Федор Тютчев: огромный поэт, много значащий для русских слова и мысли

Знание – силаКультура

«В метро на Тютчевской ночует человек…»

Александр Марков

Юбилей у Федора Ивановича в этом году двойной: 220 лет назад, в декабре, он родился, 150 лет назад, в июле, умер. С тех пор мы не перестаем его перечитывать – и он меняется и растет в наших глазах.

За те полтора столетия, что миновали со дня смерти Тютчева, становится все яснее, какой это огромный поэт и как много он значил не только для русского чувства и слова, но и для русской мысли. Понимали ли это его современники? Иногда – и не каждый. Равновеликие и прозорливые – понимали уже тогда. Это сразу почувствовал Пушкин – чуть старший ровесник, собрат по поколению. При жизни Пушкина, в его последний год, Тютчев успел напечатать в журнале «Современник» несколько своих стихотворений. «Еще живы, – писал несколько позже критик, поэт и журналист, друг Пушкина и главный помощник его по «Современнику» Петр Плетнев, – свидетели того изумления и восторга, с каким Пушкин встретил неожиданное появление этих стилей, яркости красок, новости и силы языка». Николай Сушков, драматург, поэт и журналист, муж сестры поэта Дарьи Ивановны, на правах современника и родственника оценивал Тютчева, с одной стороны, явно высоко: «Из живых теперь у нас стихотворцев всех ближе к Лермонтову и ни на волос не ниже Лермонтова это, если я не заблуждаюсь, – Ф. И. Тютчев», с другой – как бы даже и свысока: «…ленивейший и беспечнейший из поэтов. То же раздумье, то же разочарование по временам, даже леность утомленной души; но гораздо меньше небрежностей и недосказов. Пишучи не по страсти, а кой-когда, по внезапному вдохновению, как бы импровизатор, Тютчев часто проявляет в своих стихах силу и яркость воображения, порой женскую нервическую восприимчивость и раздражительность, иногда просто музыкальное настроение души <…> он не отделывает и не сочиняет, а накидывает на бумагу случайно сложившиеся в его голове или сердце стихотворения». Стихи же его, столь радостно встреченные Пушкиным в в «Современнике», Сушков – снисходительно признавая в Тютчеве «более поэта-мыслителя, нежели поэта-мечтателя» – счел «вдохновениями молодости под влиянием чужого, большею частью, неба и немецкой отчасти литературы». Можем ли мы представить себе сегодня без него русскую литературу? Понимал ли он сам себя? К своему поэтическому дару Тютчев, свидетельствуют знавшие его, относился нервически, ревниво: «Федор Иванович, – вспоминал Афанасий Фет, – болезненно сжимался при малейшем намеке на его поэтический дар, и никто не дерзал заводить с ним об этом речи». «Молчи, скрывайся и таи…» Век спустя исследователь (Александр Николаев) напишет: «Тютчев никогда не был высокого мнения о своих стихах и избегал разговоров о них. Не будучи профессиональным литератором, он не искал на этом поприще признания и ценил только сочувствие и верную оценку ближайших друзей <…> Он не хранил рукописей – нередко дарил их, терял, уничтожал. Он испытывал раздражение при виде старой исписанной бумаги, особенно исписанной им самим, ненавидел сам механизм писания, видел в писании "страшное зло", "второе грехопадение злосчастного разума", "уплотнение материи". Большую часть рукописей своих стихотворений 1822—1833 годов (а это было время, когда его талант достиг полного расцвета) Тютчев случайно сжег, разбирая в сумерках бумаги». А если бы это было опубликовано и прочитано? Вдруг вся картина русской поэзии оказалась бы другой?

«Многих стихотворений, которые могли умножить и упрочить его прижизненную славу, – говорит далее Николаев, – Тютчев не опубликовал. Не совладав со своей "ленью праздной", он не принял участия в обоих прижизненных изданиях своих стихотворений (1854 и 1868 годов). Второе из них, вышедшее за пять лет до смерти поэта, содержало менее половины сохранившегося из написанного Тютчевым в стихах (180 стихотворений из 400)».

