Как японская рефлексия на атомные удары породила мировой поп-культурный феномен

Правила жизниКультура

Годзилла — король монстров

Или Как японская рефлексия на атомные удары породила мировой поп-культурный феномен

Текст: Ольга Корф. Иллюстрации: Надя Вятчина. Дизайн и верстка: Зарина Ярхамова

Август 1945-го. США сбросили «Малыша» и «Толстяка», атомные бомбы, на японские города Хиросиму и Нагасаки. По данным 2013 года, из-за катастрофы погибли порядка 450 тысяч человек, часть из которых умерли мгновенно от действия ударной волны и пожаров, остальные — из-за ожогов, радиоактивного заражения и других отложенных эффектов взрыва.

Тема атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки оставалась табуированной в Японии вплоть до 1952 года. После Второй мировой войны страна находилась под оккупацией США, которые контролировали местные СМИ и ввели закон о цензуре. Когда оккупация закончилась, в японском кинематографе появилось динозавроподобное чудовище — порождение тех страшных событий, которое питалось ядерным излучением и ступало по городам, разрушая дома и небоскребы.

Глава 1: Рождение японского монстра

1 марта 1954-го моряки рыболовного судна «Фукурю-мару № 5» оказались вблизи американских ядерных испытаний на атолле Бикини в Тихом океане и получили дозу радиации. Это привело к лучевой болезни экипажа и заражению рыбы, пойманной для продажи на рынках. Тогда в Японии усилилось антиядерное движение.

В том же 1954-м японские кинематографисты созрели для смелого, но немного туманного киновысказывания и выпустили черно-белый фильм «Годзилла» (режиссер Исиро Хонда), в котором монстр символизировал то ли ядерное оружие, то ли США как страну, его применившую.

«Годзилла» (1954)

Сюжет об огромном радиоактивном чудище пришел в голову продюсеру кинкомпании Toho Томоюки Танаке после того, как ему отказали в праве снимать док о пострадавшем экипаже того самого судна. Отсылка к этому событию есть в самом начале «Годзиллы», когда нечто до сих пор неизвестное уничтожает японский корабль.

Самого Годзиллу Танаке придумал несколькими годами ранее. В 1952 году в кинотеатрах Японии перевыпустили голливудский фильм «Кинг-Конг» (1933), который натолкнул продюсера на концепцию о гигантском монстре. Но придумал Годзиллу Танака в 1953-м, когда посмотрел фантастику «Чудовище с глубины 20 000 саженей» Эжена Лурье. Персонаж, созданный аниматором Рэем Харрихаузеном, — это возродившийся в результате ядерных испытаний в Арктике доисторический динозавр. Так по образу и подобию рэдозавра из «Чудовища» и из способностей гигантской обезьяны из «Конга» родился совершенно новый монстр, который совсем скоро напугает японских зрителей и полюбится всему миру.

«Годзилла» (1954)

По сюжету первой «Годзиллы» 50-метровый древний ящер пробудился из анабиоза и мутировал из-за американских испытаний водородной бомбы, а теперь нападает на Токио и несет угрозу всему миру. Гигантский монстр извергает «атомное дыхание», хорошо плавает под водой и передвигается по суше, неизменно оставляя после себя полную разруху. Самец питается ядерным излучением и издает характерный злобный рык. Его знаменитый двусложный рев создал композитор Акира Ифукубэ, когда протирал перчаткой, покрытой сосновой смолой, струну контрабаса, а затем замедлял получившийся звук.

Оригинальное имя монстра Годзира получилось путем сложения японских слов «горира» («горилла») и «кудзира» («кит»), так как на одном из этапов создания персонажа мутант описывался как «помесь гориллы и кита» из-за его размера, силы и водного происхождения. Американцы транслитерировали имя как «годзилла» по аналогии с «горилла», поскольку такой вариант показался им более благозвучным.

Художник по спецэффектам Акира Ватанабэ и строитель монстров Тейзо Тошимицу разработали Годзиллу под руководством режиссера спецэффектов Эйдзи Цубурая. Они решили отказаться от проекта китообразной гориллы и сделать монстра, внешне похожего на тираннозавра, игуанодона, стегозавра и аллигатора. Годзиллу наделили крепким антропоморфным туловищем в вертикальном положении с мускулистыми лапами. Вдоль спины ему нарисовали три ряда костяных пластин, которые сужались до одного на длинном хвосте. Пластины добавили только для того, чтобы сделать нового персонажа оригинальным и отличающимся от любого другого живого или вымершего существа. А кожа монстра выглядела очень толстой и покрытой чешуями, вдохновленными келоидными шрамами, как у людей, пострадавших в Хиросиме. Так Ватанабэ подчеркнул связь монстра с атомной бомбой.

Создателям фильма пришлось отказаться от покадровой анимации из-за ограниченного бюджета, так что Годзиллу по очереди играли сильные и выносливые актеры Харуо Накадзима и Кацуми Тэдзука в костюме весом до 90 килограммов. А для крупных планов Тошимицу создал механическую марионетку с ручным управлением меньшего размера, которая выпускала из пасти пар.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

От угрюмого бати до заботливого родителя: как за последние годы трансформировался образ отца в российском кино От угрюмого бати до заботливого родителя: как за последние годы трансформировался образ отца в российском кино

На примере самых заметных проектов: трансформация образа экранного родителя.

