Опыт
Прописные истины
Как привить ребенку любовь к чтению? Отвечает детский психолог, директор Института возрастной физиологии РАН Марьяна Безруких.
Чаще разговаривайте с детьми.
Два года назад я попросила родителей одного из моих родительских клубов составить свой актуальный словарь: каждый раз, когда они общаются с ребенком, включать магнитофон, а вечером расшифровать запись, выписать слова, которые использовал ребенок, и те, что использовали они. Выяснилось, что словарный запас ребенка тесно связан со словарным запасом родителей. И в большинстве случаев он не превышает шестисот слов. А между тем перед школой у него должен быть запас больше трех тысяч слов. Чтобы развить лексикон, с ребенком нужно разговаривать, причем с самых первых дней его жизни. Не сюсюкая, а показывая ему мир вокруг и описывая его развернутыми предложениями. А еще ему обязательно нужно читать.
Не торопите ребенка!
Он не может не читать, если только он не Маугли и не растет вдали от цивилизации, потому что буквы вокруг него: слова, надписи, книги. Поэтому, как только он готов читать, он будет читать, даже если вы будете ему запрещать. Все дети разные, у них разные темпы биологического созревания, даже у близнецов. Мы же не сердимся, если у одного мальчика вырастают усы в пятнадцать лет, а у другого лишь в восемнадцать, — считается, что так заложено природой, так должно быть. Тогда почему в четыре года все дети должны быть готовы к чтению, в шесть — к сложению и вычитанию, а в шесть с половиной все должны пойти в школу? Кто‑то сам учится читать в четыре и к семи годам читает уже толстые книжки, а кто‑то в это время только слоги складывает. И это абсолютно нормально.
Читать нужно не только регулярно, но и правильно.
У каждого ребенка есть время, на которое он может сконцентрировать свое внимание. Это индивидуальная вещь, но есть и возрастные особенности: в два-три года это около пяти минут. Перед школой — уже минут двадцать. Но большинство родителей если уж садятся читать, то собираются читать по полной. А ребенок послушал пять минут и отвлекается. Именно поэтому часто задают вопросы: почему ребенок просит двадцать раз прочитать одну и ту же книжку? Могу объяснить: вы читали ему пятнадцать минут, а время его концентрации — три минуты. И это не обязательно с начала текста — может, вы начали читать, а он еще не сконцентрировался, смотрит по сторонам, разглядывает книжку. Именно поэтому он просит снова и снова читать одну и ту же книгу — так у него наконец складывается пазл.
Также обязательно нужно обсуждать с ребенком прочитанное. Если вы хотите, чтобы он запомнил сказку, сюжетную линию, чтобы он обратил на что‑то внимание, это нужно проговаривать. Чтение без обсуждения — это не чтение, информации остается чуть-чуть. Я бы предложила такую схему: пять минут почитать, а потом десять минут обсуждать. Именно это, а не механическое слушание, развивает речь.
Чтобы привить любовь к чтению, вы сами должны читать.
Если ребенок не видит родителей с книгой в руках, то он и сам никогда не будет читать. Дети же все повторяют — в семье, где родители читают взахлеб, да еще и обсуждают книги, никогда не возникает проблемы «ребенок не читает». Обычно ребенок готов читать любую книгу, лишь бы только вместе с мамой, для него чтение — возможность побыть с ней рядом. Используйте это! Как только совместное чтение станет ритуалом, начните вместе ходить в книжный и позволяйте ему выбрать книгу самому. Затем начните дарить ему книги на праздники — так он все больше будет вовлечен в процесс. Затем разыгрывайте вместе сцены из книг, играйте в шарады. Пишите ему записки и просите, чтобы он написал в ответ письмо, в котором рассказал, где сегодня был и что делал. Просить что‑то описать, о чем‑то рассказать — значит побуждать к творчеству. И пусть он уже в первом-втором классе — не переставайте читать ему вслух перед сном. Потому что книжки, которые он может в этом возрасте нормально прочитать сам, — это «Колобок» или «Курочка Ряба». А слушать уже интересно про Незнайку или Алису в Стране чудес. Читайте ему до тех пор, пока он не скажет: «Не нужно, мама, я сам».