Дина Годер о том, как документальная анимация говорит о катастрофе

WeekendРепортаж

«У нас пока стесняются»

Дина Годер о том, как документальная анимация говорит о катастрофе

Дина Годер. Фото: из личного архива Дины Годер

В Москве продолжаются показы Большого фестиваля мультфильмов. В этом году почти во всех программах фестиваля представлены фильмы, сделанные методом документальной анимации. О том, почему режиссеры во всем мире все чаще выбирают анимацию для разговора о реальности и почему анимадок — самый сильный язык для свидетельства о травме и катастрофе, Константину Шавловскому рассказала программный директор Большого фестиваля мультфильмов и куратор Школы документальной анимации фестиваля «Рудник» Дина Годер.

Как и почему метод документальной анимации стал едва ли не самым востребованным в мире?

Думаю, это часть более общего глобального тренда, связанного с запросом на реальность, на который откликаются не только документальные литература и кино, но и документальный театр, и доканимация. Причем с помощью анимации можно показать ту часть реальности, до которой никто больше просто не дотягивается. У нее есть несколько преимуществ. Во-первых, она может показать то, что происходит внутри человека, что он видит и о чем думает. Во-вторых, она отлично работает, когда по какой-то причине режиссеру нужно скрыть личности своих героев. Например, в историях про насилие и вообще про телесность, потому что люди довольно трудно об этом говорят. Есть, скажем, несколько анимадоков о сексе пожилых людей — очень многие, оказывается, хотят об этом говорить, но не готовы делать это с открытым лицом. Анимадок дает возможность для откровенного разговора на самые сложные и болезненные темы. Это же касается фильмов о проблемах сексуальности, о сложностях социализации людей с инвалидностью или ментальными особенностями. Анимация легче помогает нам понять людей, которые не такие, как мы, у нее есть для этого свои инструменты.

Можно ли сказать, что доканимация работает здесь лучше того же документального кино?

В любом случае она может очень достоверно показать нам мир глазами другого. Рассказать о том, как смотрит на мир человек с биполярным расстройством, или с клинической депрессией, или с расстройством аутистического спектра. Так происходит в том числе потому, что многие режиссеры ведь рассказывают о себе и своих проблемах. Например, у нас в этом году на Школе документальной анимации в Свияжске был маленький фильм Нади Щербаковой, снятый с точки зрения человека, который заикается. Уж казалось бы, все мы все видели людей с заиканием, но я только из ее фильма узнала о том, что мы все, оказывается, при столкновении с заикающимся человеком начинаем вести себя ровно так, как вести себя не нужно.

Можно ли сказать, что поэтому же документальная анимация очень часто используется для рассказа о предельном опыте человека, о его столкновении с насилием, войной, катастрофой?

Собственно, с этого, наверное, во многом и началась популярность доканимации, когда в 2008 году прогремел «Вальс с Баширом» Ари Фольмана о резне в лагерях для беженцев. Оказалось, что эта форма может быть востребована, что люди по всему миру готовы смотреть такое кино в кинотеатрах. Потом, очень часто доканимация работает с сюжетами и событиями, от которых не осталось никаких документов, кроме устных свидетельств. В этом году у нас в конкурсе БФМ один из самых, по-моему, мощных фильмов-свидетельств о Катастрофе — это кино израильской режиссерки Таль Кантор «Письмо свинье». Она вспоминает эпизод из своей школьной жизни, когда к ним на урок про войну пришел выживший во время Холокоста старик. Вот точно так же, как в российские школы приходят до сих пор ветераны на уроки войны, в Израиле к школьникам приходят выжившие. И этот старик рассказал довольно страшную историю о том, как мальчишкой убегал от фашистов и вбежал в хлев, а свиньи его закрыли собой, и потом он прожил в этом хлеву несколько месяцев. В его документальный рассказ она вплетает свое детское восприятие этой истории. Показывает, как школьникам не интересен ни этот человек, ни его рассказ — и как одновременно травма, о которой он говорит, до сих пор не может отпустить израильское общество. Она отталкивается от реальности, но при этом уходит почти что в фантасмагорию, и этот переход оказывается очень органичным. И наверное, при разговоре о Катастрофе у доканимации есть вот это преимущество: она может включать в себя любые фантазии, оставаясь при этом документом. В том же «Вальсе с Баширом» были абсолютно фантастические сцены — например, гигантская русалка, которая несла героя на руках. Но

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Уйти из искусства ради искусства Уйти из искусства ради искусства

Как группа OHO сошла с художественной сцены в зените славы

Weekend
«Пора заводить собаку!»: что нужно знать до появления питомца — взвесьте за и против «Пора заводить собаку!»: что нужно знать до появления питомца — взвесьте за и против

Как понять, что пора завести щенка? И когда этого делать категорически не нужно?

Psychologies
Елена Валюшкина: «Другой бы на моем месте сломался, а я выстояла» Елена Валюшкина: «Другой бы на моем месте сломался, а я выстояла»

Я актриса, которая может свою роль срежиссировать сама

Коллекция. Караван историй
На изящном: «мертвая природа» Франса Снейдерса, или почему художник любил изображать на своих картинах мертвую рыбу На изящном: «мертвая природа» Франса Снейдерса, или почему художник любил изображать на своих картинах мертвую рыбу

Глядя на картины Снейдерса, задаешься вопросом: что за любовь к мертвой рыбе?