Правила жизни
Beneteau GT45 Beneteau GT45

Beneteau GT45 — флагман серии экспресс-круизеров Grand Turismo

Y Magazine
Путешествие в прошлое: какой след оставили русские в истории Японии Путешествие в прошлое: какой след оставили русские в истории Японии

Особое кладбище в Японии, где покоятся несколько десятков наших предков

Inc.
Карамельное печенье Карамельное печенье

Первая яхта из модельного ряда Amels Limited Editions второго поколения

Y Magazine
Все фильмы Пон Джун Хо, снявшего «Микки 17» и «Паразиты»: от худшего к лучшему Все фильмы Пон Джун Хо, снявшего «Микки 17» и «Паразиты»: от худшего к лучшему

8 фильмов южнокорейского режиссера, от легких комедий до мощных триллеров

Maxim
Теория заговора: современные гаджеты в старинных произведениях искусства Теория заговора: современные гаджеты в старинных произведениях искусства

Картины, на которых есть предметы, похожие на смартфоны и планшеты

Maxim
ИИ самостоятельно нашел 1000 сверхновых, разобравшись в данных астрономов ИИ самостоятельно нашел 1000 сверхновых, разобравшись в данных астрономов

ИИ может серьезно помочь при наблюдении Вселенной

ТехИнсайдер
В гармонии с природой, временем и собой: 10 правил жизни оленеводов В гармонии с природой, временем и собой: 10 правил жизни оленеводов

Рассказываем об образе жизни современных оленеводов

Вокруг света
Princess F65 Princess F65

Новая яхта Princess F65 стала флагманом популярного F Class

Y Magazine
«Просто Мария», «Богатые тоже плачут» и «Клятва»: культовые мексиканские сериалы «Просто Мария», «Богатые тоже плачут» и «Клятва»: культовые мексиканские сериалы

Вспоминаем самые популярные мексиканские «мыльные оперы»

VOICE
Страшные истории обыкновенных людей: фрагмент нового романа Ксении Букши «Но человека человек. Три с половиной убийства» Страшные истории обыкновенных людей: фрагмент нового романа Ксении Букши «Но человека человек. Три с половиной убийства»

Отрывок из пронзительного и выверенного романа Ксении Букши

Правила жизни
«Скрытно использует элегантный стиль»: топ-5 самых ярких образов Кейт Миддлтон в 2022 году «Скрытно использует элегантный стиль»: топ-5 самых ярких образов Кейт Миддлтон в 2022 году

Эксперты выбрали самые интересные выходы Кейт Миддлтон в 2022 году

VOICE
Мужская безалаберность в сексе Мужская безалаберность в сексе

Почему престолонаследие идет по мужской линии?

СНОБ
Араму 60! Араму 60!

Латук недолговечен, воспоминания великого человека — бесценны!

Собака.ru
Нормальный мужчина XXI века: какой он? 7 ключевых идей Нормальный мужчина XXI века: какой он? 7 ключевых идей

Маскулинность претерпевает трансформации на протяжении всей истории цивилизации

Psychologies
Секс с роботами: когда фантазия становится реальностью Секс с роботами: когда фантазия становится реальностью

Секс с роботами: есть ли повод для беспокойства на самом деле?

Psychologies
RIB’ных дел мастера RIB’ных дел мастера

Верфь Lomac Nautica показала две новые модели RIB’ов

Y Magazine
Как русские писатели проигрывались в карты Как русские писатели проигрывались в карты

Кто из русских писателей проигрывал и выигрывал баснословные деньги

Культура.РФ
Прехитрый еврей царя Петра Прехитрый еврей царя Петра

Определение, данное Петру Шафирову Алексеем Толстым, правдиво, но недостаточно

Дилетант
Вадим Ковалев, Ассоциация менеджеров: Имея возможность что-то изменить, человек чувствует себя счастливым Вадим Ковалев, Ассоциация менеджеров: Имея возможность что-то изменить, человек чувствует себя счастливым

Вадим Ковалев — о корпоративном волонтерстве и его эффективности для бизнеса

СНОБ
Хасбула из 19 века. Как карлики столетиями восхищают людей: удивительная история Хасбула из 19 века. Как карлики столетиями восхищают людей: удивительная история

Вот история "генерала Том-Тама" из 19 века и Хасбика Магомедова из 20 века

ТехИнсайдер
Стресс налицо... Стресс налицо...

Переживания неизбежно отражаются на нашем облике

Лиза
Во весь голос Во весь голос

«В моем мире всё должно быть прямо и честно», — говорит Ирина Старшенбаум

OK!
Космическая прогулка Космическая прогулка

Боровск и Калуга: где жил и работал Константин Циолковский

Отдых в России
На короткой волне На короткой волне

КВ-радиостанция может сильно выручить в дальнем походе

Y Magazine
Гид для мясоеда Гид для мясоеда

Как выбрать свежий и качественный фарш?

Лиза
Гадом буду Гадом буду

История победы одного ситкома над историей с большой буквы

Weekend
Государство — это всё: как любимый философ Путина воспринял бы новую идеологию России Государство — это всё: как любимый философ Путина воспринял бы новую идеологию России

Почему российское государство не может выработать собственную идеологию?

Forbes
«Женщина, на паровоз!»: как Зинаида Троицкая добивалась права работать машинистом «Женщина, на паровоз!»: как Зинаида Троицкая добивалась права работать машинистом

С 1940-х по 1980-е женщины руководили составами и целыми депо

Forbes
Ископаемые ДНК из средневекового немецкого города рассказали о происхождении евреев-ашкенази Ископаемые ДНК из средневекового немецкого города рассказали о происхождении евреев-ашкенази

Анализ данных современной и древней ДНК может пролить свет на прошлое

ТехИнсайдер
Открыть в приложении