Без крыши дороже
Стоят ли кабриолеты своих денег

В разгар летнего сезона в России растет спрос на кабриолеты. Машины без верха позволяют подчеркнуть статус владельца и получить эмоциональный заряд, но практичность таких авто имеет изъяны.
Сейчас кабриолет на дороге — это экзотика и атрибут красивой жизни. Но раньше все было наоборот: автомобили с открытым верхом из-за более простой конструкции кузова стоили существенно дешевле, а машины с крышей мог позволить себе не каждый. Историки вспоминают, что, например, закрытые версии популярной в США модели Ford T в 1924 году стоили в два раза дороже открытых моделей. А первый советский автомобиль НАМИ-1, появившийся на свет в 1927 году, также не имел крыши. Но потом в мировом автопроме случилась революция под названием «несущий кузов» и «штамповочное производство», и машины с закрытым верхом стали стандартом.
Однако кабриолеты не отправились в музеи, они пользуются растущим спросом среди тех, кто хочет видеть открытое небо над головой. В настоящее время продажи кабриолетов оцениваются в районе 1–2% от всего мирового автомобильного рынка, и спрос на такие авто медленно, но все же растет. По данным международного аналитического агентства Future Market Report, в 2024 году объем мирового рынка кабриолетов составил $3,2 млрд, что на 3% больше, чем годом ранее. И, судя по прогнозу, к 2032 году этот рынок вырастет до $3,8 млрд. «По мере роста доходов потребителей, особенно на развивающихся рынках, рынок автомобилей премиум-класса, включая кабриолеты, продолжает расширяться»,— говорится в отчете Future Market Report. «Хотя кабриолеты, родстеры, тарги и другие типы автомобилей с открытым верхом никогда не занимали значительную часть глобального авторынка, по разным оценкам, они составляют от одного до двух процентов, спрос на них достаточно стабилен, поскольку во все времена этот класс был окружен аурой радости, успеха и свободы»,— отмечает Иван Ананьев, эксперт «Авто.ру».
В России спрос на кабриолеты более сдержанный, чем в других, прежде всего теплых, странах. «Автостат» оценивает долю кабриолетов в России не более чем в 0,05% от всего авторынка. Но в последнее время потребительское внимание к кабриолетам в России растет. По оценкам «Авито Авто», продажи кабриолетов на рынке авто с пробегом в прошлом летнем сезоне выросли на 20% по сравнению с прошлым годом. Заметный рост ожидается и в этом году. На рынке новых машин продажи кабриолетов демонстрируют отрицательную динамику. По данным «Автостата», за пять месяцев 2025 года в России было продано 157 новых кабриолетов, что на 8% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Дороже обычных
Рост спроса на подержанные кабриолеты и сокращение продаж новых машин этого типа в этом году связаны с трансформацией российского авторынка и сменой на нем ключевых игроков. «Приобретение кабриолета летом 2025 года имеет свои особенности, рынок автомобилей с открытым верхом претерпел значительные изменения по сравнению с прошлым годом»,— констатирует Надежда Капустина, профессор кафедры экономической безопасности Финансового университета при правительстве РФ. Появились новые каналы поставок, изменилась структура предложения. Если раньше дилеры предлагали преимущественно европейские модели, то сейчас начинают появляться предложения от азиатских производителей. По мнению эксперта, цены выросли не столь значительно, как можно было ожидать, благодаря налаживанию параллельного импорта и адаптации рынка к новым условиям.
Кабриолеты нельзя отнести к доступным приобретениям, такие машины заметно дороже традиционных авто. «Кабриолеты в среднем стоят на 20–50% дороже автомобилей того же класса»,— считает Екатерина Косарева, управляющий партнер аналитического агентства «ВМТ Консалт». По ее словам, в России сейчас можно найти варианты до 1 млн руб., но это старые модели 90-х годов, их приобретают фанаты. Приобретение же свежих и современных моделей обойдется в 10 млн руб. и выше. Есть варианты за 200 млн руб. и выше, но это уже люксовый сегмент, такие авто под заказ доставляют из-за рубежа.
По данным «Автостата», в этом году в тройку лидеров среди кабриолетов входят такие модели, как MercedesBenz SL-класса, кабриолеты BMW (на базе 4-й серии), а также кабриолеты Porsche. В России автодилеры сейчас предлагают новые кабриолеты BMW 4-й серии (G22, G23, G26 рестайлинг с двигателем 2,0 л) за 10 млн руб. Модели Mercedes-Benz CLE (в вариантах заднего и полного привода, двигатель 2,0) этим летом можно найти за 10,5–12 млн руб. Спортивный кабриолет Porsche Boxter IV 718 (мотор 2,0 или 4,0, доступна как роботизированная коробка передач, так и механическая) предлагается за 13,9–19,9 млн руб.
В этом году на рынке кабриолетов заметны и китайские автопроизводители. Яркой новинкой в таком классе машин специалисты называют модель MG Cyberster, которая имеет электрический привод (запас хода от одной зарядки 520 км) и оценена в России в 9–9,5 млн руб. По данным «Автостата», обладателями такой модели в РФ стали 12 человек. «На мой взгляд, хитом лета сейчас является электрический кабриолет MG Cyberster, который выпускает китайская корпорация SAIC,— говорит Петр Бакулов, исполнительный директор автотехцентра Larson.— Его отличает броский внешний вид, яркая палитра цветов. Посмотрим, что будет в эксплуатации, но электрические автомобили в принципе надежнее».