Зеркало души
Самое проникновенное селфи не раскроет человека настолько, как автопортрет живописца, дающий возможность увидеть художника его собственными глазами.

«Живописные портреты живут собственной жизнью, исходят непосредственно из души художника, чего не может осуществить никакая машина», — высказался не в пользу фотографии Винсент Ван Гог. За всю недолгую творческую биографию он, как подсчитали историки искусства Анна Паола Рапелли и Альфредо Паллавизини, написал примерно 90 автопортретов. Такой интерес к собственному лицу отчасти объяснялся склонностью художника к рефлексии, а отчасти тем, что Ван Гог был вынужден экономить на натурщиках.
Два автопортрета с перевязанным ухом неистовый голландец создал после того, как попал в больницу, ранив себя в приступе безумия. К срыву привела ссора с «товарищем по цеху» Полем Гогеном, случившаяся в 1888 году за сутки до Рождества. Дело в том, что поселившийся в красивом южнофранцузском городе Арле Ван Гог мечтал собрать в своей мастерской коммуну талантливых художников, которые вместе достигнут славы и признания. К нему после долгих уговоров приехал Гоген, но у двух живописцев были слишком разные взгляды и слишком непростые характеры, чтобы они смогли ужиться. Когда гость объявил о намерении покинуть Арль, Ван Гог воспринял это как предательство и крушение всех надежд. Он пришел в отчаяние, а потом в неистовство. По словам Гогена, голландец преследовал его на улице с бритвой в руке. После чего бросился в мастерскую — и той же бритвой отрезал себе не ухо, как принято считать, а лишь часть ушной раковины. Утром Ван Гога нашли в луже крови и доставили в больницу.