«Белорусские мифы. От Мары и домашнего ужа до волколака и Злыдни»
Какая нечистая сила обитает в вихре
Белорусская низшая мифология известна нам по фольклорным и этнографическим исследованиям, которые регулярно проводились со второй половины XIX века. В ней содержатся как элементы, восходящие к праславянскому периоду, так и те, что сформировались в эпоху образования отдельных этносов. В книге «Белорусские мифы. От Мары и домашнего ужа до волколака и Злыдни» (издательство «Манн, Иванов и Фербер») славист Елена Левкиевская рассказывает о белорусских этиологических легендах, мифологических персонажах, домашних и природных духах, а также мифологизированных явлениях. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о поверьях, связанных с вихрем.
Вихрь
Белорусские поверья о вихре являются частью общеславянских метеорологических представлений о «нечистом», крутящемся ветре, в котором летают, вертятся, танцуют, дерутся, справляют свадьбу черти, ведьмы, колдуны и погибшие некрещеными дети, а в других славянских регионах — вештицы, летающие змеи, самовилы и иные атмосферные демоны. Демонический статус вихря объясняется негативной семантикой верчения как действия, характерного для нечистой силы, а закрученных предметов — как вредоносных для человека. То же касается и колтуна, залома, водоворота, вывернутых с корнем деревьев, закрученного вихрем полотна и других побывавших в вихре вещей. Вихрь — демоническое явление, самостоятельное существо, обладающее собственной волей. Иногда он считается воплощением различных демонов, например черта или полесского водяного-топельника. Но одновременно вихрь — место пребывания различной нечистой силы. Причиной появления вихря считают деятельность различной нечистой силы, которая в вихре справляет свадьбу: «черт крутится, свадьбу играет», «черти женятся», «чертова свадьба», «свадьбу правят черти».
Как вихреник летит, то говорят: черти свадьбу справляют. Я была девушкой еще и помню. Бывало же лен в поле стелют [для просушки]. Был лен постланный у нас. И как схватился тот вихреник — и под небо понесло. Это свадьба чертей (село Кончицы Пинского р-на Брестской области, 1984 год).
В сказаниях вихрь появляется в летнее время — в период косьбы, жатвы и уборки урожая, что соответствует метеорологическим условиям образования этого явления. Обычно он начинается в полдень, реже в полночь (тогда он исчезает с пением первых петухов), то есть в традиционное время пробуждения нечистой силы.
А вихрь летит — это свадьба, говорят, их, лихих. Вихрь появляется в полдень. Точно в полдень. И в ночи — может, в первом часу, в двенадцать. Мы в один год пололи картошку в колхозе. Тихо-тихо было. И вдруг летят: у-у-у! Такая буря налетела и полосой ползет на нас. И мы попадали — юбки только — хлоп-хлоп — закручивало. Уже после войны это было. Ох, Боже мой! И полетело сквозь поле! Это, говорят, свадьба едет. И так вот одной полосою — аж лес погнуло. Это где-то черт женится (село Убортская Рудня Лельчицкого р-на Гомельской области, 1983 год).