Что такое имперское и колониальное мышление? Как оно проявляется?

ForbesПсихология

Груз прошлого: что следует понимать под имперским и колониальным мышлением

Василий Легейдо

Победа при Плесси, в результате которой в течение следующего столетия англичане захватили контроль над Индией и Бирмой (Фото Wikipedia)

Обвинения оппонентов в имперском или колониальном мышлении — один из самых популярных риторических приемов в спорах о ситуации в мире. С его помощью журналисты, политики и национальные лидеры объясняют поведенческие паттерны и стратегии отдельных людей и целых государств: от пренебрежительного отношения к представителям «малых народов» до геополитических амбиций и экспансий. Специально для Forbes Life историк Василий Легейдо рассказывает, что стоит за этими понятиями.

Зачастую участники дискуссий, которые применяют обвинения в колониальном или имперском мышлении как критический аргумент, не могут четко объяснить, существует ли разница между этими понятиями и как именно они формируют социальные и политические тренды. Сложность работы с понятием «имперское мышление» во многом объясняется тем, что его используют для объяснения как личных взглядов отдельных людей, так и действий государств или режимов.

В первом случае речь как правило идет о тех, кто так или иначе ставят себя выше других по признаку происхождения. Проявляется такое отношение не в форме открытой ненависти, как в случае расизма или шовинизма, а в форме социальных практик, утверждающих привилегированное положение одного человека или народа над другим. Другими словам, имперским мышлением называют поведение представителей одной социальной группы, которые необязательно выражают открытую ненависть к представителям другой, но своими действиями и риторикой подчеркивают превосходство над ними.

Носители имперского мышления в подобной интерпретации могут считать оправданным вмешательство своего государства в чужую политику на правах «старшего соседа» или пытаться «просвещать» людей другого происхождения о «благах цивилизации» — по аналогии с тем, как европейские колонисты и миссионеры насаждали свои порядки, традиции и мировоззренческие установки коренным народам других континентов. Порой такое отношение принимает форму заботы, которую представитель привилегированной группы навязывает «соседям» или «дикарям», независимо от их желаний и потребностей.

Понятие «имперское мышление» применительно к государствам часто используют, чтобы объяснить ситуацию, когда власти одной страны пытаются навязать «заботу» другой или «взять под крыло» чужой народ. И в случае отдельных людей, и в случае политических систем носители имперского мышления имплицитно постулируют свое право выступать носителями знания, силы, культурных и интеллектуальных ценностей, а также право транслировать эти ценности, воздействуя на чужие взгляды и практики.

Миф о благородном дикаре как форма имперского мышления

Склонность к имперскому мышлению как характеристика этнической группы подразумевает не только определенную модель поведения, направленную на представителей других групп, но и способ самоидентификации или осмысления самих себя. Речь идет не только о том, что один человек считает себя и своих соотечественников более умным или цивилизованным, чем остальные, но и о том, что подобная установка столетиями формировалась как социальная и историческая норма для народа, к которому он относится.

Английские и французские переселенцы, заселявшие Северную Америку в XVII и XVIII веках, прибывали на другой континент уже со сложившейся системой представлений о мире, согласно которой по развитию и «цивилизованности» они превосходили местных жителей.

«Колонисты представляли индейцев как «естественных людей», живущих в доцивилизационном «природном состоянии», — писал американский антрополог Дэвид Бидни. — Цивилизация понималась как историческая система верований, обычаев и институтов, которые накладывались на естественное состояние человека. Переселенцы искренне видели свой долг в том, чтобы донести блага религии и цивилизации до дикарей и гуманизировать их в соответствии с идеалами и практиками европейской культуры. В результате христианский гуманизм и миссионерское рвение тесно переплетались с империализмом и торговыми интересами покорителей Нового Света».

Индейцы встречают Колумба. Старинная гравюра (Фото Wikipedia)

Колонисты предполагали, что коренные американцы добровольно и охотно примут блага цивилизации, как только поймут, в чем они заключаются. Тогда европейцы и «дикари» смогли бы мирно сосуществовать. Автор исследования «Иезуит и дикарь в Новой Франции» Дж. Х. Кеннеди отмечал, что пытавшиеся внушить свои представления о мире и человеке миссионеры относились к своим ученикам как к объектам исследования. Обычаи и культура «дикарей» вызывали у европейцев искренний интерес, но лишь в том смысле, в каком посетителей музея может интересовать устройство первобытного общества.

