«Не хочу отвечать насилием на насилие»: Ирина Старшенбаум о фильме «Сестры»
22 ноября выходит фильм «Сестры» — хоррор о женщине, страдающей от домашнего насилия. Forbes Woman поговорил с исполнительницей главной роли и креативным продюсером картины Ириной Старшенбаум о том, как совместить каноны жанра с правдой жизни
Аня — молодая мать, которая живет с мужем-абьюзером. Не в силах спасти себя от все нарастающей агрессии, она призывает на помощь потусторонние силы. Рассказать историю о домашнем насилии в жанре пост-хоррора придумал режиссер Иван Петухов. Аню сыграла Ирина Старшенбаум, известная по главным ролям в фантастическом фильме Федора Бондарчука «Притяжение» и драме Кирилла Серебренникова «Лето». Она же стала креативным продюсером новой картины.
— Вы сыграли главную роль в фильме «Сестры» — хорроре о домашнем насилии. Как вообще был придуман этот фильм?
— Мы познакомились с режиссером Иваном Петуховым лет семь назад, когда он снял свой дебютный короткий метр с Умой Турман в рамках какого-то рекламного конкурса и предложил мне сыграть в короткометражке с Сашей Палем. Обе работы получились очень легкими, нежными, поэтому когда Ваня спустя пять лет написал мне: «Ира, привет, собираюсь снимать дебютный полный метр, хочу прислать тебе сценарий», — я думала, что это будет какая-то романтическая история; знала, что он в этом хорош. То, что он мне в итоге прислал, — совершенно не то, что я ожидала увидеть. Но я сказала: «Очевидно, это непростой сценарий, но я в любом случае с тобой». Спустя год Ваня ко мне вернулся, говорит: «Все, давай, делаем, у нас хорошие продюсеры». И мы начали готовиться к фильму.
— «Сестры» — первая работа, где вы выступили как креативный продюсер. Вы сразу об этом договорились?
— Когда я уже начала плотно заниматься проектом, то поняла, что кино на остросоциальную тему можно делать только очень честно. И надо сделать так, чтобы этот фильм увидело как можно больше людей. Это режиссерский дебют, к тому же в экспериментальном жанре — я боялась, что в сегодняшнем мире такой фильм может пройти мимо, что его не заметят, так что сама предложила свою помощь в его продвижении. Ребята сразу меня поддержали, потому что этому фильму необходим женский голос не только «внутри» истории, но и на выходе. Для меня очень важно, чтобы «Сестер» увидели не только в Москве и Петербурге, а вообще по всей России. И мы будем делать все, чтобы это произошло.
— Консультировалась ли команда фильма с правозащитницами и фондами по борьбе с домашним насилием?
— Да, конечно же, и Ваня, и продюсеры, и я — мы общались с разными фондами и НКО. Например, у нас будет спецпроект с «Одноклассниками», в рамках которого мы будем давать информацию о фонде «Сестры», а в титрах фильма есть куар-код, по которому можно перейти на сайт фонда и сделать пожертвование.
Но надо помнить, что в первую очередь это не социальное высказывание, не плакат, а художественная работа. Мы повременили привлекать к работе кого-то из фондов, потому что боялись, что потеряем какую-то художественную правду. Поэтому приняли решение, что снимем фильм и только потом будем его показывать коллегам из НКО. В итоге все сложилось как нельзя лучше: готовый фильм всем понравился, показался правдоподобным и очень нужным.