупого человека 6 признаков глупого человека

Как понять, кого нужно избегать? Да и нужно ли на самом деле?

Psychologies
Биологи разобрались в механизме возбуждения нейронов предрасположенных к шизофрении пациентов Биологи разобрались в механизме возбуждения нейронов предрасположенных к шизофрении пациентов

Нейроны пациентов с делецией 22 хромосомы возбуждаются чаще обычных клеток

N+1
Так почему же ночью небо тёмное? Так почему же ночью небо тёмное?

Чтобы понять, почему небо темнеет ночью, нужно понять устройство Вселенной

Наука и жизнь
Нарушение обмена веществ: почему растет вес и портится кожа Нарушение обмена веществ: почему растет вес и портится кожа

Как понять, что с обменом веществ начались проблемы, и что делать потом?

Cosmopolitan
Саудовская Аравия Саудовская Аравия

Люди, прошлое, религия, противоречия – и будущее

kiozk originals
Ослабленная связь коры и таламуса нарушила социализацию мышей Ослабленная связь коры и таламуса нарушила социализацию мышей

Из-за социальной изоляции в раннем возрасте у мышей нарушается связь в мозге

N+1
Книга о власти над собой Книга о власти над собой

Тони Роббинс о том, как найти себя цели и осуществить их

kiozk originals
Отрекаются, любя: женщины, ради которых монархи отказывались от всех титулов Отрекаются, любя: женщины, ради которых монархи отказывались от всех титулов

Шесть историй о парах, в которых любовь победила стремление занять трон

Cosmopolitan
Открыть в приложении