Юлия Цветкова — как судебное дело повлияло на её жизнь?

ForbesРепортаж

Признанная иноагентом Юлия Цветкова: «Воплощаю все, что не любит государство»

Юлия Варшавская

Юлия Цветкова (Фото из архива Анны Ходыревой)

22 ноября суд утвердил оправдательный приговор художнице Юлии Цветковой (внесена Минюстом в реестр СМИ-иноагентов) по делу о «распространении порнографии» за бодипозитивные рисунки женского тела в соцсетях. Уголовный процесс длился три года и вызвал большой общественный резонанс. Сразу после решения суда Цветкова покинула Россию. В интервью главному редактору Forbes Woman Юле Варшавской художница рассказала, почему была вынуждена уехать, как это дело повлияло на ее жизнь и работу и что она планирует делать дальше.

Юлия Цветкова — художница, режиссер, активистка. В 2018 году она вместе с матерью Анной Ходыревой организовала в своем родном Комсомольске-на-Амуре театральную студию для подростков «Мерак», где ставила спектакли на социальные темы. Например, постановка «Благослови господа и амуницию его» критиковала культуру агрессии, спектакль «Голубые и розовые» был посвящен гендерным стереотипам. Кроме того, Цветкова вела в «ВКонтакте» паблик «Монологи вагины», где публиковала стилизованные изображения женского тела — чтобы снять табу с женской физиологии.

В феврале 2019 года началось давление на театр — несовершеннолетних актеров даже допрашивали сотрудники полиции. В ноябре Цветковой предъявили обвинение в незаконном изготовлении и обороте порнографических материалов, несмотря на то что опубликованные ею рисунки не содержали сексуализированных образов.

До марта 2020 года Цветкова находилась под домашним арестом. Только через год дело передали в суд; вскоре после этого в дело вошел адвокат Александр Пиховкин. Художницу дважды признали виновной в «пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних» и приговорили к штрафам в 50 000 и 75 000 рублей. В июне 2022 года Цветкову включили в реестр СМИ-иноагентов. В июле она была оправдана по делу о порнографии. Прокуратура обжаловала оправдательный приговор, но 22 ноября Хабаровский краевой суд утвердил его. Тогда же стало известно, что Юлия Цветкова и Анна Ходырева покинули Россию.

— Я не знаю, можно ли поздравлять человека с окончанием уголовного процесса, но если это уместно, то я вас поздравляю — мы следили за ходом вашего дела, писали о нем и очень рады, что все, кажется, закончилось. Можно же теперь сказать, что все закончилось?

— Вообще нет, но это разные уровни цинизма. То есть мой защитник не может так сказать, а вы, я думаю, можете.

— А в чем разница между нашей оценкой и вашей? В какой плоскости она лежит?

— Это все, к большому сожалению, не кино, когда суд закончился победой — и все ушли в закат. Во-первых, на меня есть еще ряд дел, у нас продолжаются тяжбы. Кроме того, мы будем пробовать получить компенсацию, а это отдельный судебный процесс. А еще уже без малого два года длится административное дело по блокировке группы в «ВК», и сейчас мы идем в кассацию, и это отдельный долгий бюрократический ад. Новые дела, которые могут возникнуть, иноагентство, которое на мне висит… Эта штука — она не заканчивается. Кто не судился в России, имеет счастье не знать, что система тебя быстро не отпускает и в общем-то не отпустит, скорее всего, пока она сама существует.

И пока нас все поздравляли и радовались, мы с защитником, как только услышали новости, пошли обсуждать, может ли обвинение обжаловать решение суда и что это принесет. То есть у нас мысли не про хорошее, а про то, могут ли они продолжить. А они могут.

— Насколько на ваши планы влияет решение России не исполнять решения ЕСПЧ (Европейский суд по правам человека)? Планировали ли вы в него обращаться?

— Я не метила в ЕСПЧ, скажем так. Мы сошлись с адвокатом в позиции, что если тебя уже посадили, то, честно говоря, ЕСПЧ — это мертвому припарка. Если смотреть цинично, то, возможно, через много-много лет человек получит какую-то денежную компенсацию. А может, и не получит. Так что для нас было важно биться здесь и сейчас. Через мой кейс прошло 10 адвокатов, и я знаю про дела, которые, уж извините, просто просирают во всех российских инстанциях, причем сознательно, только ради того, чтобы пойти в ЕСПЧ. И это ужасно, это ломает жизни, потому что это в том числе уголовные дела.

Конечно, ЕСПЧ хорош в том смысле, что тяжело быть верблюдом, и когда есть возможность доказать, что ты не верблюд, — это приятно. Именно на уровне ощущения своей победы — это доказательство, что ты не сошел с ума, и нет, так не должно быть, людей не должны пытать, людей не должны судить за пропаганду и так далее. Но это я могу и сама себе сказать.

