Как в прошлом году менялись предпочтения покупателей

АгроинвесторБизнес

Потребители пересмотрели рацион

Как в прошлом году менялись предпочтения покупателей

Татьяна Кулистикова

Фото: Shutterstock

В 2022 году на фоне очередного кризиса усилился рациональный подход потребителей к выбору продуктов питания. Главным трендом в условиях роста цен и снижения доходов по-прежнему остается экономия — как за счет поиска более дешевых товаров, так и за счет сокращения объема покупок. Однако в состоянии перманентного стресса и неопределенности еда нередко становится едва ли не единственным способом побаловать себя, так что, несмотря ни на что, потребители не отказываются и от более дорогих товаров.

В кризис потребители традиционно начинают менять привычки и вынужденно экономить. И хотя продуктов питания как базовой потребности это касается далеко не в первую очередь, в условиях падения реальных располагаемых доходов, высокой инфляции и общей неопределенности в связи со сложной геополитической обстановкой структура и модель выбора продовольствия корректируются. По словам исполнительного директора ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрия Вострикова, в 2022 году потребители стали больше экономить, в том числе на продуктах питания, сочетая разные модели: это и переход на собственные торговые марки сетей (СТМ) или более дешевые бренды/товары, и покупки в хард-дискаунтерах, и поиск более выгодных предложений (акций и промо) как в офлайн, так и в онлайн-каналах. Также отмечается посещение большего количества торговых точек для закупки необходимых товаров по минимальным ценам. «Усиление экономии прежде всего связано с высокой инфляцией, особенно характерной для первого полугодия, сопровождающейся снижением реальных доходов населения, — говорит он. — По данным аналитиков, растет процентное соотношение затрат населения на продукты питания, и это подталкивает к пересмотру покупок еды».

Продукты питания составляют самую большую статью расходов в бюджете российских семей, в среднем на них тратят 35 % бюджета, комментирует директор направления маркетинговых исследований Аналитического центра НАФИ Наталья Кузнецова. В случае финансовых трудностей две трети россиян (66 %) начинают экономить, и, естественно, это отражается на покупке продуктов питания. При этом женщины демонстрируют большую готовность серьез ́ - но сокращать текущие расходы, чем мужчины (72 % против 60 % соответственно), приводит данные она. «Однако экономия не единственный способ преодоления кризисных ситуаций. Более половины россиян не готовы сокращать свои расходы, а начинают искать дополнительные доходы, — добавляет Кузнецова. — Четверть населения (25 %) также не экономят, а начинают тратить свою “подушку безопасности”».

Как следует из материалов финансовой онлайн-платформы Webbankir, на которые ссылается ТАСС, в декабре 48,3 % российских семей тратили от 25 до 50 % своих доходов на продукты питания, коммунальные платежи и транспорт. 17,3 % семей удовлетворение базовых потребностей обходится в 50–75 % доходов. В марте доля тех, кто расходует на самое необходимое 25– 50 % бюджета, была значительно меньше — всего 31,2 %. При этом 50–75 % на базовые нужды тогда тратила примерно каждая пятая семья. Доля респондентов, которые признавали, что им не хватает денег даже на самое необходимое, в марте составляла 17,4 %, в декабре — 6,3 %. Webbankir считает, что подобные результаты говорят об адаптации россиян к текущим экономическим условиям.

«Согласно нашему последнему исследованию по изучению потребительских предпочтений россиян, в ноябре мы наблюдали постепенную стабилизацию ожидаемых расходов на продовольственные товары: 50 % опрошенных рассчитывают, что их траты в ближайшие полгода не изменятся, при этом 34 % ожидают их увеличения, — рассказывает директор практики розничной торговли компании «Технологии Доверия» Алексей Шеховцов. — Для сравнения, в мае лишь 39 % респондентов ожидали, что расходы останутся неизменны, 49 % думали, что они увеличатся».

