Велосипед по-прежнему остается достаточно экзотическим видом транспорта

АвтоМирАвто

Право

Педалируем правила

Велосипед по-прежнему остается достаточно экзотическим видом транспорта и потому далеко не все помнят, какими правилами должен руководствоваться его «водитель». И очень зря!

Период времени, когда в нашей преимущественно северной стране без вреда для здоровья и опасности для жизни можно передвигаться на двух колесах, весьма короток. Но если мотоциклисты в этом году жалуются в основном на дождливую погоду, то тем, кто предпочитает крутить педали, палки в колеса (почти буквально) вставляет столичное правительство, затеявшее масштабную реконструкцию улиц. К сожалению, дело не только и не столько в неудобстве самих велосипедистов, привыкших к инфраструктуре, но и в их безопасности: лишившись привычных маршрутов, они вынуждены импровизировать, зачастую грубо нарушая правила дорожного движения. Давайте вспомним основные постулаты передвижения на велосипеде.

Даже если вы сами выбрали для поездок иной вид транспорта либо предпочитаете пешие прогулки, не лишним будет знать правила поведения других участников движения. Это поможет не только сохранить жизнь и здоровье им, но и обезопасить «от сумы и от тюрьмы» себя.

Правительство обещает, что к 2020 году в Москве будет 700 км велополос, оборудованных в том числе и специальными светофорами, которые уже начали появляться в центре столицы

В ПДД велосипедистам посвящен целый раздел – 24-й. Если вам исполнилось 15 лет, то элементы дороги, по которым вам разрешено перемещаться, ранжируются следующим образом. Первое – это велосипедная или велопешеходная дорожка, либо велополоса. Если их нет или движение по ним по объективным причинам невозможно, взрослый велосипедист может ехать по правому краю проезжей части. Если справа проходит «выделенка» для маршрутного транспорта, то пользоваться нужно именно ей. Если и это пространство непригодно для движения (например, перекопано или занято припаркованным транспортом), разрешено занять обочину. В городе таковой, как правило, не имеется, а потому самый крайний вариант – это тротуар или пешеходная дорожка. Велобайкерам младше 14 лет на проезжую часть выезжать категорически запрещено, даже в сопровождении взрослых. Их территория – велодорожки, тротуары, пешеходные зоны. Единственный случай, когда взрослым на велосипеде не только можно, но и нужно использовать пешеходную инфраструктуру, – это поездка вместе с юными (не старше 14 лет) велосипедистами. Разумеется, в этих случаях не должно создаваться помех «хозяевам» – пешеходам. Если вы отправляетесь в велопутешествие компанией, то по проезжей части можно ехать только в один ряд, в крайнем случае – в два. Исключение составляют специально организованные соревнования и тренировки, но такие мероприятия обычно сопровождаются спецтранспортом, предупреждающим об опасности других водителей.

На крупных магистралях, включая столичное ТТК, можно встретить экстремалов, едущих в левых рядах или по разделительной полосе. Это категорически запрещено. Велосипедисты имеют право ехать не далее правого края проезжей части

Езда по проезжей части далее ее правого края смертельно опасна. В последнее время на крупных магистралях, включая столичное ТТК, можно встретить экстремалов, едущих в левых рядах или по разделительной полосе. Они, видимо, считают, что так безопаснее, поскольку не приходится пересекать многочисленные развязки и примыкания, расположенные справа. На самом же деле такое путешествие сродни русской рулетке, только вероятность досрочно отправиться к праотцам даже выше, чем шанс попадания патрона в барабане револьвера под удар бойка.

Велосипедистам запрещено пересекать проезжую часть по пешеходному переходу. Единственный правильный способ движения по «зебре» – не на велосипеде, а ведя его за собой

По причине того, что велосипедиста труднее заметить в потоке, а средств защиты от последствий столкновения у него ровно ноль, к числу категорических запретов относится поворот налево на дорогах с более чем одной полосой для движения в каждом направлении либо трамвайными путями. Пересекать проезжую часть вне перекрестков также запрещено, в том числе по пешеходным переходам. Во-первых, маневренность на двух колесах гораздо хуже, чем на двух ногах: если внезапно появится опасность, мгновенно затормозить или вернуться на тротуар не получится. Кроме того, вылетая на приличной скорости наперерез автомобилю, велосипедист не оставляет водителю времени подготовиться и среагировать на внезапную опасность. Не забывайте также, что сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки, равно как и запрет на употребление алкоголя и наркотиков в равной мере относятся и к велосипедисту, поскольку с точки зрения ПДД он такой же водитель. Световозвращатели, а лучше фары и фонари – это вовсе не блажь, а средство повышения безопасности велосипедиста, которого и днем-то плохо заметно, а в темноте и подавно. В общем, перефразируя советских классиков, закончим жизнеутверждающим девизом: спасение велосипедистов – дело рук самих велосипедистов.