Юлия Цветкова (Фото wearejulia·Telegram)

— Вы будете что-то делать со своим иноагентством? И насколько сейчас этот статус, уже на новом этапе жизни, когда вы можете полноценно вернуться к работе, вам мешает?

— Иноагентство было большой бомбой замедленного действия на тот момент, пока я была под уголовным делом. Очень мало, кто просекает эту фишку, но в России, насколько я знаю, всего три или четыре человека, которые являются и иноагентами, и уголовниками. А это очень опасно, потому что ты находишься у них [органов власти] в доступе.

Но сейчас я не в России, поэтому всю историю иноагентства можно частично похоронить. И, с одной стороны, понятно, что Минюст до меня ручками не доберется, если я не соблюдаю иноагентсткий закон. Например, мало кто задумывается о том, что если на человека заведено уголовное или административное дело по несоблюдению этого закона, то человек лишается возможности отказаться от российского гражданства. Понятно, что не все ставят перед собой такую цель, но Минюст может лишить человека такой опции в принципе.

Кроме того, по закону они публикуют мои личные данные, ИНН и так далее. А за мной бегает группа праворадикальных активистов. И если они решат что-нибудь сделать с этими данными, тогда я получу новые проблемы. В общем, система вообще не отпускает.

А еще отдельный вопрос: как вернуться к моей деятельности? Мало, кто понимает, что такое уголовное дело для художника. Сейчас, по существующему закону, если бы я не уехала, а осталась в России — даже не в моем городе, а, предположим, в Москве — и попыталась что-то сделать, я бы попала сразу под целый пакет законов, включая пропаганду. Вся моя деятельность направлена на творчество, на работу с несовершеннолетними и на просвещение, и все эти вещи я сейчас как иноагент не смогу делать. Да, можно искать какие-то лазейки, но это до такой степени поражение в правах. Если раньше иноагенты в России как-то могли работать, то сейчас у меня очень большие вопросы, насколько это вообще возможно внутри страны, учитывая, какие полномочия получили власти, какие они могут проводить обыски и проверки.

— Вы сказали, что сейчас не находитесь в России. Вы уехали сразу после решения по делу, насколько я понимаю?

— После суда, да.

— Это связано с тем, что в России вам оставаться больше не безопасно?

— Я просто попыталась представить сценарий, в котором я остаюсь в России, и к чему это приводит. Когда на тебе черная метка — на тебе черная метка. На мне висит минимум два возможных уголовных дела, на меня написано до 200 заявлений особо активными товарищами. На мне висит иноагентсткая история опять же. В своем городе я в принципе не могу существовать, потому что от меня шарахаются люди — буквально, физически, на улицах. Говорить про какую-то осмысленную работу в этих реалиях просто невозможно.

С 2019 года полиция — наш лучший друг. Они знают, где ты работаешь и что ты делаешь, как только ты в этой системе, как только ты у них на крючке (а еще если им сопротивляешься, и достаточно успешно). Я уже который день жду, когда и как они додумаются мне ответить. Могут не ответить, но ждать я этого буду, по крайней мере, какое-то время.

В России уголовное дело выжгло для меня все. У меня в России нет ничего — у меня нет ни друзей, ни коллег, ни команды, ни товарищей. А с новыми законами я пойду по новой статье о пропаганде уже через пару месяцев, потому что я воплощаю все, что не любит наше государство.

При этом, хотя мне угрожает опасность на родине, я не считаю себя беженцем. Но это не добровольный отъезд, когда уезжают, потому что «мне тут душно, тесно, мне бы побольше карьерного роста». Я не экспат, который уехал за красивой жизнью. Я не иммигрант, который составляет осознанные планы. У меня просто в России больше нет дома, и после окончания суда все решалось быстро, в моменте. Мне было очень страшно, в том числе за мою маму, которая со мной все это прошла.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Бремя современности»: почему общество считает поведенческие зависимости опасными «Бремя современности»: почему общество считает поведенческие зависимости опасными

Почему стигматизация мешает людям с зависимостью справиться с ней

Forbes
Купить «электричку» Купить «электричку»

Пошаговая инструкция по приобретению и эксплуатации электромобиля

Автопилот
Анемия у детей Анемия у детей

Причины и симптомы анемии у детей

Лиза
5 японских модных марок, за которыми стоит следить 5 японских модных марок, за которыми стоит следить

Япония подарила миру немало отличных дизайнеров и брендов

Правила жизни
Джон Макгрегор: «Споткнуться, упасть, подняться». Драма о силе и уязвимости Джон Макгрегор: «Споткнуться, упасть, подняться». Драма о силе и уязвимости

Отрывок из романа «Споткнуться, упасть, подняться» Джона Макгрегора

СНОБ
«Мы проигрываем сценарии из детства в отношениях»: интервью психоаналитика «Мы проигрываем сценарии из детства в отношениях»: интервью психоаналитика

Какие этапы развития проходит пара? Что меняет появление ребенка?