Редакторы правили его на чем свет стоит: «выправляя по школьным канонам метрику, устраняя слишком смелые образы, модернизируя стиль, упрощая головоломный синтаксис, свойственный спонтанной поэтической речи Тютчева, уменьшая синкретичность и рефлексивность тютчевского поэтического слова и т. д.». Все ли ныне известные тексты очищены от следов редакторского усердия? Как огромного – попросту: великого – русского поэта его открывали уже потом. А сегодня, когда с момента смерти Тютчева не раз сменились и поэтические условности, и вся культурная оптика в целом, – как же мы видим и читаем его? Что он для нас значит? Некоторые ответы на этот вопрос предлагает филолог и философ, профессор РГГУ Александр Марков.


Федор Иванович Тютчев воспринимается большинством читателей как «хрестоматийный» поэт, у которого легко найти образцы пейзажной и любовной лирики. Но вот парадокс: трудно найти другого русского поэта, который так сопротивлялся бы хрестоматийности всей организацией стиха. Сверхчувствительный Батюшков или суровый Баратынский – поэты, несравненно более подходящие для хрестоматии. Готовность попасть в хрестоматию требует от поэта особой работы с собственной субъективностью: брать на себя роли гедониста, нового Анакреона, или любителя тихих наслаждений, или мужественного философа, призывающего к битвам и терпению. Из этой субъективности говорящего, воспевающего негу или суровость, любовь или дружбу, и выстраивается субъективность всего мира – весь мир начинает чувствовать, знать меру, печалиться и ликовать. Тогда задача такого поэта выполнена – начав разговор с себя, он сказал о мире то, чего не смогли или не успели сказать другие.

Но Тютчев ведет себя противоположным образом: он начинает разговор не с себя, а с мира. Мир природы имеет свою душу, свой язык, свои драмы и перипетии. Это мир видит сны, а не мы, он оказывается над бездной, пылает звездным светом и низвергается в пропасть времени. Мы не только не можем выстроить какую-то последовательную субъективность, какое-то устойчивое настроение, отношение к происходящему; мы должны молчать: «Silentium!» Только ужас, страх, восторг, но тоже пронизанный страхом, только мгновенное озарение, но никак не образ существования, не труд и досуг, не пиры с розами и не сон на голой земле – вот что такое жизнь субъекта у Тютчева.

При этом субъект раннего и позднего Тютчева не совпадает – как и Шекспир ранних хроник отличается от Шекспира «Бури» или Гёте ранней лирики отличается от Гёте второй части «Фауста». Можно сказать, что субъект раннего Тютчева – декларирующий, он говорит законченными репликами, не оставляет сомнений в том, что все происходило именно так. Субъект позднего Тютчева – спрашивающий, сомневающийся, постоянно задающий вопросы себе и другим, напряженно ждущий самых важных ответов.

В отличие от хрестоматийной ролевой лирики, в которой поэт играет роль Анакреона или Горация, в лирике Тютчева появляются не роли, а точки наблюдения. Например, кто в «Грозе» говорит о ветреной Гебе, кто произносит «ты скажешь»? Понятно, что это знаток античной мифологии, причем не самых расхожих мифов, не «Метаморфоз» Овидия. Что одно из имен Гебы было Ганимеда и она была виночерпием на пиру Зевса – об этом упоминают редкие позднеантичные мифографы.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

11 способов становиться немного умнее каждый день 11 способов становиться немного умнее каждый день

Интеллект, как и тело, требует правильного питания и регулярных тренировок

Psychologies
«Казус белых» на российском рынке вина «Казус белых» на российском рынке вина

На российском винном рынке красные вина постепенно уступают место белым

РБК
«Имя мне Легион» «Имя мне Легион»

Современные ученые вторгаются в вотчину Бога — клонирование человека

Зеркало Мира
Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю Анатолий Корнеев: как изменить отношение россиян к алкоголю

Анатолий Корнеев: почему в России плохо развита культура потребления алкоголя

СНОБ
Who is mister Reagan? Who is mister Reagan?