Потребители в поисках промо

По словам Вострикова, в первую очередь в 2022 году сокращались покупки товаров в среднем ценовом сегменте. «Можно отметить переключение потребительского спроса на более дешевые товары внутри разных категорий. Хотя спрос на базовые продукты не снижается, но и его рост в ближайшее время мы не прогнозируем», — говорит он.

Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) видит повышение спроса на товары низкого ценового сегмента и ощутимое снижение интереса к более дорогим продуктам питания. Внутри категорий идет перераспределение спроса в сторону ключевых товаров: например, в молочной категории снижаются продажи творожных десертов, питьевых йогуртов, при этом сохраняется устойчивый спрос на сливочное масло, молоко и сметану, рассказывает председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев. «На сдержанный спрос влияет бережливый подход потребителей: в условиях неопределенности люди стараются тратить меньше», — поясняет он.

При этом, обращает внимание Караваев, бережливость потребителей проявляется не столько в отказе от покупки каких-то товаров, сколько в повышенном внимании к акциям и промо: доля продаж товаров со скидками в торговых сетях сейчас превышает 50 %. «В таких категориях, как чай, кофе, макаронные изделия, доля промо достигает 70–80 %», — добавляет он.

В третьем квартале 2022 года доля промопродаж товаров повседневного спроса у офлайн-ритейлеров восстановилась после резкого падения в марте — апреле и составила 51,4 % в денежном выражении, оценивает NielsenIQ. За аналогичный период 2021 года доля промо составляла 48,5 %. Среди продовольственных товаров доля промо больше всего в категориях растворимого кофе (78 %), чая (75 %) и развесных шоколадных конфет (72 %).

Исследования НАФИ показывают, что за последний год усилился рациональный подход россиян к выбору продуктов питания. Традиционно для большинства главными факторами при выборе продовольствия являются вкус (89 %), цена (87 %), возможность купить товар по акции (83 %), срок годности (82 %), приводит данные Кузнецова. В течение 2022 года влияние этих факторов при принятии решения о покупке усиливалось. В то же время популярность бренда (50 %), экологичность упаковки (52 %) и красивый внешний вид (54 %) отходят на второй план, их влияние на выбор постепенно снижается.

Основными факторами, влияющими на выбор магазина для покупки продовольственных товаров, в 2022 году были уровень цен и представленный ассортимент. При выборе товара потребители в основном ориентируются на стоимость и качество, вторит ей Шеховцов.

Представитель группы «Черкизово» соглашается, что экономия — главный тренд 2022 года в потребительском поведении. «Мы видим рост продаж продукции эконом-сегмента, увеличение доли промо. Кроме того, потребитель расширяет количество посещаемых магазинов и покупаемых брендов, стремясь найти более выгодное предложение», — отмечает он. В частности, компания фиксирует рост продаж через дискаунтеры — «Светофор», «Доброцен», Smart и т. д. При этом продолжается развитие сегмента электронной торговли, где цены хотя и выше, чем в минимаркетах и супермаркетах, однако доля промо больше.

При этом нельзя говорить, что премиальный сегмент умирает, обращает внимание представитель «Черкизово». «Еда остается быстрым и доступным способом снять стресс, успокоиться и побаловать себя, — поясняет он. — Во многом по этой причине мы видим, что продажи мясной продукции в целом сохранились на уровне 2021 года. При этом растет реализация сырокопченых колбас в нарезке и мясных снеков. В категории колбасных изделий также обозначился переход потребителей на меньший формат упаковки».

Определенные слои потребителей начали экономить, подтверждает представитель группы «Продо», впрочем, подобная тенденция наметилась еще в предыдущие годы. Все большей популярностью пользуются акционные товары, специальные предложения и т. д. «Однако утверждать, что это единственная тенденция на рынке, нельзя. В 2022 году у группы “Продо” росли продажи продукции как низкоценовых, так и премиальных брендов. Например, был явный рост спроса на продукцию бренда “Добрый продукт” в Башкортостане. При этом продажи среднеценового бренда продукции из мяса птицы “Троекурово” увеличивались во всех регионах присутствия, — рассказывает представитель компании. — Продажи высокоценового бренда колбасных изделий “Клинский” заметно прибавили в Московском регионе. Также рос высокоценовой бренд мясных деликатесов “Черный кабан”».

