Африканские маски в Москве
С 20 по 23 июня этого года в Москве, в Гостином Дворе, проходил XIII Международный Фестиваль изобразительных искусств «Традиции и современность». В нем участвовали чудесные и талантливые художники со всего света, – Африка, Азия, Европа, Латинская Америка, представляющие самые разные течения в искусстве народов планеты. Но, поистине, украшением фестиваля стала коллекция предметов африканского искусства: их ритуальных масок, скульптур, исторических артефактов, предметов быта. Были представлены предметы от мелких форм до экспонатов двухметровой высоты. Экспозиция, которая, на минуточку, заняла две огромные стены – почти тысячу квадратных метров! Работ было не просто много, а очень много, и впечатление на публику они оказывали подчас ошеломляющее. Да и понятно, ведь это необыкновенно яркое искусство пришло к нам в Москву из иных эпох: из каменного века, от древних анимистов, для которых весь мир, их окружавший, был сонмищем добрых и злых Духов, которых нужно было умилостивить или побороть! Сегодняшние африканцы, выросшие, собственно, в тех же нравственных и духовных условиях, что и их предки, пестуют и соблюдают свои давние традиции, отдавая дань уважения различным мистическим течениям. Не секрет, что и по сей день в африканских племенах главными духовниками служат колдуны, которые подчас и определяют понятия «Добра» и «Зла». А главными помощниками у них всегда были их «иконы» – ритуальные древние лики, воплощавшие в себя Мир Духов. Поэтому все эти маски в мире белых европейцев смотрятся столь необычно, внушительно, а подчас и пугающе…
Когда я начинаю рассматривать, а потом и фотографировать эти маски вблизи, то вдруг понимаю, что сам нахожусь под их мистической властью: смотря на этот черный и «дьявольский» лик, я не могу оторвать от него глаз, будто под гипнозом: мой взгляд устремляется прямо в провалы пустых глазниц, за которыми чудятся смутные силуэты, а в ушах стоят шорохи и потрескивания из иного мира… Я слышу и ощущаю дыхание опасных джунглей – неясные звуки, крики птиц, рычание диких зверей. А где-то вдали мне слышится какофония звуков – завораживающий ритм тамтамов и глухие раскаты ритуальных барабанов: маски втягивают меня в свой потаенный запредельный мир колдовства и мистики…
Маленькая беленькая девочка-москвичка оставляет мамину руку, с опаской подходит к деревянной скульптуре сидящей женщины, обсаженной детьми, вглядывается в ее черты, а потом неожиданно берет своей ручкой навершие скульптурки, стоящей у нее в ногах. Это тоже изображение ребенка, сидящего на чьей-то голове (видимо, отца). Та легко поддается, и оказывается, что это – крышечка сосуда, который находится внутри головы. Девочка заглядывает внутрь, но там пусто. Как видим, у каждого африканского артефакта есть еще свое двойное дно! А может быть и третье, и четвертое…
Встречаюсь с владельцем коллекции Андреем Александровичем Киселевым. Это солидный и обстоятельный мужчина.
– Андрей Александрович, поздравляю с открытием вашей выставки! Скажите, как вы пришли к такому необычному занятию, как собирание африканских ритуальных масок? Какие ваши личные качества или случаи привели вас к этому?