Mini Moke. Легенда на колесах
Легенды бывают разные. Одни основаны на событиях, полностью или частично вымышленных; другие имеют под собой исторические факты; третьи просто названы так маркетологами в рекламных целях. Но легенда — это вовсе не обязательно история, связанная с той или иной личностью или явлением. Понятие «легендарный» имеет и такие толкования, как «популярный», «знаменитый», «прославленный», и в этом контексте я называю славный автомобильчик Mini Moke легендой без всякого стеснения, ибо его биография того заслуживает. А вспомнил я о нем потому, что во время яхтенной выставки в Монако проходил аукцион, где Mini Moke фигурировал в качестве лота.
Вначале был «просто» Mini
Mini Moke — это модель Moke бренда Mini, с которого все и началось. Во второй половине 1950‑х годов компания British Motor Corporation (BMC) поручила конструктору Алеку Иссигонису создать линейку моделей Maxi, Midi и Mini для разных сегментов рынка. Однако Суэцкий кризис 1956–1957 годов, вызвавший дефицит бензина в Великобритании, пробудил интерес населения к небольшим экономичным автомобилям. И в BMC приняли логичное решение сосредоточить усилия на проекте Mini. Граничные условия: помимо экономичности, машина должна быть компактной и вмещать четырех взрослых пассажиров с багажом.
Спустя семь месяцев был готов прототип малолитражки, а ее серийная сборка началась в 1959 году. Автомобиль получился экстравагантным. В моторный отсек поместили 4‑цилиндровый двигатель Austin с водяным охлаждением (0,8 л, 34 л.с.) и поперечным расположением. «Малыша» наделили передним приводом и колесами всего 10"; его максимальная скорость составляла 116 км/ч. Довольно быстро рынок оценил Mini (хотя называться так он стал только в 1961 году), высокий спрос потребовал увеличения выпуска, начали появляться модификации…
Очередным прорывом стал Mini Cooper (1961 год), инициатором создания которого выступил конструктор гоночных авто Джон Купер. Он разработал спортивную версию Mini с форсированным мотором (55 л.с.), которая вызвала ажиотаж у покупателей. Потом к Куперу присоединился Иссигонис, поначалу отказавшийся сотрудничать, и в 1963 году появился Mini Cooper S с мотором 70 л.с., тоже весьма успешный в гонках. Дальше его история пошла по спирали: подъемы и спады, миллионные серии, новый владелец ставшего культовым бренда… А мы вернемся к Moke.
Мир вместо войны, или рождение легенды
Когда Иссигонис проектировал Mini, то задумал еще один автомобиль, чтобы потеснить конкурентов на рынке военной техники. В конце 1950‑х годов британская армия нуждалась в легком транспортном средстве, десантируемом с парашютом. Корпорация BMC разработала прототип под кодовым названием Buckboard (помимо Иссигониса, в работе участвовал Джон Шеппард); однако из-за «крохотных» колес, низкой посадки, маломощного двигателя и отсутствия полного привода он оказался непригодным для военной службы. Тогда изготовили несколько полноприводных автомобилей Twini Mini (второй двигатель поместили в корме с приводом на заднюю пару колес), но и их не взяли в армию. Дабы окупить затраты, было решено делать гражданскую версию. Так в 1963 году появился новый условно внедорожный Mini Moke.