Psychologies
Двумя руками за: 5 эффективных тренажеров слепой печати Двумя руками за: 5 эффективных тренажеров слепой печати

Как научиться быстро работать с компьютером?

CHIP
На высшем уровне На высшем уровне

Правила хорошего тона: какие из них актуальны в современной жизни?

Лиза
Без границ Без границ

Софье Лебедевой подвластны любые роли

OK!
Гений и безумство: как меняется творчество психически нездоровых художников Гений и безумство: как меняется творчество психически нездоровых художников

Как связаны творчество и безумие?

Psychologies
5 блюд, которые должна уметь готовить каждая женщина, по мнению мужиков 5 блюд, которые должна уметь готовить каждая женщина, по мнению мужиков

Стереотипный набор кулинарных умений домохозяйки: пельмени, борщ, картошка

Maxim
Как не дать себя обмануть при продаже автомобиля: схемы и совет Как не дать себя обмануть при продаже автомобиля: схемы и совет

Как не стать жертвой обмана при продаже автомобиля

РБК
«Хочу поиграть в англоязычной команде»: Бумыч о планах на будущее, своей карьере и бывшей жене «Хочу поиграть в англоязычной команде»: Бумыч о планах на будущее, своей карьере и бывшей жене

Киберспортсмен Кирилл «Boombl4» Михайлов — о репутации и команде мечты

Maxim
X-treme 105 X-treme 105

Яхта X-treme 105 вряд ли оставит кого-то равнодушным

Y Magazine
«Корпорация самозванцев» «Корпорация самозванцев»

Теневая экономика и коррупция в сталинском СССР — отрывок из книги

N+1
Воплощение элегантности Воплощение элегантности

Изысканная мебель и удачное текстильное оформление в современной квартире

Идеи Вашего Дома
Флаг не по силам Флаг не по силам

Сто лет назад, в сырую осеннюю ночь 24 октября 1922 года...

Дилетант
Дети в сети Дети в сети

7 рисков, которые подстерегают ребенка в интернете

Лиза
Гены древних людей Гены древних людей

Биолог Сванте Паабо создал отдельную научную дисциплину — палеогеномику

Наука и жизнь
«Не хочу отвечать насилием на насилие»: Ирина Старшенбаум о фильме «Сестры» «Не хочу отвечать насилием на насилие»: Ирина Старшенбаум о фильме «Сестры»

Ирина Старшенбаум — о том, как совместить каноны жанра с правдой жизни

Forbes
«Бессмертная стрекоза». Эссе из нового сборника Дмитрия Воденникова «Бессмертная стрекоза». Эссе из нового сборника Дмитрия Воденникова

Отрывок из эссе Дмитрия Воденникова — диалог с поэтами ушедших дней

СНОБ
Бунин, Одоевцева, Рахманинов: 5 мемуаров выдающихся людей, написанных в эмиграции Бунин, Одоевцева, Рахманинов: 5 мемуаров выдающихся людей, написанных в эмиграции

Подборку самых ярких книг, написанных теми, кто покинул Россию после 1917 года

СНОБ
Как два сибиряка придумали робота-репетитора по английскому языку и привлекли $5 млн Как два сибиряка придумали робота-репетитора по английскому языку и привлекли $5 млн

Как два друга создали виртуального репетитора и справились с кризисом?

Forbes
Действуй, сестра: как четыре дагестанки сбежали от домашнего насилия Действуй, сестра: как четыре дагестанки сбежали от домашнего насилия

Почему кавказские женщины покидают свои дома?

Forbes
Разбитый бампер и ураган «Катрина»: как мы сталкиваемся с моральными дилеммами Разбитый бампер и ураган «Катрина»: как мы сталкиваемся с моральными дилеммами

Отрывок из книги «Мифы об идеальном человеке» — о моральной философии

Forbes
Конец русского Рокамболя Конец русского Рокамболя

До сих пор нет ни одной научной биографии этого человека

Дилетант
Сила черного золота: 5 интересных книг о нефти Сила черного золота: 5 интересных книг о нефти

Топ-5 книг про нефть

ТехИнсайдер
Дважды королева: как Алиенора Аквитанская жила по своим правилам в XII веке Дважды королева: как Алиенора Аквитанская жила по своим правилам в XII веке

Алиенора Аквитанская: участница крестовых походов и покровительница художников

Forbes
10 фильмов, в которых музыка лучше, чем само кино 10 фильмов, в которых музыка лучше, чем само кино

Некоторые кинофильмы лучше слушать, чем смотреть

Maxim
Безуглеводная диета Безуглеводная диета

Насколько безуглеводная диета полезна для организма?

Лиза
Открыть в приложении