Ошибки на местах: что мешает российским модным брендам развиваться
В период санкций более 100 международных модных брендов приостановили работу в России. Российские марки могли бы стать бенефициарами этой ситуации, но стратегические ошибки мешают локальным производителям развиваться. Бизнес-консультант Дания Ткачева вместе с экспертами объясняет, почему локальные бренды растут не так стремительно и как они могли бы выстраивать свою стратегию более эффективно.
Какие ошибки совершают российские марки
Уход зарубежных модных брендов, закрытие магазинов и представительств, запрет на ввоз товаров дороже €300, снижение покупательной способности, закрытие прежних логистических путей — лишь часть того, с чем столкнулась российская fashion-розница в 2022 году. По данным вице-президента Союза торговых центров Павла Люлина, спрос на одежду в России упал с 8% до 13% по сравнению с прошлым годом. С момента ввода западных санкций в России приостановили работу более 100 международных брендов, из-за чего предложение одежды и обуви сократилось на треть. После 24 февраля в стране приостановили свою деятельность Inditex, представляющий бренды Zara, Massimo Dutti и другие, а также H&M, Uniqlo, adidas и другие ретейлеры. Кажется, что российские модные марки — очевидные бенефициары ситуации. Однако не все так однозначно.
Сейчас потребителю сложно разобраться в локальном рынке. Чтобы потенциальный покупатель знал о появлении нового бренда, доверял ему и понимал, в чем заключаются концепция и сильные стороны, компания должна правильно выстраивать свою стратегию. Оказываясь в торговом центре, человек видит много новых бутиков и имен на полках, но не может решить, какую именно марку выбрать, потому что его потребительские привычки разрушены.
Одна из важнейших ошибок российских брендов — низкий уровень стратегического планирования. Порой компания составляет план, но он существует только на бумаге. Стратегия, в которую не верит ни руководитель, ни команда, с ней не работают и не адаптируют под текущие реалии.
Лучше строить планы на 5–10 лет, иногда дольше, а затем уже декомпозировать ее на более краткосрочные периоды и тактические планы. Работа над стратегией приучает генерального директора и команду думать на несколько шагов вперед, расставлять приоритеты и инвестировать не в то, что актуально сегодня и нужно было сделать вчера, а в то, что важно для завтрашнего успеха.
Сложно прогнозировать, что завтра будет Сovid, а послезавтра экономическая изоляция, но никто и не говорит, что нужно прогнозировать кризисы. Важно построить организацию, которая будет более устойчива сегодня, чем вчера, и действовать исходя из будущих приоритетов. Только так покупатель сможет привыкнуть к бренду и быть уверенным, что эта марка не исчезнет в ближайшие несколько месяцев. Никто не хочет выстраивать заново свои потребительские привычки несколько раз за год.
Как брендам работать с покупателем
Если бренд или ретейлер планирует процветать с точки зрения жизненного цикла компании еще 30–50 лет и более, то важно следовать стандартным правилам. Например, нужно диверсифицировать каналы продаж, территории присутствия и валютную выручку. Важно создавать резерв потенциальных сотрудников на случай резкого роста компании и гибкую систему управления персоналом. Каждому бренду необходимо регулярно инвестировать в маркетинг для наращивания ценности бренда для продаж не за счет низких цен, а за счет «добавленной стоимости». Современный потребитель хочет знать, в чем заключается идея марки и поддерживать конкретную концепцию. Также для компании важно работать с той аудиторией, которая станет целевой через 5–10 лет, а не мыслить продажами только здесь и сейчас. У бренда всегда должны быть принципы и ценности развития на следующие 10 лет, только так удастся сформировать ответственный подход к производству, который также важен для потребителя.