Велосипед по-прежнему остается достаточно экзотическим видом транспорта

АвтоМирАвто

Право

Педалируем правила

Велосипед по-прежнему остается достаточно экзотическим видом транспорта и потому далеко не все помнят, какими правилами должен руководствоваться его «водитель». И очень зря!

Период времени, когда в нашей преимущественно северной стране без вреда для здоровья и опасности для жизни можно передвигаться на двух колесах, весьма короток. Но если мотоциклисты в этом году жалуются в основном на дождливую погоду, то тем, кто предпочитает крутить педали, палки в колеса (почти буквально) вставляет столичное правительство, затеявшее масштабную реконструкцию улиц. К сожалению, дело не только и не столько в неудобстве самих велосипедистов, привыкших к инфраструктуре, но и в их безопасности: лишившись привычных маршрутов, они вынуждены импровизировать, зачастую грубо нарушая правила дорожного движения. Давайте вспомним основные постулаты передвижения на велосипеде.

Даже если вы сами выбрали для поездок иной вид транспорта либо предпочитаете пешие прогулки, не лишним будет знать правила поведения других участников движения. Это поможет не только сохранить жизнь и здоровье им, но и обезопасить «от сумы и от тюрьмы» себя.

Правительство обещает, что к 2020 году в Москве будет 700 км велополос, оборудованных в том числе и специальными светофорами, которые уже начали появляться в центре столицы

В ПДД велосипедистам посвящен целый раздел – 24-й. Если вам исполнилось 15 лет, то элементы дороги, по которым вам разрешено перемещаться, ранжируются следующим образом. Первое – это велосипедная или велопешеходная дорожка, либо велополоса. Если их нет или движение по ним по объективным причинам невозможно, взрослый велосипедист может ехать по правому краю проезжей части. Если справа проходит «выделенка» для маршрутного транспорта, то пользоваться нужно именно ей. Если и это пространство непригодно для движения (например, перекопано или занято припаркованным транспортом), разрешено занять обочину. В городе таковой, как правило, не имеется, а потому самый крайний вариант – это тротуар или пешеходная дорожка. Велобайкерам младше 14 лет на проезжую часть выезжать категорически запрещено, даже в сопровождении взрослых. Их территория – велодорожки, тротуары, пешеходные зоны. Единственный случай, когда взрослым на велосипеде не только можно, но и нужно использовать пешеходную инфраструктуру, – это поездка вместе с юными (не старше 14 лет) велосипедистами. Разумеется, в этих случаях не должно создаваться помех «хозяевам» – пешеходам. Если вы отправляетесь в велопутешествие компанией, то по проезжей части можно ехать только в один ряд, в крайнем случае – в два. Исключение составляют специально организованные соревнования и тренировки, но такие мероприятия обычно сопровождаются спецтранспортом, предупреждающим об опасности других водителей.

На крупных магистралях, включая столичное ТТК, можно встретить экстремалов, едущих в левых рядах или по разделительной полосе. Это категорически запрещено. Велосипедисты имеют право ехать не далее правого края проезжей части

Езда по проезжей части далее ее правого края смертельно опасна. В последнее время на крупных магистралях, включая столичное ТТК, можно встретить экстремалов, едущих в левых рядах или по разделительной полосе. Они, видимо, считают, что так безопаснее, поскольку не приходится пересекать многочисленные развязки и примыкания, расположенные справа. На самом же деле такое путешествие сродни русской рулетке, только вероятность досрочно отправиться к праотцам даже выше, чем шанс попадания патрона в барабане револьвера под удар бойка.

Велосипедистам запрещено пересекать проезжую часть по пешеходному переходу. Единственный правильный способ движения по «зебре» – не на велосипеде, а ведя его за собой

По причине того, что велосипедиста труднее заметить в потоке, а средств защиты от последствий столкновения у него ровно ноль, к числу категорических запретов относится поворот налево на дорогах с более чем одной полосой для движения в каждом направлении либо трамвайными путями. Пересекать проезжую часть вне перекрестков также запрещено, в том числе по пешеходным переходам. Во-первых, маневренность на двух колесах гораздо хуже, чем на двух ногах: если внезапно появится опасность, мгновенно затормозить или вернуться на тротуар не получится. Кроме того, вылетая на приличной скорости наперерез автомобилю, велосипедист не оставляет водителю времени подготовиться и среагировать на внезапную опасность. Не забывайте также, что сигналы светофора, регулировщика, дорожные знаки, равно как и запрет на употребление алкоголя и наркотиков в равной мере относятся и к велосипедисту, поскольку с точки зрения ПДД он такой же водитель. Световозвращатели, а лучше фары и фонари – это вовсе не блажь, а средство повышения безопасности велосипедиста, которого и днем-то плохо заметно, а в темноте и подавно. В общем, перефразируя советских классиков, закончим жизнеутверждающим девизом: спасение велосипедистов – дело рук самих велосипедистов.