Рональда Рейгана часто называют самым улыбчивым президентом США за всю историю

Дилетант
Тянут на себя Тянут на себя

Типаж у этих актеров разный, а сила их харизмы примерно одинакова

VOICE
Моя прелесть Моя прелесть

История про собирательство, про страсть, которая согревает, наполняет и радует

Afternoon Seasons of life
«Правда и вера светлее солнца» «Правда и вера светлее солнца»

Репортаж из Пскова об уникальной псковской иконе

Монокль
Актив меж двух океанов Актив меж двух океанов

Как строили и распоряжались Панамским каналом

Деньги
Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы Дымзавесы и перцовый газ: как оборонка СССР создавала противоугонные системы

Охранная система, которая работала по принципу газового оружия, существовала

ТехИнсайдер
5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях 5 вопросов, которые помогут достичь эмоциональной близости в отношениях

Вопросы для определения уровня взаимопонимания и эмоциональной связи с партнером

Inc.
Молодость навсегда Молодость навсегда

Важные бьюти-ингредиенты, которые помогают нам дольше оставаться молодыми

Лиза
Алло, гараж! Алло, гараж!

Как, зачем и для кого в России создают мотоциклы на заказ

Men Today
Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки Надежда Васильева: Нельзя персонажей просто одевать в нарядные тряпки

Надежда Васильева о создании костюмов для современных сказок

Ведомости
Страшно влиятельный доктор Страшно влиятельный доктор

Из чего 105 лет назад появился первый хоррор

Weekend
Винный смолток: да — чувствам, нет — снобизму Винный смолток: да — чувствам, нет — снобизму

Какие существуют беспроигрышные темы для беседы за бокалом?

РБК
Азбука Сигаловой Азбука Сигаловой

Режиссер Алла Сигалова о нежности, сексуальности, благодарности и уязвимости

Afternoon Seasons of life
Кабина истребителя Кабина истребителя

Мы «полетали» на обновленном кроссовере JAECOO J7

Вокруг света
Выбирай головой Выбирай головой

Как понять, к кому обратиться — психологу, психотерапевту и психиатру?

VOICE
В глубинах Бермудского треугольника В глубинах Бермудского треугольника

Снег в глубинах океана и те, кто им питается

Наука и жизнь
Кот, который ворует данные Кот, который ворует данные

Выявлен первый вирус для кражи данных с фото на устройствах Apple

Ведомости
Образы вкуса и запаха Образы вкуса и запаха

Из чего состоит вкус?

Здоровье
Ванкель — движение по кругу Ванкель — движение по кругу

Как изобретался и развивался роторно-поршневой двигатель?

Наука и жизнь
2024-й в артефактах: самые любопытные открытия года 2024-й в артефактах: самые любопытные открытия года

Список археологических открытий 2024 года, которые привлекли внимание

Наука и жизнь
Ираклий Квирикадзе: «Я никогда не кричу на съемочной площадке» Ираклий Квирикадзе: «Я никогда не кричу на съемочной площадке»

Беседа с Ираклием Квирикадзе о грузинской кухне, рецептах и сценариях

Коллекция. Караван историй
Локализация налетела на ось из Поднебесной Локализация налетела на ось из Поднебесной

Приход крупного китайского производителя затормозит развитие российских

Монокль
Морщины ни при чем Морщины ни при чем

Почему не стоит переживать из-за морщин и над чем стоит поработать

Afternoon Seasons of life
Нужна помощь! Нужна помощь!

8 ситуаций, когда точно пора к психологу

Лиза
В четыре руки В четыре руки

С террасы открывается вид на поле и дальний лес, здесь хорошо просто молчать

Afternoon Seasons of life
Илья Волошин: «Отечественное виноделие переживает ренессанс» Илья Волошин: «Отечественное виноделие переживает ренессанс»

Почему отечественное игристое может составить конкуренцию зарубежным аналогам

Ведомости
Открыть в приложении