Улыбаемся и машем!
На флаге Мадагаскара три цвета: красный, зеленый и белый. Полное соответствие основным навигационным огням судна по МПСС. Но это была моя вторая ассоциация. Первая — мультфильм «Мадагаскар» и пингвины, которые, по замыслу сценаристов, самовольно покинули свой комфортабельный зоопарк в Нью-Йорке и остались жить на далеком острове, где оказались в результате кораблекрушения… Что ж, попробуем разобраться, как на самом деле там с яхтингом и с пингвинами.
Что касается пингвинов, тут все просто: их там нет. По слухам, единственная птичка, вразвалку ступившая на эту землю, попала туда случайно с рыболовецким судном в 1956 году. Как, собственно, и ее анимационные собратья Шкипер, Ковальски, Рико и Рядовой. В отношении яхтинга все не так однозначно. Он существует, но пока сосредоточен лишь у архипелага в северо-западной оконечности острова. «Пока» — потому что в последние годы многие яхты, опасаясь пиратства, выбирают путь из Средиземного моря в Индийский океан вокруг мыса Доброй Надежды, и число судов, следующих через Мадагаскар на те же Сейшелы, растет, стало быть, растут и шансы на улучшение яхтенной инфраструктуры в этом регионе.
Африка прекрасна
На Мадагаскаре не очень распространена аренда яхты без капитана (bareboat-чартер). Зачаточное состояние яхтинга подразумевает не только отсутствие оборудованных марин и возможность попасть на берег исключительно на тендере с якорной стоянки, не всегда защищенной от ветра и волн. Лучше воспользоваться чартерным предложением с опытным капитаном и командой (чаще всего это парусные катамараны от 45 футов, но есть моторные яхты покрупнее), которая обо всем позаботится, так как в противном случае вас может ожидать еще и квест с доставкой на борт продуктов и пресной воды, набранной в канистры из ручьев. Кроме того, местные шкиперы (в том числе те, кто нередко участвует в регатах) хорошо знают акваторию, которая не везде качественно обставлена: не все мели, намывы и затонувшие корабли обозначены на навигационных картах. Плюсом будет коммуникация через местных проводников, так как одно из интересных приключений — посещение деревень и знакомство с их бытом и культурой, и без знания диалектов малагасийского там делать нечего.
Яхтсменам, покоряющим эти воды самостоятельно, будет полезно знать, что самые удобные порты и якорные стоянки — на северной оконечности, где провинция Анциранана имеет красивую естественную бухту. Напротив Анцирананы находится Национальный парк Нуси-Хара, и там тоже строится небольшая марина с ремонтным доком. Спустившись вниз вдоль северо-западного побережья, вы попадете на живописный остров-спутник Нуси-Бе, процветающий туристический курорт, и соседние с ним «нуси» (nosy в переводе с малагасийского — «остров»), как раз туда, где яхтинг постепенно начинает просыпаться.
На Нуси-Бураха, недалеко от Туамасины, главного торгового порта страны, яхты встают в ожидании благоприятных погодных условий при переходе с мыса Доброй Надежды. Еще одна интересная остановка для судов, идущих с юга, — Толанаро, место первого французского поселения в XVII веке.
Если хочется посмотреть самое-самое, а ваши возможности ограничены парой недель отпуска, лучше заранее разработать маршрут из столичного аэропорта Антананариву (чтобы не сломать язык, можно называть его Тана — малагасийцы вас поймут). Кстати, здесь много труднопроизносимых названий, а есть просто забавные для нашего слуха типа Гогогого. Приземлившись, посетите интересные места на удобном виде транспорта, а затем отправляйтесь в сторону Нуси-Бе. Захочется большего — подгоняемые теплым Мозамбикским течением, идите вдоль изрезанного побережья Мадагаскара к берегам Африканского континента или к другим островам Индийского океана.
Второй вариант — прилететь в Нуси-Бе, что до недавнего времени было удобнее всего сделать через Эфиопию (Аддис-Мурундава Абеба) либо через Париж и остров Реюньон, и, насладившись плаванием, отправиться знакомиться с основным островом.