Бесступенчатая трансмиссия все чаще применяется на автомобилях различных марок

АвтоМирАвто

Техника

Вариаторы и жизнь

Бесступенчатая трансмиссия, в которой передаточное отношение возможно плавно изменять в некоторых пределах, а число возможных передаточных чисел бесконечно, все чаще применяется на автомобилях различных марок и классов. На примере внедорожника Mitsubishi Outlander рассмотрим, как вариатор прочно вошел в повседневность

Считается, что изобретателем первого в мире устройства, похожего на современные вариаторы, стал не кто иной, как сам Леонардо да Винчи – великий итальянский художник и изобретатель эпохи Возрождения.

От Леонардо к автозаводу

Однако для того чтобы это изобретение получило свое практическое применение в транспортных средствах, потребовалось несколько веков – и, в конце концов, изобретение самого автомобиля. Еще в середине XX века были попытки внедрить вариаторы на легковых автомобилях – в частности, машины с такой трансмиссией выпускала голландская фирма DAF, однако широкого распространения тогда она не получила.

«Второе рождение» вариаторы переживают с начала 1990-х годов, причем наиболее преуспели в их применении на автомобилях японские компании. Особенно распространенными стали клиноременные вариаторы, крутящий момент в которых передается между двумя шкивами изменяемого диаметра посредством специального металлического ремня. К совершенствованию этого типа трансмиссии инженеры приложили значительные усилия – постепенно росли показатели крутящего момента, с которым агрегат мог справиться, а соответственно – и рабочий объем двигателя, в паре с которым он мог работать. В результате к началу 2000-х годов вариаторы стали настолько совершенными и выносливыми, что их стали применять не только на малолитражных легковых машинах, но и на кроссоверах и внедорожниках, в том числе достаточно крупных.

Бесступенчатый Outlander

Внедорожник Mitsubishi Outlander, который вскоре после дебюта завоевал мировую популярность, получил вариатор не сразу – первый Outlander оснащался МКП или традиционным автоматом и постоянным полным приводом, родственным тому, которым комплектовали Lancer Evolution. Симметричным, с вискомуфтой для блокировки межосевого дифференциала! Разумеется, вся эта «техника» не была особенно-то экономичной. А преимущество вариатора как раз в том, что трансмиссия этого типа, плавно подбирая передаточное отношение, способна держать двигатель в оптимальном для его работы диапазоне оборотов.

На Outlander такой тип трансмиссии внедрен начиная со второго поколения – на российском рынке этот автомобиль носил имя Outlander XL. Новый тип трансмиссии получили автомобили с 4-цилиндровыми моторами – в их недрах поселился агрегат JF011E японской фирмы Jatco. Помимо Mitsubishi, этот агрегат применялся и на автомобилях других крупных автопроизводителей – например, Nissan, Jeep, Renault или Suzuki.

Бесступенчатая трансмиссия позволяет разгоняться на автомобиле ровно, не запинаясь при смене ступеней, как это происходит на машинах с традиционными гидромеханическими автоматами, получившими в последнее время популярность преселективными коробками передач, или, тем паче, с обыкновенными «роботами» с одним сцеплением, которые работают наименее плавно. Есть у современных вариаторов и ручной режим работы

Преимущества бесступенчатой трансмиссии в том, что она позволяет начать ускорение сразу после нажатия педали акселератора – без запинки, без толчков при переключениях. Плавный уверенный разгон без разрыва потока мощности сочетаются при этом с топливной экономичностью, ведь двигатель работает в оптимальном для него диапазоне оборотов.

Однако многим автомобилистам, привыкшим к «общению» с машинами, снабженными традиционными гидромеханическими АКП, такое поведение «вариаторных» автомобилей могло показаться странным, а уровень шума – чрезмерным. Идя навстречу пожеланиям клиентов, инженеры в дальнейшем перенастроили трансмиссию, сгладив эту характерную особенность – «зависание» мотора на высоких оборотах.

Применительно к Mitsubishi Outlander это произошло с выходом в свет третьего поколения модели – она появилась на рынке в 2012 году. Обороты двигателя стали расти вместе с набором скорости, в зависимости от интенсивности нажатия на газ, и поведение автомобиля стало для «пользователя» более привычным.