Права и обязанности

Как уже было сказано, велосипедист – это полноправный участник дорожного движения. А наличие прав, как известно, порождает и обязанности, за невыполнение которых могут наказать. В отношении велосипедистов, как правило, применяют вторую часть статьи 12.29 КоАП РФ, штрафуя их на 800 рублей. Причем сюда попадает фактически любое допущенное нарушение. Если удастся доказать, что при совершении любого нарушения велосипедист был нетрезв, то его привлекут уже по третьей части той же статьи, оштрафовав на 1000 – 1500 рублей. Прав за неимением таковых, разумеется, не лишат. В то же время уже имеется практика привлечения велосипедистов к ответственности по части 1 статьи 12.24 КоАП РФ. В этой статье речь идет о нарушении ПДД, повлекшем причинение легкого вреда здоровью. Как правило, это следствие наезда разогнавшегося до приличной скорости велосипедиста на пешехода. В результате байкера могут оштрафовать на сумму от 2,5 до 5 тысяч рублей, да еще и за лечение пострадавшего, возможно, придется заплатить. Поэтому всегда надо четко осознавать, когда из способа проведения досуга педальная машина превращается в транспортное средство со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Текст: Дмитрий Рощин
Фото: lana1501/Фотобанк ЛОРИ; Tycson1, olgavolodina/Fotolia.com; Алексей Андронов/URA.RU/ТАСС


Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Нюансы платной трассы Нюансы платной трассы

Магистраль М11 позволяет сократить время в пути от Москвы до Санкт-Петербурга

АвтоМир
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Деньги на дорогах Деньги на дорогах

Как растут штрафы для автомобилистов

Деньги
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
Биология эльфов Биология эльфов

Чем эльфам пришлось бы «пожертвовать» в обмен на вечную жизнь?

Вокруг света
Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых

Как меняются животные и растения в городах

Forbes
В этот раз я не родился курьером В этот раз я не родился курьером

Ведь доставлять можно не только продукты... можно нести что-то большее

Правила жизни
Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают? Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают?

Выгорание OLED-экранов: оправданы ли страхи в действительности?

CHIP
Вода в топливном баке: чем опасна, как убрать и чем это лучше сделать Вода в топливном баке: чем опасна, как убрать и чем это лучше сделать

Как действовать, если вода в значимых количествах попала в бензобак?

РБК
Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света» Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света»

«Он, как волшебник, прилетал ненадолго со съемок, а внизу его уже ждала машина»

Коллекция. Караван историй
Потепление океана оказалось угрозой для бактериального фотосинтеза Потепление океана оказалось угрозой для бактериального фотосинтеза

Вода теплее 28 градусов приведет к коллапсу популяций цианобактерий

N+1
Кто даст мне сто долларов? Кто даст мне сто долларов?

Аукционные дома Sotheby’s и Christie’s: инструкция по применению

Weekend
Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний

Работают ли патчи от прыщей или это просто маркетинг?

ТехИнсайдер
Последнее думающее поколение. Кто на самом деле воспитывает наших детей Последнее думающее поколение. Кто на самом деле воспитывает наших детей

Как ИИ становится цифровым воспитателем

Inc.
В редких землях обнаружился раскол В редких землях обнаружился раскол

В цепочке производства редкоземельных металлов отсутствуют высокие переделы

Монокль
Обзор Hyundai Staria: так ли хорошо едет «спейс шаттл», как выглядит Обзор Hyundai Staria: так ли хорошо едет «спейс шаттл», как выглядит

Hyundai Staria: Внеземной минивэн по земным ценам

ТехИнсайдер
Такие деловые: зачем бизнесу этикет Такие деловые: зачем бизнесу этикет

Нужен ли сегодня бизнес-этикет, если можно просто встретиться за чашкой кофе?

Grazia
Занятия творчеством улучшают внимательность и память студентов Занятия творчеством улучшают внимательность и память студентов

Уделять время искусству может быть так же важно, как готовиться к экзаменам

ТехИнсайдер
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Инвестиционная сдержанность Инвестиционная сдержанность

Почему компании снижают объемы инвестиций

Ведомости
Стоматит Стоматит

Стоматит далеко не так прост, как кажется

Здоровье
«Настало время для возрождения малых городов» «Настало время для возрождения малых городов»

С чего начинается экономическое возрождение регионов России

Деньги
Миллиард на неконтролируемом шуме Миллиард на неконтролируемом шуме

Звукоизоляция остаётся слабым местом новостроек

Монокль
Девелоперы избавляются от офисов Девелоперы избавляются от офисов

Объем офисов на продажу в Москве за год увеличился более чем на треть

Ведомости
Владимир Маркони Владимир Маркони

Отучившись на агронома, прославился благодаря авторскому шоу «Реутов ТВ»

Правила жизни
Курьер курьер Курьер курьер

Петя и психотерапия через лес

Правила жизни
Короткие ножки и большая уверенность в себе: 10 интересных фактов о таксах Короткие ножки и большая уверенность в себе: 10 интересных фактов о таксах

Длинное тело, короткие лапы, самодостаточность и прыткий ум — знакомьтесь, такса

ТехИнсайдер
Грусть до двери за 30 минут Грусть до двери за 30 минут

Понедельник все равно оставался мерзким днем. Особенно если ты курьер эмоций

Правила жизни
Богдан Лисевский Богдан Лисевский

Богдан Лисевский: о больших переменах, которые могут случиться в маленькой семье

Правила жизни
Другая история Другая история

Человеческому терпению нет предела, но это явно не тот случай!

Знание – сила
Открыть в приложении