Миссионеры не ненавидели представителей коренных народов, как нацисты — евреев, а расисты — темнокожих людей, однако их представления о «дикарях» все равно формировались в рамках определенной иерархии. На ее вершине располагались образованные, цивилизованные и гуманистичные европейцы, а низшая ступень отводилась дикарям. Последние носили странные головные уборы, проводили непонятные ритуалы и поклонялись богам, о которых ничего не слышали в Старом Свете. Миссионеры следили за ними как за высокоразвитыми приматами, но рассчитывали со временем преобразить своих подопечных, чтобы те переняли их взгляды, обычаи и верования.

Подобное отношение, с одной стороны, формировалось под влиянием установок эпохи Просвещения, предполагавших господство рационализма и научной картины мира, а с другой — в русле христианской религии, которая мотивировала проповедников распространять Слово Божие ради спасения заблудших душ. То, что сейчас считают имперским мышлением, несколько веков назад уместнее было бы назвать симбиозом мышления научного и религиозного.

Один из самых ярких примеров того, как добродушно, но одновременно снисходительно и свысока носители этого типа мышления относились к другим народам, можно считать образ благородного дикаря. Активно использовавший этот концепт французский философ XVIII века Жан-Жак Руссо с его помощью иллюстрировал врожденную чистоту человека до соприкосновения с цивилизацией, пока его еще не развратили многочисленные соблазны просвещенного общества.

В отличие от радикальных шовинистов, которые в разные времена презирали тех, кого считали дикарями, и проявляли против них агрессию, сторонники мифа о благородном дикаре, наоборот, обращали внимание не на жестокость и примитивность коренных жителей, а на их положительные качества. Несмотря на вроде бы доброжелательное отношение к «дикарям» интеллектуалы эпохи Просвещения все равно маркировали их как «варваров» и «первобытных людей». Осмысление других народов через призму мифа о благородном дикаре во многом привело к укреплению и распространению типа мышления, который в наше время считается имперским.

«Они живут в безмятежности, неподвластной неравенству условий, — писал про австралийских аборигенов рассуждавший в духе Руссо британский моряк и путешественник Джеймс Кук. — Они живут в согласии с землей и морем и получают от них все, необходимое для жизни. Они не жаждут великолепных домов и богатств, наслаждаются приятным климатом и чистым воздухом, поэтому практически не нуждаются в одежде».

Рассуждая о поведении и обычаях коренных народов, Кук пришел к выводу, что те «намного счастливее, чем мы, европейцы». И хотя в XVIII и XIX веках образ благородного дикаря противопоставлялся стереотипу об аборигенах как об опасных и жестоких существах, в действительности он основывался на аналогичных предрассудках.

Капитан Джеймс Кук вступает во владение Новым Южным Уэльсом от имени Британской короны, 1770 год (Фото Ann Ronan Pictures·Print Collector·Getty Images)

«И те, и другие представления подразумевали, что коренные народы мира пребывали в естественном, примитивном, отсталом состоянии, то есть выступали древними предками «современного человека», младенцами рода человеческого, — объясняет историк Хелен Гарднер. — Временные метафоры сформировали социальные отношения колониального периода».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

8 токсичных фраз, которые люди с высоким эмоциональным интеллектом советуют никогда не использовать 8 токсичных фраз, которые люди с высоким эмоциональным интеллектом советуют никогда не использовать

Фразы, которые люди с высоким эмоциональным интеллектом не используют

Inc.
Кухонный компромисс Кухонный компромисс

Планируем и обустраиваем кухню

Идеи Вашего Дома
Виктория Токарева: «Внутренний голос» Виктория Токарева: «Внутренний голос»

Отрывок из сборника рассказов о людях, их страстях и чувствах

СНОБ
Никнейм за $1 млн: кто и зачем покупает имена в Telegram Никнейм за $1 млн: кто и зачем покупает имена в Telegram

Кто продает никнеймы и зачем это нужно?

Forbes
«Войны всегда идут не так, как планировалось». Рэй Далио о том, как мир оказался на пороге самого серьезного экономического и политического шока за последние сто лет «Войны всегда идут не так, как планировалось». Рэй Далио о том, как мир оказался на пороге самого серьезного экономического и политического шока за последние сто лет

Рэй Далио о том, как мир оказался на пороге такого серьезного шока

Inc.
Стресс, экзистенциальный кризис и эмоциональное выгорание: как почувствовать себя лучше — 3 совета психологов Стресс, экзистенциальный кризис и эмоциональное выгорание: как почувствовать себя лучше — 3 совета психологов

Не спешите ругать себя за лень — возможно, вам нужна помощь

Psychologies
Секс с роботами: когда фантазия становится реальностью Секс с роботами: когда фантазия становится реальностью

Секс с роботами: есть ли повод для беспокойства на самом деле?