Mitsubishi Outlander оснащается атмосферными бензиновыми двигателями семейства MIVEC. В настоящее время кроссовер предлагается в России с двумя моторами – 2,0-литровый развивает 146 л.с., 2,4-литровый – 167 л.с. В качестве единственной доступной трансмиссии предусмотрен вариатор – он успешно работает на автомобилях как с передним, так и с полным приводом

Кроме того, система управления учитывает, что на Mitsubishi Outlander периодически приходится передвигаться по холмистой местности, проселочным дорогам, а то и бездорожью – коробка автоматически обеспечивает режим «торможения двигателем» на затяжных спусках, не заставляя автомобилиста лишний раз вмешиваться в работу коробки. Впрочем, если он желает плотнее «руководить процессом», такая возможность имеется – менять виртуальные «передачи» можно движением крупных металлических подрулевых лепестков. Совершенствовался в процессе выпуска не только алгоритм управления, но и сам агрегат – в частности, в ходе рестайлинга 2014 года вариатор получил радиатор охлаждения, чтобы исключить вероятность его перегрева. А с выпуском автомобиля актуального ныне поколения на смену прежнему агрегату пришел новейший, с индексом CVT8 – при разработке этой трансмиссии специалистам Jatco удалось расширить рабочий диапазон передаточных чисел с 7,0 до 8,0 – это позволило обеспечить более интенсивный разгон при старте. А применение масла с более низкой вязкостью позволяет эффективно бороться с потерями на трение.

Mitsubishi Outlander доступен на российском рынке с передним или полным приводом. Электронноуправляемая муфта в приводе задних колес появилась на Outlander тогда же, когда и вариатор – с выходом второго поколения модели (в России – Outlander XL)

Аргумент – ремень

Сама же принципиальная конструкция вариатора достаточно проста: крутящий момент передается между двумя шкивами переменного диаметра – шкивы могут сдвигаться и раздвигаться посредством гидравлического исполнительного механизма, чтобы ремень вариатора мог оборачиваться вокруг шкива по большей или меньшей дуге. В основе ремня – важнейшей его детали, передающей крутящий момент, – две многослойные высокопрочные стальные ленты, которые устойчивы к растяжению. Во взаимодействие с рабочими поверхностями шкивов вступают несколько сотен металлических пластин сложной формы, обладающих высокой твердостью. Для плавного трогания автомобиля с места используется гидротрансформатор – как в традиционных АКП. В целом все просто – и вполне надежно.

Надежный поставщик

Японская компания Jatco, ведущий разработчик, производитель и поставщик трансмиссий, в том числе бесступенчатых, существует в нынешнем виде с 1999 года, но ее история начинается значительно раньше. Так, еще в 1970 году усилиями Nissan, Mazda и Ford для производства коробок передач была создана компания Japan Automatic Transmission. В 1989 году она сменила название на JATCO Corporation. Нынешняя фирма Jatco на 75% принадлежит японскому автопроизводителю Nissan, еще 15% акций у Mitsubishi и 10% – у Suzuki. В компании работает порядка 14 000 человек. Помимо вариаторов, способных работать в паре с моторами рабочим объемом до 3,5 л на седанах и крупных кроссоверах, компания производит также традиционные ступенчатые коробки передач, а кроме того – трансмиссии для гибридных автомобилей.

Outlander I

Выпускался с 2003 года

Внедорожник Outlander присутствует на российском рынке с конца 2003 года, и за прошедшие 15 лет разошелся более чем 200-тысячным тиражом. На автомобилях первого поколения вариаторов не было – зато они могли похвастаться постоянным полным приводом, как на спортседанах Lancer Evolution.

Outlander II

Выпускался с 2007 года

На Mitsubishi Outlander второго поколения появился бесступенчатый клиноременный вариатор JF011E японской фирмы Jatco – одного из лидеров в производстве трансмиссий, в том числе и вариаторов. Новый тип трансмиссии доступен для кроссоверов с 4-цилиндровыми двигателями.

Outlander II (рестайлинг)

Выпускался с 2009 года

Вариатор Jatco по-прежнему устанавливается на автомобили Mitsubishi – в том числе на внедорожники Outlander. Также трансмиссиями этой марки комплектуются машины альянсов Renault-Nissan, Peugeot-Citroen. Кроме того, их можно обнаружить на Suzuki, Jeep, Dodge.

Outlander III

Выпускался с 2012 года

Алгоритм работы трансмиссии изменен – теперь двигатель не зависает на высоких оборотах, они нарастают вместе с набором скорости. Такая схема более привычна для водителей, привыкших взаимодействовать с традиционными АКП, «механикой» и роботизированными трансмиссиями.