Особенно активно спрос увеличивался в летний период. В этом году потребители в основном проводили отпуска дома, и многие люди стремились побаловать себя. «Качественные продукты из мяса птицы, колбасные изделия и мясные деликатесы — это простой способ сделать приятное себе, своим близким и обязательный атрибут выездов на природу, вечеринок на даче», — говорит представитель «Продо».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

10 оттенков страшного 10 оттенков страшного

Чем пугает современный хоррор

Weekend
Почему Мойдодыр из одноименной сказки выбежал из маминой спальни? Оказывается, на то были свои причины Почему Мойдодыр из одноименной сказки выбежал из маминой спальни? Оказывается, на то были свои причины

Кто такой Мойдодыр и почему он был в маминой спальне?

ТехИнсайдер
На затонувшем у берегов Леванта средневековом корабле нашли амфоры с рыбой На затонувшем у берегов Леванта средневековом корабле нашли амфоры с рыбой

Каким было содержимое амфор, найденных при изучении корабля «Мааган Михаэль Б»?

N+1
9 примеров того, как сомнительные решения кастинга оборачивались кассовым успехом 9 примеров того, как сомнительные решения кастинга оборачивались кассовым успехом

Как сомнительный кастинг привел к всенародной любви

Правила жизни
«Свежатинка»: самые обсуждаемые новые фильмы от женщин-режиссеров «Свежатинка»: самые обсуждаемые новые фильмы от женщин-режиссеров

Самые интересные «женские» премьеры 2022 года

Forbes
50 «идеальных» убийств: как анализ почерка и речи помогает раскрывать преступления 50 «идеальных» убийств: как анализ почерка и речи помогает раскрывать преступления

Глава из книги «Сам или помогли?» — о раскрытии убийств по почерку

Forbes
Осмысленный и беспощадный: почему наши дети начинают бунтовать Осмысленный и беспощадный: почему наши дети начинают бунтовать

Подростковый бунт считается необходимым этапом взросления. Для чего он нужен?

VOICE
Породы собак, которых нельзя держать в квартире Породы собак, которых нельзя держать в квартире

Если вы решили завести четырехлапого друга, подойдите к этому вопросу с умом!

ТехИнсайдер
«Операция «Фортуна»: Искусство побеждать»: каким получился новый боевик Гая Ричи «Операция «Фортуна»: Искусство побеждать»: каким получился новый боевик Гая Ричи

«Операция «Фортуна»: Искусство побеждать»: правда ли, что Ричи уже не тот

Forbes
Тайм-аут, мозговой штурм и сбор информации: что делать, когда ситуация кажется безвыходной — 4 совета Тайм-аут, мозговой штурм и сбор информации: что делать, когда ситуация кажется безвыходной — 4 совета

Что делать, если все усилия кажутся бесполезными?

Psychologies
6 «полезных» продуктов, которые вредят сильнее фастфуда 6 «полезных» продуктов, которые вредят сильнее фастфуда

Некоторые продукты незаслуженно причислены к лику ЗОЖ

Maxim
Рецепт убийства: как Агата Кристи стала пионером криминалистики Рецепт убийства: как Агата Кристи стала пионером криминалистики

Отрывок из книги «Рецепт убийства» взгляд судмедэксперта на книги Агаты Кристи

Forbes
99 зубов рассказали о низкой мобильности древних анатолийцев 99 зубов рассказали о низкой мобильности древних анатолийцев

Биоархеологи провели анализ изотопного состава 99 зубов

N+1
Не Фродо Бэггинсом единым: что посмотреть с Элайджей Вудом, помимо «Властелина колец» Не Фродо Бэггинсом единым: что посмотреть с Элайджей Вудом, помимо «Властелина колец»