Правила жизни
Табаковы Табаковы

Олег Табаков — мэтр сцены, голос Матроскина и учитель великих актеров

Караван историй
Порка, связывание и фетиши: что я увидела на кинки-вечеринке Порка, связывание и фетиши: что я увидела на кинки-вечеринке

Зачем люди ходят на вечеринки чувственного опыта?

Psychologies
Поэты соцреализма: 12 фильмов братьев Дарденн — от худшего к лучшему Поэты соцреализма: 12 фильмов братьев Дарденн — от худшего к лучшему

На счету режиссерского тандема Дарденн 12 картин, и мы рассмотрим каждую из них

Правила жизни
Нут! Нут!

Нут — он же бараний или турецкий горох

Здоровье
Прикладная мифология: как и зачем люди придумали созвездия Прикладная мифология: как и зачем люди придумали созвездия

Как можно ориентироваться по небу, учитывая такое обилие звезд?

Вокруг света
Светлана Иванова: «Страшно забронзоветь — хочется фантазировать, придумывать, хулиганить» Светлана Иванова: «Страшно забронзоветь — хочется фантазировать, придумывать, хулиганить»

Светлана Иванова — о знакомстве с Волчек, работе в театре и главном страхе

СНОБ
6 колосажательных фактов о Дракуле 6 колосажательных фактов о Дракуле

Жизнь Влада III Цепеша будет покровавее любого вампирского романа

Maxim
10 самых необычных новогодних фильмов 10 самых необычных новогодних фильмов

Новогодние фильмы с алкоголиками, карликами и вождем мирового пролетариата!

Maxim
Царь-вещи России: от книги в 10 тысяч листов до килограммовой монеты Царь-вещи России: от книги в 10 тысяч листов до килограммовой монеты

Книга из десяти тысяч листов, многотонный колокол и другие царь-предметы

Культура.РФ
10 способов обращения с прошлым из сериалов 10 способов обращения с прошлым из сериалов

Как разные сериалы обращаются с историческим прошлым

Weekend
Ольга Виниченко: Ольга Виниченко:

Удача, талант, труд — это составляющие успеха

Коллекция. Караван историй
Семь признаков диабета Семь признаков диабета

Какие симптомы говорят о том, что нужно измерить сахар в крови?

Здоровье
Как узнать жёсткость воды в домашних условиях Как узнать жёсткость воды в домашних условиях

Каждому будет полезно узнать, какая жесткость воды в вашей квартире

CHIP
В царстве холода В царстве холода

Что интересного можно увидеть в Русской Арктике?

Отдых в России
Насколько безопасно скачивать с торрентов? Насколько безопасно скачивать с торрентов?

Насколько можно доверять торрентам?

CHIP
Математики решили задачу, предложенную Леонардом Эйлером в середине XVIII века Математики решили задачу, предложенную Леонардом Эйлером в середине XVIII века

Математики сделали важный шаг к решению уравнений Навье-Стокса

ТехИнсайдер
«Моя дочь хочет пирсинг и тату»: как разговаривать с подростком «Моя дочь хочет пирсинг и тату»: как разговаривать с подростком

Как понять мотивы поведения подростка и правильно влиять на него?

Psychologies
«Беги»: роман о домашнем насилии и освобождении от него «Беги»: роман о домашнем насилии и освобождении от него

Отрывок из романа о домашнем насилии «Беги» Лидии Давыдовой

Forbes
«В театре не должно быть запретов»: Юрий Бутусов — о свободе и профессии режиссера «В театре не должно быть запретов»: Юрий Бутусов — о свободе и профессии режиссера

Почему театр — это идеологическое поле и почему во главе должен стоять режиссер

Forbes
Бог предполагает, спецслужбы располагают Бог предполагает, спецслужбы располагают

Антиклерикальный политический триллер с выдающимся сценарием

Weekend
Основатели BestDoctor — Forbes: «Мы разобрали компанию до гаек и собрали заново» Основатели BestDoctor — Forbes: «Мы разобрали компанию до гаек и собрали заново»

Основатели BestDoctor — как компания изменила стратегию

Forbes
«Что изменилось в вашей жизни, когда вы стали психологом?»: честные истории 16 экспертов Psychologies «Что изменилось в вашей жизни, когда вы стали психологом?»: честные истории 16 экспертов Psychologies

Что психология дает самим психологам?

Psychologies
Как смоделировать собственную реальность: техника «Гардероб переживаний» Как смоделировать собственную реальность: техника «Гардероб переживаний»

Как наше психоэмоциональное состояние влияет на окружающий мир?

Psychologies
Вот сколько нужно пить воды в день: ученые все объяснили Вот сколько нужно пить воды в день: ученые все объяснили

Не стоит строго руководствоваться "правилом о 8 стаканах воды в день"

ТехИнсайдер
Ее секреты Ее секреты

Регина Тодоренко — о мечтах, страхах, блогерстве и пути в большое кино

OK!
Ошибки на местах: что мешает российским модным брендам развиваться Ошибки на местах: что мешает российским модным брендам развиваться

Какие ошибки совершают российские марки?

Forbes
Открыть в приложении