Права и обязанности

Как уже было сказано, велосипедист – это полноправный участник дорожного движения. А наличие прав, как известно, порождает и обязанности, за невыполнение которых могут наказать. В отношении велосипедистов, как правило, применяют вторую часть статьи 12.29 КоАП РФ, штрафуя их на 800 рублей. Причем сюда попадает фактически любое допущенное нарушение. Если удастся доказать, что при совершении любого нарушения велосипедист был нетрезв, то его привлекут уже по третьей части той же статьи, оштрафовав на 1000 – 1500 рублей. Прав за неимением таковых, разумеется, не лишат. В то же время уже имеется практика привлечения велосипедистов к ответственности по части 1 статьи 12.24 КоАП РФ. В этой статье речь идет о нарушении ПДД, повлекшем причинение легкого вреда здоровью. Как правило, это следствие наезда разогнавшегося до приличной скорости велосипедиста на пешехода. В результате байкера могут оштрафовать на сумму от 2,5 до 5 тысяч рублей, да еще и за лечение пострадавшего, возможно, придется заплатить. Поэтому всегда надо четко осознавать, когда из способа проведения досуга педальная машина превращается в транспортное средство со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Текст: Дмитрий Рощин
Фото: lana1501/Фотобанк ЛОРИ; Tycson1, olgavolodina/Fotolia.com; Алексей Андронов/URA.RU/ТАСС


Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Большие колеса Большие колеса

Новости мира коммерческого транспорта

АвтоМир
Канны-2025: Кафка в замешательстве Канны-2025: Кафка в замешательстве

Фильмы, сквозной темой которых стали неумирающие призраки прошлого

РБК
С течением тока и времени С течением тока и времени

Как электродвижение изменит жизнь автомобилистов

Автопилот
Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому Переосмыслить Петербург: как архитектура и фотография  помогут увидеть город по-новому

Архитектура может быть не только функциональной, но и трогательной

VOICE
«Обогащайтесь!» «Обогащайтесь!»

От старшего брата тамбовцам остались легенды — и мрачное пророчество

Дилетант
Битва куликова Битва куликова

…Бойцовые собаки, бойцовые петухи, бойцовые кулики. Вы знаете о последних?

Наука и жизнь
За белым солнцем За белым солнцем

Белые ночи, Новый год, летний лед:  что еще возможно в июне в Якутии?

Новый очаг
«Река горит!» Как необычный пожар изменил отношение Америки к экологии «Река горит!» Как необычный пожар изменил отношение Америки к экологии

Река Куяхога: пожар, переключивший сознание целой нации

ТехИнсайдер
Как Йоко Оно вписала свое имя в историю, несмотря на ненависть фанатов The Beatles Как Йоко Оно вписала свое имя в историю, несмотря на ненависть фанатов The Beatles

Творческий путь Йоко Оно и ее знаковые работы

Forbes
Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета Как отмыть увлажнитель воздуха от накипи и налета

Как почистить увлажнитель воздуха от накипи, чтобы он радовал вас чистым паром

CHIP
Стресс в наследство Стресс в наследство

Как на ребенка влияет стресс матери во время беременности?

Здоровье
Над всей Испанией безоблачное небо Над всей Испанией безоблачное небо

Как восемь гигаватт «погасили» электрическую сеть Пиренейского полуострова

Монокль
10 самых засмотренных до дыр мультфильмов разных поколений 10 самых засмотренных до дыр мультфильмов разных поколений

Самые засмотренные мультфильмы за все время, разбитые по десятилетиям

Maxim
«Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским «Зона комфорта — это плохо»: большое интервью со Словетским

Валентин Словетский — классик русского рэпа. Поговорили с ним о новом альбоме

Правила жизни
Потепление на полтора градуса пойдет на пользу сибирской тайге Потепление на полтора градуса пойдет на пользу сибирской тайге

Как повлияет потепление климата на амазонские леса и сибирскую тайгу?

N+1
Молодежь рвется наверх Молодежь рвется наверх

Молодежь выбирает стабильную карьеру вместо быстрых, но временных заработков

Ведомости
Древние и красивые: 5 важных археологических памятников Древние и красивые: 5 важных археологических памятников

Самые впечатляющие и ценнейшие археологические памятники

ТехИнсайдер
Жизнь на чемоданах Жизнь на чемоданах

Как избежать ненужных рисков во время путешествия?

Здоровье
Кем был воин Афгана Кем был воин Афгана

О ветеранах-«афганцах», наших соотечественниках по единому Советскому Союзу

Монокль
«На офисную должность ни за что бы не перешла»: как женщины работают на заводах «На офисную должность ни за что бы не перешла»: как женщины работают на заводах

Женщины на заводе: что привело их на предприятие и с какими мифами они борются

Forbes
Тело в цифрах Тело в цифрах

Параметры тела, которые очень важно регулярно отслеживать

Лиза
Юрий Яковлев: «Уверен, что артисты — это больные люди!» Юрий Яковлев: «Уверен, что артисты — это больные люди!»

Вот иду по улице, а на меня смотрят, как на сумасшедшего

Коллекция. Караван историй
Цветок троллей Цветок троллей

Купальница европейская: когда одна стоит, и то мимо не пройдёшь

Наука и жизнь
Риск инфаркта оказался меньше после шунтирования желудка по сравнению с рукавной пластикой Риск инфаркта оказался меньше после шунтирования желудка по сравнению с рукавной пластикой

Риск инфаркта миокарда ниже после шунтирования желудка, чем после гастропластики

N+1
Пять штрихов к портрету «Афгана» Пять штрихов к портрету «Афгана»

Ключевые задачи и решения 40-й армии в Афганистане

Монокль
Отец и сын. Великая Отечественная в жизни Константина и Алексея Симоновых Отец и сын. Великая Отечественная в жизни Константина и Алексея Симоновых

Какой след оставила война в жизни Константина и Алексея Симоновых?

Знание – сила
Новое направление Новое направление

Знакомимся ближе с полноразмерным гибридным кроссовером EXLANTIX ET

Y Magazine
Просто добавь воды Просто добавь воды

Химики предложили новый способ стабилизации наночастиц оксида железа

Наука и жизнь
7 неверных установок 7 неверных установок

Они накрепко засели у нас голове еще с детства – и сильно отравляют жизнь

Лиза
Путешествие как бизнес Путешествие как бизнес

Истории тех, для кого путешествия стали не только хобби, но и бизнесом

Новый очаг
Открыть в приложении