Лучшие роли Элайджи Вуда за пределами фильмов о Средиземье

Правила жизни
«Я пережила Холокост ребенком»: настоящая история узницы Освенцима «Я пережила Холокост ребенком»: настоящая история узницы Освенцима

«Дочь Аушвица»: жизнь ребенка, которому приходится постоянно прятаться

Forbes
Почему россияне массово бегут смотреть «Чебурашку»? Объясняет психолог Почему россияне массово бегут смотреть «Чебурашку»? Объясняет психолог

Фильм с любимым с детства героем оказывается неожиданно своевременным

Psychologies
Деньги есть, но нужна бизнес-модель | We Have the Money, but We Need a Business Model Деньги есть, но нужна бизнес-модель | We Have the Money, but We Need a Business Model

Как социальному предпринимателю найти импакт-инвестора

Позитивные изменения
Почему урчит живот и как с этим бороться: рассказывает врач Почему урчит живот и как с этим бороться: рассказывает врач

Из-за чего возникает ворчание в животе и что с этим делать?

ТехИнсайдер
Что делать, когда грустно? Ученые дали необычный совет Что делать, когда грустно? Ученые дали необычный совет

В зависимости от настроения человеку стоит заниматься теми или иными заданиями

ТехИнсайдер
Что не так с принцем Гарри и его книгой «Запасной» — мнение психолога Что не так с принцем Гарри и его книгой «Запасной» — мнение психолога

Как стоит вести себя «обидчику» и «обиженному», чтобы разрешить конфликт?

Psychologies
Их же оружием: как ликвидировали хакерскую группировку вымогателей Hive Их же оружием: как ликвидировали хакерскую группировку вымогателей Hive

В области борьбы с киберпреступностью прорыв: как боролись с группировкой Hive

Forbes
Топ-10 лучших бизнес-книг 2022 года для предпринимателей: выбор Forbes Топ-10 лучших бизнес-книг 2022 года для предпринимателей: выбор Forbes

Бизнес-книги, которые помогут расширить кругозор и научиться принимать решения

Forbes
Календарь путешествий по России на 2023 год Календарь путешествий по России на 2023 год

12 идей для путешествий по России на 12 месяцев

Лиза
Садоводство снижает риск рака. Пора в огород! Садоводство снижает риск рака. Пора в огород!

Общественное садоводство может играть важную роль в предотвращении рака

ТехИнсайдер
Что нужно знать о чебуреках и где это восточное блюдо подают с красной икрой Что нужно знать о чебуреках и где это восточное блюдо подают с красной икрой

Почему многие думают, что чебурек должен быть только с мясом?

СНОБ
Монохром, розовый и стрелки: 10 бьюти-образов с «Золотого глобуса» 2023 Монохром, розовый и стрелки: 10 бьюти-образов с «Золотого глобуса» 2023

2023-й — это год сдержанных причесок и естественного сияющего макияжа

РБК
Мировое поголовье паразитов резко сокращается — но это не очень хорошие новости Мировое поголовье паразитов резко сокращается — но это не очень хорошие новости

Не все паразиты опасны, и даже им порой нужна наша защита

ТехИнсайдер
Любовь, деньги или секс: на чем держится брак Костенко и Тарасова, объясняет астролог Любовь, деньги или секс: на чем держится брак Костенко и Тарасова, объясняет астролог

Астролог рассказывает, в чем их секрет Дмитрия Тарасова и Анастасии Костенко

VOICE
Как найти человека по номеру телефона? 10 актуальных способов на разные случаи жизни Как найти человека по номеру телефона? 10 актуальных способов на разные случаи жизни

Узнать владельца неизвестного номера можно несколькими способами

CHIP
Масло для лица: виды, польза для кожи и особенности нанесения Масло для лица: виды, польза для кожи и особенности нанесения

Что нужно знать, выбирая масло для лица

РБК
Открыть в приложении