Outlander III (рестайлинг)

Выпускался с 2014 года

Очередная перенастройка алгоритма работы вариатора. Кроме того, агрегат усовершенствовали технически – он получил радиатор охлаждения, чтобы исключить возможность перегрева, который мог возникнуть в некоторых случаях – к примеру, при длительном движении автомобиля на высокой скорости.

Outlander IV

Выпускается с 2015 года

На Outlander нынешнего поколения устанавливается вариатор от Jatco последнего поколения, с индексом CVT8. Японцы смогли дополнительно расширить рабочий диапазон ее передаточных отношений. Вариатором оснащается вся модельная линейка в России, с моторами 2.0 и 2.4, передним и полным приводом.

Текст: Максим Кубанцев
Фото: Mitsubishi, Jatco, Андрей Карпенко

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Цена ошибки Цена ошибки

Закрученная интрига Гран-при Канады порадовала болельщиков королевских гонок

АвтоМир
Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале Ле Корбюзье, история безумия и секты: 10 значимых книг, которые вышли в феврале

В феврале книжный мир еще только просыпается и готовится к выходу бестселлеров

Правила жизни
Ползучая локализация Ползучая локализация

«Соллерс» отчитался об успешной реализации стратегии по локализации продукции

Монокль
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово… Евгеника 2.0: о бедной науке замолвите слово…

Руководствуясь только логикой и фактами, ставим порочность евгеники под сомнение

Знание – сила
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
Связанные одной целью Связанные одной целью

Можно ли в одном организме объединить несколько разных существ?

Вокруг света
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Как найти свое счастье: бесценные научные советы Как найти свое счастье: бесценные научные советы

Формула счастья будет уникальной для каждого человека. Но как найти свою?

Psychologies
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами Японцы сделали роборуку с человеческими мышцами

Японские инженеры разработали биогибридную руку с человеческими мышцами

N+1
Разработана умная роботизированная инвалидная коляска Разработана умная роботизированная инвалидная коляска

Как умное кресло-коляска позволяет находить оптимальный путь к пункту назначения

ТехИнсайдер
Оно нам надо? Оно нам надо?

Самые популярные вопросы на тему инъекций для снижения веса

VOICE
Исследование: в мозге человека нанопластика хватит на целую пластиковую ложку! Исследование: в мозге человека нанопластика хватит на целую пластиковую ложку!

Какие последствия может иметь для здоровья наличие в мозге нанопластика?

ТехИнсайдер
Страсть, близость и обязательства: что такое любовь Страсть, близость и обязательства: что такое любовь

Что такое любовь с точки зрения психологии и что под любовью подразумевают люди?

Forbes
Южный Урал — сказочный край России Южный Урал — сказочный край России

Давно мечтала я побывать на Урале и вот стою у ворот парка «Таганай»...

Знание – сила
Расхитители гробниц Расхитители гробниц

Как арт-карабинеры возвращают похищенные произведения искусства

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Нос к носу Нос к носу

Дочка и папа. Актриса и художник. Двойное интервью Сергея и Маши Цигаль

Afternoon Seasons of life
Развитие генетики ускоренным путем Развитие генетики ускоренным путем

Эмбриотрансфер в животноводстве набирает обороты

Агроинвестор
Дух большой воды Дух большой воды

Почему индейцы боятся «Большой воды» и уходят все глубже в лес?

Вокруг света
Самое продуктивное межсезонье Самое продуктивное межсезонье

Моды в гуманитарных науках никогда не бывают сезонными: это всегда межсезонье

Знание – сила
Международные резервы: срочно требуются перемены! Международные резервы: срочно требуются перемены!

Подход к формированию золотовалютных резервов в России безнадежно устарел

Монокль
Советский провенанс: почему ландшафтный дизайн в России никак не выберется из 1980-х Советский провенанс: почему ландшафтный дизайн в России никак не выберется из 1980-х

Как владельцы загородной недвижимости еще находятся в плену яблонь и огородов

Forbes
Отели как лучше Отели как лучше

Об особенностях российского туристического бизнеса

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Джонни Депп — очень смелый режиссер Джонни Депп — очень смелый режиссер

Итальянский актер Риккардо Скамарчо о Джонни Деппе в роли режиссера

Ведомости
Жизнебетонные блоки Жизнебетонные блоки

«Оскар» как причина съездить в Чебоксары

Weekend
Открыть в приложении