Psychologies
«Мы требуем справедливости, а не мести»: как Като Микеладзе боролась за равноправие «Мы требуем справедливости, а не мести»: как Като Микеладзе боролась за равноправие

Как Като Микеладзе писала о проблеме насилия и выступала в защиту женщин

Forbes
Золотые кольцо и осень Золотые кольцо и осень

Драматург Валентин Красногоров проехался по Золотому кольцу

Отдых в России
Ее секреты Ее секреты

Регина Тодоренко — о мечтах, страхах, блогерстве и пути в большое кино

OK!
Брить или не брить: 17 вех из истории бороды Брить или не брить: 17 вех из истории бороды

Как жители разных уголков мира относились к растительности на лице

Вокруг света
Как отдых и физические нагрузки влияют на карьеру: проверенные способы работать эффективнее и продуктивнее Как отдых и физические нагрузки влияют на карьеру: проверенные способы работать эффективнее и продуктивнее

Без отдыха и спорта мы можем рухнуть с карьерного Олимпа

Psychologies
Светлана Иванова: «Страшно забронзоветь — хочется фантазировать, придумывать, хулиганить» Светлана Иванова: «Страшно забронзоветь — хочется фантазировать, придумывать, хулиганить»

Светлана Иванова — о знакомстве с Волчек, работе в театре и главном страхе

СНОБ
Ископаемые ДНК из средневекового немецкого города рассказали о происхождении евреев-ашкенази Ископаемые ДНК из средневекового немецкого города рассказали о происхождении евреев-ашкенази

Анализ данных современной и древней ДНК может пролить свет на прошлое

ТехИнсайдер
Мыслить вне рамок Мыслить вне рамок

Современный лофт в апартаментах, которые предназначались для сдачи в аренду

Идеи Вашего Дома
Поедающий кости: найденный у мумий патоген не утратил активности за 9 тысяч лет Поедающий кости: найденный у мумий патоген не утратил активности за 9 тысяч лет

Древняя болезнь, которая разрушает скелет изнутри

Вокруг света
«Очерки советской экономической политики в 1965-1989 годах» «Очерки советской экономической политики в 1965-1989 годах»

Как чиновники определяли развитие энергетики

N+1
Полосатые озорники: 4 факта о бурундуках Полосатые озорники: 4 факта о бурундуках

Жизнь бурундука вовсе не похожа на приключения экранных героев

Вокруг света
Годзилла — король монстров Годзилла — король монстров

Как японская рефлексия на атомные удары породила мировой поп-культурный феномен

Правила жизни
«Расширить и углубить» переработку зерновых оказалось непросто «Расширить и углубить» переработку зерновых оказалось непросто

Новая для России подотрасль по производству аминокислот едва не рухнула

Эксперт
Кристаллический Шекспир Кристаллический Шекспир

В Электротеатре «Станиславский» закончилась премьера проекта МИР РИМ

Эксперт
Теория заговора: современные гаджеты в старинных произведениях искусства Теория заговора: современные гаджеты в старинных произведениях искусства

Картины, на которых есть предметы, похожие на смартфоны и планшеты

Maxim
Тело громко намекает: 6 признаков, что вы игнорируете свои истинные желания Тело громко намекает: 6 признаков, что вы игнорируете свои истинные желания

Могут ли болезни и упадок сил быть связаны с эмоциональным состоянием?

Psychologies
Правило левой руки Правило левой руки

Армения — машина времени с затонированным лобовым стеклом

Автопилот
Какие черты характера помогают нам стать богаче Какие черты характера помогают нам стать богаче

Какие черты характера помогают (или мешают) нам разумно распоряжаться доходом

Psychologies
От кефира до шиповника От кефира до шиповника

10 доступных суперфудов для укрепления иммунитета

Лиза
Режиссер Александр Алябьев — о мультивселенной и независимом театре Режиссер Александр Алябьев — о мультивселенной и независимом театре

Режиссер Александр Алябьев — о квантовой физике и чувствах

РБК
Юлиан Семенов: как он придумал легендарного Штирлица? Юлиан Семенов: как он придумал легендарного Штирлица?

Штирлиц пройдет с ним через всю жизнь, став героем тринадцати романов и повести

Коллекция. Караван историй
Выбираем переноску для собаки Выбираем переноску для собаки

Вес, порода и размер — как выбрать переноску для питомца?

Лиза
«Смысл-то какой отсюда убегать?»: как живет единственный обитатель деревни-призрака в Новосибирской области «Смысл-то какой отсюда убегать?»: как живет единственный обитатель деревни-призрака в Новосибирской области

Леонид не стал покидать насиженное место, даже когда все разъехались

Maxim
Открыть в приложении